Конечные результаты обучения
CИЛЛАБУС
по модулю обязательной дисциплины «Гигиена труда»
Для специальности 5В110200- «Общественное здравоохранение»
Лекции -23 (часов)
Практические занятия - 97 (часов)
СРСП - 120 (часов)
СРС - 120 (часов)
Экзамен (зачет) 9-10
Всего часов - 360
Курс - 5
Семестр 9-10
Астана, 2016 г.
1.7 Сведения о преподавателях:
1. Сулейменова Роза Калдыбековна - к.м.н.доцент,зав.кафедрой. Стаж работы на кафедре 6лет. Научные интересы:эпидемиология, гигиена труда, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков. Читает лекции и ведет практические занятия на русском и казахском языках
2. Мусина Айман Аяшевна – д.м.н., профессор. Общий стаж работы – более 20 лет, на кафедре -3г. Научные интересы: гигиена труда, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков. Читает лекции и ведет практические занятия на русском и казахском языках
3..Шайзадина Гульнара Нургалиевна - к.м.н.., ассоциированный профессор. Стаж работы на кафедре 8 лет. Научные интересы: гигиена труда, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков. Читает лекции и ведет практические занятия на русском и казахском языках
4.Рахметова Бахытжан Тлепбековна. – старший преподаватель, стаж работы на кафедре 8 лет, научные интересы: эпидемиология, коммунальная гигиена,гигиена труда, гигиена детей и подростков . Ведет практические занятия на русском и казахском языках
5.Каюпова Шнар Камбаровна– магистр МВА, старший преподаватель,стаж работы 3 года, научные интересы: коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков. Ведет практические занятия на русском и казахском языках.
6.Сембиева Фарида Толебековна – магистр медицины, старший преподаватель, стаж работы 6 лет, научные интересы: коммунальная гигиена. Ведет практические занятия на русском и казахском языках.
7.Мукашева Кабира Мурзагуловна –ст.преподаватель,общий стаж работы 36 лет, педагогический стаж- 3года,научные интересы: коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков. Ведет практические занятия на русском и казахском языках
8.Алдабекова Гульназ Омирзаковна –ст. преподаватель,общий стаж работы 14 лет, научные интересы: коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков. Ведет практические занятия на русском и казахском языках
9.Ерденова Гульшат Капаровна- магистр медицины, ст. преподаватель, стаж работы 7 лет, научные интересы: гигиена труда,коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков. Ведет практические занятия на русском и казахском языках
1.8 Контактная информация: кафедра находится по адресу
ул.Бейбитшилик,51- 3 этаж
Аудитории 308,309
Телефон 539459
1.9 Политика дисциплины:
Обучающиеся обязаны:
· В полном объеме овладеть знаниями,умениями и практическими навыками по дисциплине
· Студент должен прийти на занятие, изучив материал темы по указанной литературе и контрольным вопросам
· Бережно относиться к имуществу кафедры
· Уважительно и корректно относиться к преподавателям,сотрудникам,
· обучающимся
· Соблюдать медицинскую форму на лекциях,практических занятиях,на экзамене (халат,шапочка).
· Активно участвовать в жизни кафедры (кружки СНО,мероприятиях кафедры)
· Отключать звук мобильного телефона на занятиях
· Не брать на экзамены сотовые телефоны
· Не опаздывать на занятия. Посещение лекций,практических занятий,СРСП обязательно
· В случае пропуска лекции материал отрабатывается в виде подготовки конспекта лекции и реферата, а также собеседования с лектором
· В случае пропуска занятий и лекций по уважительным причинам (болезнь, свадьба,роды,стационарное лечение,смерть близких,аварии,стихийные бедствия и др) студент или его родственники обязаны в течение 3-х суток информировать кафедру о происшедшем любым способом (по телефону и др).
· При неявке на занятия по уважительным причинам оправдательным документом является справка со студенческой поликлиники,донорская справка, свидетельство о смерти близкого,свидетельство о бракосочетании, свидетельство о рождении ребенка. При отсутствии подтерждающих документов причина считается неуважительной. Декан выписывает студенту допуск к отработкам и занятиям с указанием причины пропуска
· Допуск к отработкам и занятиям регистрируется в «Журнале регистрации допусков» деканата и в «Журнале отработок» кафедры.Копия оправдательного документа должна храниться в деканате, оригинал у студента.
· В случае пропуска по уважительной причине отработка проводится в объеме пропущенного материала и засчитывается в рейтинг в баллах
· В случае пропуска занятий по неуважительной причине отработка проводится в объеме пропущенного материала и не засчитывается в рейтинг (ставится 0 баллов)
· Пропущенные занятия и лекции по неуважительной причине отрабатываются в течение не более 2 календарных недель
· В случае неотработанных двух и более занятий и лекций обучающийся считается неаттестованным за аттестационный период
· Из ОРД вычитается 1 балл за каждую пропущенную лекцию по неуважительной причине
· Неудовлетворительные оценки для получения более высокого рейтинга не отрабатываются.
· Итоговая оценка подсчитывается только в том случае, если обучающийся имеет положительные оценки как по рейтингу допуска,так и по итоговому контролю. При этом положительная оценка включает оценки от 50% до 100%,неудовлетворительная оценка – от0% до 49%
· Отработка на кафедрах принимается по расписанию
· Обучающийся, не согласный с результатом экзаменационной сессии, итоговой аттестации , имеет право подать апелляцию на имя председателя апелляционной комиссии Университета.
· Студентам- призерам Международных студенческих конференций или олимпиад по дисциплинам кафедры выставляется положительная оценка (100%) по итоговой аттестации автоматически.
· В случае,если студент имеет задолженность по дисциплине,разницу в учебных планах при переводе из другого вуза ,то он должен пройти в летний платный семестр.
Программа
Введение.
Гигиена труда – наука, изучающая гигиенические условия характера труда и их влияние на здоровье и работоспособность человека, а также разрабатывающая научные основы и практические меры по предупреждению отрицательных последствий трудовой деятельностиию забоолеваеми их осложнений в услвияхрофилактика болезней травм, а также прогресирования. Главным содержанием гигиены труда является медицинская профилактика болезней и травм, а также прогрессирования хронических заболеваний, травм и их осложнений в условиях трудовой деятельности человека.
Гигиена труда является одной из научных отраслей профилактической медицины, знание вопросов которой необходимо бакалаврам по специальности «Общественное здравоохранение».
2.2 Цель модуля:подготовка специалиста общественного здравоохранения по проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены труда.
2.3 Задачи обучения:
1. дать знания об основных положениях законодательных актов, регулирующих деятельность санитарного врача, включающих статьи Конституции Республики Казахстан, ЗРК «Трудовой Кодекс республики Казахстан», ЗРК « Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения, «Постановлений Правительства РК» и других правовых и нормативных актов;
2. научить оценке состояния общественного здоровья и здравоохранения;
3. обучить теоретическим и практическим основам гигиены труда;
4. дать знание о методах гигиенических, физиологических, токсикологических и химических исследований производственной среды и факторов трудового процесса;
5. научить разработке профилактических мероприятий и оценке их эффективности;
6. обучить организации обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, занятого различными видами трудовой деятельности;
7. дать знание о мероприятиях государственного санитарного надзора, проводимых с целью определения факторов риска в профилактики профессиональных заболеваний, отравлений и травм, а также способствующих снижению общей заболеваемости работающего населения;
8. научить оценке и анализу состояния производственной среды и факторов трудового процесса подконтрольных объектах с целью разработки комплекса профилактических мероприятий;
9. обучить методам лабораторных и инструментальных исследований факторов производственной среды и трудового процесса;
10. обучить осуществлению текущего санитарного надзора за подведомственными предприятиями и другими объектами;
11. научить правильному оформлению учетно-отчетной документации;
12. обучить пропаганде принципов и основ здорового образа жизни, принципов профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Конечные результаты обучения.
А. Студент должен знать и понимать:
1.законодательство об охране здоровья граждан, об охране труда, санитарное, природоохранное законодательство Республики Казахстан, правовые основы деятельности специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы; и нормативно-правовую документацию в области гигиены труда;
2. документацию отдела гигиены труда;
3. методику расчета и анализа показателей здоровья работающего населения;
4. механизмы воздействия вредных и опасных факторов производственной среды на организм работающего населения, виды производственно обусловленных и профессиональных заболеваний и вопросы медико-социальной экспертизы;
5. основные принципы организации национального здравоохранения, в том числе, организацию санитарно-эпидемиологической службы, место и роль специалиста по гигиене труда в системе организаций медицинского обеспечения работающего населения;
6. правила организации и проведения предварительных и периодических медицинских осмотров;
7. основы организации рационального режима труда и отдыха при различных видах трудовой деятельности;
8. основы организации и проведения гигиенических и оздоровительных мероприятий по выявлению и предупреждению неблагоприятного воздействия производственной среды на организм работающих;
9. основы гигиенического нормирования вредных веществ, физических, химических и биологических факторов производственной среды;
10. основы принципов организации и проведения гигиенических оздоровительных мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия производственной среды и трудового процесса на организм работающих
В. Студент должен применить знания и понимания:
1.использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста в области гигиены труда;
2. принимать управленческие решения на разных уровнях государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены труда;
3. вести деловую, учетно-отчетную, медицинскую документации по гигиене труда на государственном и русском языках;
4. оценивать санитарно-гигиеническое состояние различных объектов при осложнении санитарно-эпидемиологической ситуации;
5. оценивать эффективность профилактических мероприятий по снижению влияния вредных и опасных производственных факторов;
6. составлять санитарно-гигиеническую характеристику и проводить хронометражные исследования по отдельным процессам;
7. давать гигиеническую оценку условиям труда и на предприятии в целом;
8. разбираться в принципе работы и методах исследования функционального состяния организма в процессе трудовой деятельности;
9. осуществлять предупредительный и текущий санитарно-гигиенический надзор в области гигиены труда;
10. проводить учет, расследование и анализ профессиональных отравлений, заболеваний и травм на производстве;
11. работать с приборами, оценивать гигиеническую эффективность санитарно-технического оборудования с учетом международных стандартов;
12. использовать знания о закономерности взаимодействия организма и производственной среды в проведении пропаганды здорового образа жизни среди населения, пропаганды профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
13. ведения учетно-отчетной документации по гигиене труда с использованием компьютерных технологий;
14. осуществления государственного предупредительного и текущего санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены труда;
15. проведения экспертизы проектных документов различных производственных объектов;
16. оценки состояния здоровья работающего населения в связи с влиянием неблагоприятных факторов производственной среды;
17. составления плана работ отдела гигиены труда ГСЭН;
18. организации ЗОЖ.
С. Студент должен владеть навыками выражения суждения:
1. Методикой проведения углубленного, рейдового и планового обследования
2. Подготовки и проведения лекций и бесед по различным разделам гигиены детей и подростков с целью формирования здорового образа жизни подрастающего поколения;
3. Подготовки и оформления материалов для наглядной агитации
D. Студент должен обладать коммуникативными способностями:
1. Уметь работать в междисциплинарной команде;
2. уметь представлять собственные исследования или результаты литературных поисков для специалистов также как и для непрофессиональной аудитории.
Е. Студент должен показать способность к учебе:
1. Уметь исследовать новые области посредством самостоятельного изучения;
2. Использовать возможности быть информированным о новых открытиях и методах и уметь давать профессиональный совет по возможному ряду применений;
3. Проведение экспертизы проектных документов детских и подростковых объектов.
2.5 Пререквизиты:общая гигиена,экология, биохимия, медицинская биофизика, физиология, гигиена питания, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков
2.6 Постреквизиты:дисциплины магистратуры
2.6 Краткое содержание дисциплины: Гигиена труда – наука, изучающая гигиенические условия характера труда и их влияние на здоровье и работоспособность человека, а также разрабатывающая научные основы и практические меры по предупреждению отрицательных последствий трудовой деятельности
2.7 Тематический план: