Подготовительная и контактная фазы
Деловое общение
- Деловое общение. По характеру и содержанию общение бывает формальным (деловое общение) и неформальным (светское, обыденное, бытовое).
Деловое общение – это процесс взаимодействия между собеседниками( партнерами) , в котором происходит обмен продуктами деятельности, информацией и опытом, предполагающими достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. В отличие от делового, в обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию его участников) в любой момент.
Формы делового общения :
-деловая беседа
-деловые переговоры
-деловые совещания
- публичные выступления
Функции деловой беседы. Фазы беседы.
Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, с тем чтобы он согласился и поддержал ее. Таким образом, одна из главных задач деловой беседы – убедить собеседника принять конкретные предложения. В жизни, всем вам в той или иной мере придется вести деловые беседы. Прием на работу, разговор с начальником или с другими людьми, от которых зависит выполнение ваших планов, -все это разновидности деловой беседы.
От того, как партнеры (собеседники) могут наладить контакт друг с другом, насколько эффективно смогут общаться, часто зависит исход дела.
Наиболее важным является начало беседы. Искусный собеседник будет применять специальные приемы, чтобы расположить к себе, наладить благоприятную атмосферу, и только затем прейдет к убеждению партнера в правильности своих аргументов.
Деловая беседа состоит из 6 фаз :
1) Подготовительная фаза;
2) Контактная фаза;
3) Ориентировочная фаза;
4) Фаза аргументации и контраргументации;
5) Завершение;
6) Анализ.
Подготовительная и контактная фазы
То, как мы начинаем общение с человеком ( в данном случае беседу), во многом определяет характер и результаты нашего взаимодействия.
Общение начинается еще до личной встречи, в процессе предварительной подготовки. Перед началом разговора нужно четко сформулировать для себя, чего необходимо достигнуть в результате.
Очень важной является контактная фаза беседы . И здесь нужно вспомнить о приемах расположения к себе.
Чтобы беседа была продуктивной, с самого начала необходимо постараться выполнить задачи контактной фазы:
- установить контакт с собеседником;
- создать благоприятную атмосферу для беседы;
- привлечь внимание партнера к беседе4
- пробудить интерес к беседе;
- «перехватить» инициативу, если это необходимо.
В налаживании контакта большую роль играют условия беседы – место, время, наличие помех (присутствие посторонних, телефонные звонки, шум, беспорядок в комнате, на столе и т.д.). Постарайтесь обеспечить максимальный комфорт. Для создания благоприятной атмосферы выражайте собеседнику свое одобрении, избегайте критических оценок его поведения и высказываний. Снять напряженность в начале беседы можно, просто сказав несколько теплых приятных фраз личного характера, мягко пошутив. Можно использовать анекдотичный случай, событие, сравнение, увязав его с содержанием беседы.
Начало беседы . Существуют такие способы начала беседы, которые закрывают нам путь к успеху или сильно затрудняют его достижение (поэтому их называют «самоубийственными» ).
- Проявление признаков неуверенности в себе и в необходимости встречи. Избегайте фраз типа : «Не знаю, даст ли что-нибудь наша беседа…», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…». Наоборот, полезно, начиная разговор, подчеркнуть, что послужило поводом для встречи. Обозначьте цель беседы, дайте партнеру почувствовать, что вы готовы ответить на все его вопросы.
- Проявление неуважения в начале встречи, даже в мягкой форме, например: «Давайте с вами быстренько рассмотрим…», «Я как раз случайно проходил мимо и заскочил к вам…».
- Возбуждение оборонительной позиции у собеседника первыми же вопросами. Это происходит, когда вы без предварительной подготовки начинаете разговор с трудных, проблемных моментов, по которым могут быть разногласия.
Начинать беседу следует с «Вы-подхода» - поставить себя на место собеседника, представить себе его интересы. Это отражается на содержании и форме высказываний.
Сравните пример:
- Я бы хотел… - Вы хотите…
- Мне представляется интересным… - Это должно быть
интересным для вас.
- Я пришел к такому выводу… - Вам будет интересно
Узнать…
Ориентировочная фаза
Для успешного ведения разговора желательно выполнять следующие условия.
- Заинтересовать собеседника и объяснить ему, чем вызван ваш интерес к беседе.
- Подчеркнуть ценность и положительные последствия беседы для партнера.
- Использовать соответствующие условиям беседы виды слушания (активное) и правильно выбирать технику слушания (раскрашивание, эхо, идеи, резюмирование, отражение чувства и др.).
- Учитывать интересы, мотивы, чувства, стиль общения собеседника.
- Уважать его мнение, стараться по достоинству оценить его мысли и ход рассуждений.
- Избегать преждевременных выводов и решений в начале беседы, которые могут сделать вас «глухим и слепым» в ходе разговора.
- Стараться не вынуждать собеседника некорректными вопросами или фразами прибегать к защитному поведению; не давать оценок и советов.
- Придерживаться оптимальной интенсивности, тона и темпа беседы( с учетом стиля собеседника), соблюдать паузы для отдыха и осмысления сказанного.
- Следить за ходом беседы и поведением партнера, восстанавливать контакт при его нарушении.