Советы при острых состояниях 3 страница
Например, человек съедает сладкий, да и любой углеводный продукт (скажем, гречневую кашу), и после его переваривания у него сахар в крови поднимается. Через 2 часа он должен снизиться до нормы, как раз после того как он отработал пищу и спустил ее в кишечник. Соляная кислота продолжает вырабатываться, это выходит в кровь и снижает уровень калия и сахара. Но если желудок не работает, то он не может убрать сахар до нового приема пищи. Что мы делаем? Наш организм просит воду, чтобы разбавить этот сахар, чтобы не запустить его в избыточном количестве в мозг, чтобы не сгорела ткань мозга.
Если у нас после приема пищи нет бодрого состояния, а есть сонливость и слабость, то это сахар, это второй вид диабета. Он практически у 90% людей. Первая тактика - есть часто, дробно и заканчивать прием пищи в данный день до 18 часов. Объем пищи, который может переварить желудок - это две сложение ладошки. Можно купить пиалу или мисочку примерно такого размера и определять объем одноразово съеденной пищи. Неважно, будет это суп, второе или чай с чем-то.
Сахара при диабете - это не чистые сахара, переизбыток калия, калийных продуктов, так как все они сладкие. Поэтому мы с диетного режима стараемся хотя бы временно убрать все сахаросодержащие продукты, пока не восстановится желудок. Продукты, которые содержат чрезмерное количество калия, содержат дрожжи. Хлеб должен быть без дрожжевой - на солоде либо на заквасках. Это лаваши, хлебцы. Продукты, содержащие калий, - это сухофрукты, все фрукты (особенно виноград, бананы), орехи, семечки.
Также нужно ограничить питье. Чувство жажды при диабете очень высокое, но оно очень легко подавляется. Когда мы сосем крупинку соли после еды, срабатывает определенный рефлекс и желудок начинает вырабатывать соляную кислоту, которая всасывается в кровь; и уровень сахара понижается, чувство жажды уходит. Так мы боремся с неинсулиновым диабетом.
При головных болях
Если соли мочевины остались в организме, значит, сосуды сузились, чтобы спасти мозг. В этом случае помогает таблетка лазикса. Если калия в крови много, срабатывает мочегонный механизм.
Мы нашли хороший рецепт у китайцев. Они делают гамаси: берут кунжутное семя, в котором очень много магния, высыпают на сухую сковородку и обжаривают без масла до слегка золотистого цвета. На 5 столовых ложек кунжута берут одну столовую ложку соли. Через кофемолку все это перемалывают. Получается нечто вроде подсоленной халвы. Когда начинается головная боль, достаточно столовой ложки этого состава пососать во рту. Кунжут помимо большого содержания магния содержит много кальция. Женщины после сорока лет, у которых начинается остеопороз, страдают от недостатка кальция. В кунжуте он есть в достаточном количестве и легко усваивается.
При гастрите
Гастрит - это заброс желчи, когда травмируются бактерии, которые живут в желчной среде. Что эта бактерия делает в желудке? После каждой еды в желудок забрасывается желчь, т. е. щелочь. Эта бактерия, живущая в щелочной среде и в желудке, живет потому, что в нем нет соляной кислоты. Зная проблемы желудка, мы с вами гастриты и язвы должны заедать, т. е. питаться дробно.
Желудок с 5 часов утра вырабатывает концентрированную соляную кислоту - желудочный сок; следовательно, слизистая оболочка тоже может раствориться, поэтому мы стараемся дробно и часто питаться, а не голодать в течение дня, не есть после 18 часов, чтобы слизистая восстановилась. Еще один важный момент: секреция соляной кислоты увеличивается при холоде, т. е. горячий чай в желудок заливать нельзя. Как только туда поступает горячая пища, секреция уменьшается. Поэтому наша задача - не есть слишком горячую пищу, т. е. выше, чем температура тела. Если желудок пищу не переварил, то в кишечнике образуется запор. Поэтому при восстановлении желудка и эта негативная ситуация уходит.
Панкреатит поджелудочной железы, как правило, лечится голодом. Если после 18 часов воздерживаемся от пищи, то эта болезнь проходит.
При остеохондрозе
Мочевые соли, которые не фильтруются почками, откладываются на позвоночник, суставы, стенки сосудов. В первую очередь они откладываются именно на позвоночник - в сам позвоночник и на позвонки. Позвонки соединены между собой эластичными бинтами- связками, которые дают гибкость позвоночнику. Мочевые соли откладываются на связочный аппарат, который держит эти позвонки, отчего он провисает. Позвонки начинают болтаться и при любых физических нагрузках - тяжелых, неравномерных позвонки смещаются, связки их не держат, они передавливают нервные окончания. От этого мы имеем прострелы, люмбаго, боли.
Если физические нагрузки идут постоянно, то хрящевые диски из таких позвонков начинают выезжать; это называется грыжей Шморля. То есть если почки не фильтруют, начинается остеохондроз, сколиоз, грыжа Шморля. Когда начинаются сильные остеохондрозные боли, которые снимаются только вправлением (если позвонок придавил нервное окончание, то его надо высвободить), образуются солевые столбики.
Остеохондрозные (мочевые соляные) столбики, откладываясь на связках и около позвонков, передавливают нервные окончания. Когда хрустят и трещат все суставы, это именно соляные столбики дают такие звуки. Когда это происходит, то позвоночник обычно уже негибкий. Он как бы весь зацементирован, и боли идут по позвоночнику, шейному отделу, грудному, поясничному. Мы опять же используем аспириновые бинты. Они очень быстро помогают снять такую боль. Иногда для лечения при таком диагнозе используют пиявок, которые вырабатывают гирудин. Гирудин разжижает кровь там, где пиявку поставили. Аспирин тоже разжижает кровь и помимо всего снимает воспаление, так как нервные окончания от длительного передавливания воспаляются.
Для лечения надо развести 4 таблетки аспирина на стакан воды, намочить бинт и этот бинт всей шириной по всей длине разложить в несколько слоев от первого шейного позвонка до копчика. Оставить в таком положении на один час. Опять же надо освободить почки, чтобы растворить соли, песочек, камушки, которые образовались там в течение жизни: сосать соль (5-6 раз вне еды), не есть после 18 часов и сократить объем выпитой жидкости.
Такая же тактика избирается для борьбы с суставными заболеваниями, артрозами, варикозами. Где звучит «оз», там обозначается проблема на стенках сосудов, на позвоночнике, в суставах.
О препарате Декарис
Декарис - мощный иммуномодулятор, применявщийся в советское время в детских садах весной и осенью для укрепления иммунитета у детей и антигельминтных целей.
Мы его стали использовать и попутно раскопали всю его историю. Где-то в 1972 году на базе Первого медицинского института имени Сеченова в Москве был на кафедре акушерства и гинекологии интересный молодой человек. Он увлекся этим Декарисом и написал кандидатскую диссертацию. Когда он ее защищал, ему дали сразу докторскую. Это был прорыв. И сразу во всех клиниках стали использовать этот декарис по схеме того самого молодого человека.
Сейчас в аннотации препарат представляется как противоглистный, но это нынешнее представление. А раньше, лет 5 назад, в аннотации было написано, что это иммуномодулятор, используемый при комплексном лечении раковых больных. У того парня с факультета гинекологии декарис начали использовать для лечения бесплодия. После первого курса лечения (3 дня по 1 таблетке на ночь с таблеткой аллохола, через неделю повторить и ещё через неделю повторить) беременели большинство женщин, у них проходили воспалительные заболевания по части гинекологии. Поскольку он был гинеколог, то он только эту тему и брал.
Когда мы стали расширять область применения декариса с разными пациентами, то подтвердили практически, что препарат является иммуномодулятором. При изучении антигельминтового действия декариса было обнаружено, что он повышает общую сопротивляемость организма и может быть использован как средство для иммунотерапии.
В связи с этими свойствами декарис был предложен для лечения различных заболеваний, в патогенезе которых имеются расстройства иммуногенеза, первичное, вторичное иммунодифицитное состояние, хронические рецидивирующие инфекции, ревматоидный артрит. Декарис относится к базовым средствам, действующим при длительном применении, то есть, применяется он месяцами, а не одноразово.
Однако, Декарис рекомендуется принимать под наблюдением врача и не заниматься самолечением.
Духовная сторона вопроса
Из лекций профессора А.И. Осипова мы знаем, что рождаемся в определенной семье по Воле Божией, родителей мы не выбираем, род свой мы не выбираем. Хотим мы или не хотим, нравится нам или не нравится, рождаемся мы в определенной семье, и проблемы этого рода отражаются на нас. Существуют грехи трех видов: первородный (снимается при крещении, в таинстве крещения), собственные (снимаются в таинстве исповеди и таинстве причастия) и родовые. В книге «Исход», когда Господь явился Моисею, Он сказал, что прощает любое преступление, если человек в нем раскаялся, но не оставляет без наказания некающихся в грехах и наказывает детей за особо тяжкие грехи отцов и детей детей до 4-го рода, а у священников даже до 7-го рода.
Хотя дети не виноваты в грехах своих предков, но последствия их несут. То есть, мы несем грехи своих предков. Если мы не будем учитывать этот фактор, то никогда до конца не исцелимся и не сможем родить и вырастить нормальное потомство. Если человек следит только за физиологией, то он до конца не излечивается, у него просто снимаются симптомы. Дети до 7 лет почти не болеют, а если болеют, то этим может проявляться то, что они несут проблемы своих родителей. Поэтому, очень важно молиться об упокоении наших предков.
Если удается их вымолить, то, по мнению некоторых духовников, когда эти грехи прощаются им, то много проблем снимается и с нас, и, в первую очередь, физических, физиологических, проблем, связанных с болезнями. Причем эти болезни часто проходят не постепенно, а получается, что человек утром просыпается вдруг абсолютно здоровым. Вот насколько важно отмаливать свой род, насколько это тесно связано с нашим физическим здоровьем.
Сам митрополит Серафим (Чичагов) всегда подчеркивал, что причину болезни надо искать в грехах и страстях, а "болезнь же есть ничто иное, как видимое или чувствуемое нарушение правильного хода жизненного процесса".
Примечание:
Рекомендации, изложенные в данной брошюре нужно использовать с рассуждением применительно к обстоятельствам, месту нахождения и виду заболеваний. Например, на южных территориях с жарким климатом, на Святой Земле количество потребляемой в сутки жидкости следует разумно увеличить, помня что в жарких климатических зонах следует не допускать обезвоживания организма.
Аналогично и в отношении насыщения организма йодом, нужно учитывать что при некоторых болезнях количество потребляемого йода должно быть ограничено.
Источники:
1. Чичагов Л.М. Медицинские беседы (репринтное издание 1891 года).
Скачать двухтомник "Медицинские беседы" можно на сайте по ссылке:
http://www.blagoslovenie.ru/news.php7extend.94
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
О Чичагове и его методе
Ниже представленный материал показывает всеобъемлющий характер, а также материальную и духовную сторону метода сщмн Серафима (Чичагова).
Известно, как много сделано в XIX веке для распространения гомеопатии в России православными священнослужителями. Святитель Игнатий (Брянчанинов), находясь на покое (пенсии) в Николо-Бабаевском монастыре, расположенном на границе Ярославской и Костромской губерний, принимал болящих, назначая гомеопатическое лечение, которое было очень успешным. Через три года прием больных был прекращен из-за все увеличивающегося числа стремящихся за помощью к владыке и невозможности их всех принять
[3].
Святитель Феофан Затворник советовал обращаться к гомеопатии, «...гомеопатия может помогать во всяких болезнях...» [7].
Святой праведный отец Иоанн Кронштадский на торжественном освящении гомеопатической аптеки и лечебницы в Санкт-Петербурге 17 октября 1892 года сказал: «Ваш метод самый разумный и верный. Сама Божественная премудрость не нашла более верного средства к врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевания подобного подобным. Прежде креста, смерти и Воскресенья Своего Христос установил на все века для действеннейшего врачевания грешного человечества величайшее таинство причащения пречистого Тела и Крови Своей, соединенных с божеством. Значит, в самом Богочеловеке имеем пример врачевания подобного подобным. Да будет же всегда Вашим всесильным помощником при ваших общеполезных действиях Сам Богочеловек и Всемогущий Творец и Врач болящего человечества»
В 8о-е годы XIX в. Святейшим Синодом была предложена программа преподавания основ медицины в духовных семинариях, включающая изучение основ гомеопатической медицины. В конце XIX столетия около тысячи священников были подписчиками журнала «Врач-гомеопат» и более тысячи священников получали гомеопатические лекарства в трех гомеопатических аптеках Санкт- Петербурга [8].
Митрополит Петербургский Серафим (Чичагов) - потомственный русский аристократ, блестящий гвардейский офицер, герой Русско-турецкой войны 1877-1878 гг, богослов и священник, прошедший путь до митрополита и Члена Святейшего Синода, был ещё и композитором, художником- иконописцем и целителем, создавшим самобытную лечебную систему. Пройдя архангельскую ссылку на Соловках, московские Таганскую и Бутырскую тюрьмы он был расстрелян в 1937 году, а в 1997 г. канонизирован Поместным Собором Русской Православной Церкви. Теперь российские гомеопаты могут гордиться, что в наших рядах есть святой-новомученик, наш предстоятель перед Богом! [4, 9, ю]
На Русско-турецкой войне будущий священномученик (Л. М. Чичагов), глубоко сопереживая физическим страданиям раненых воинов, поставил перед собой задачу овладения медицинскими знаниями для оказания помощи своим ближним. По-видимому, именно на фронте Чичагов впервые познакомился с гомеопатическим методом лечения и сам начал лечить раненых гомеопатическими средствами. Вернувшись с войны в 26.8.1878 г. он начал интенсивно изучать медицину в Санкт-Петербургском Университете и затем разработал свою оригинальную систему лечения [2, 5].
В 1890 г. вышла его книга «Что служит основанием каждой науке» [12], в которой будущий святитель пишет:
«Я не боюсь ни критики, ни нападков на мою настоящую работу, так и на последующую, в которой я буду подробно излагать мою систему лечения ["Медицинские беседы", 1891], так как чувствую себя сильным и правым, служа науке, в основе которой лежит религия, и, взяв в помощницы природу, а также поставив себе общую пользу страждущего человечества, которой я всецело себя посвятил. Наконец, эта моя беседа была обращена к страждущим, которые, конечно, скорее и легче понимают истину» (стр. 4).
Л. М. Чичагов развивает христианский догмат о ТРОИЧЕСКОМ УСТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕКА:
«Итак, человек сотворён не из одного тела, а также из души и духа. Может ли наука в таком случае говорить об устройстве человека и болезнях его, отвергая религию, подобие человека с Создателем и Самого Бога? Наконец, к чему послужит такая наука, если она заботится лишь о доставлении помощи болеющим тканям и не желает знать о существовании души, неразрывно связанной, однако, с телом, и духа, вселяющего страх Божий, возбуждающего совесть и имеющего столь громадное влияние на чувствительную и деятельную сторону человека» (стр. 16).
«Если б человек всегда держался здравомыслия и благоразумия, - пишет будущий православный иерарх, - то встречал бы в жизни наименьшую долю случайностей, неприятных его сердцу, и, следовательно, имел бы наибольшую долю здоровья и счастья. Но мысленная сторона редко держит себя достодолжно, предаваясь мечтам и рассеянности, а деятельная уклоняется от своего нормального направления, увлекаясь непостоянными желаниями, возбуждаемыми непотребностями естества и пришлыми страстями».
Размышляя об этиологии болезней Л. М.
Чичагов пишет:
«Вся Библия и Евангелие полны указаниями, что корень человеческих болезней кроется в их страстях. В таком случае, в чём же заключаются причины болезней? Этот вопрос разрешится весьма легко, как только вникнуть в действие страстей на организм человека. Более чем ясно, что всякая страсть, влекущая к вредному образу жизни, увлечениям, необузданности характера и т. д., прежде всего производит порчу крови и порождает неправильность кровообращения; недоброкачественная кровь, питая ткани, изменяет их свойства, а изменённое кровообращение производит приливы крови только к известным органам и тканям или частям тела и нарушает их деятельность. Болезнь же есть ничто иное, как видимое или чувствуемое нарушение правильного хода жизненного процесса» (стр. 33).
В1891 году выходит двухтомное издание Л. М. Чичагова «Медицинские Беседы» (СПб.: тип. «Кушнерев и компания»), где он искренне делится своими переживаниями и трудностями на тернистом пути лечебной работы и написания книги [и] (в скобках указывается номер тома и страница):
«Вражда и преследование - это главные награды, благодарность некоторых больных - это временное утешение. Чтобы новое лечение приобрело сторонников, оно должно творить чудеса, добиваться таких крупных результатов, которые не мыслимы для существующих систем; необходимо вырывать людей из объятий смерти. С другой стороны, подобные результаты лечения убеждают общество в сверхъестественности и автору приписывают духовные силы, что в глазах людей низводит это лечение опять-таки в область фантазии, шарлатанства и эксплуатации. Творить чудеса надо, а творящим их выражается недоверие и сомнение. Следовательно, остаётся одно: молчать, терпеть, и выслушивать нарекания. Молчать, пока не наступит час, когда можно будет заговорить, не боясь за судьбу своего детища; терпеть, пока масса излеченных не заставит врагов лечения отнестись к нему с уважением; выслушивать нарекания, пока хулители и недруги, устыдясь своего пусторечия и злостного отношения, не обратятся сами за помощью в болезнях и не станут кланяться тому же человеку, которого несколько дней тому назад бранили».
Первый том содержит Первую и Вторую части на 68о страницах. Часть Первая (стр. 1-318) содержит 12 Бесед и посвящена главным образом истории медицины.
Беседа I «О медицине вообще» является своеобразным введением с критикой современных медицинских концепций, поднимает на щит достижения народной медицины, описывает развитие медицины у древних народов и делает акцент на использование целительных сил природы. Дается критическая характеристика систем лечения Гиппократа, его противников, учеников и последователей (Беседы II-IV).
Беседа V «История гомеопатии» (1 том стр. 106-127) целиком посвящена гомеопатии. В ней изложена характеристика концепции Ганеманна, его биография, отражаются нападки на это направление медицины.
Беседы VI-VII дают критическую характеристику терапевтических методов главных систем в медицине того периода.
Для нас важна Беседа VIII «Закон в медицине», где автор сравнивает аллопатический принцип с гомеопатическим, подвергает критике теоретические споры аллопатов и доказывает, что аллопатия зачастую излечивает не благодаря, а вопреки своей доктрине.
Беседы IX-X «Дозировка лекарств» вплотную подходит к проблеме минимальных гомеопатических доз. Один подраздел так и называется: «Сущность гомеопатии и дозировка её лекарств».
В Беседе XI «Современные фармакологические вопросы» Л. М. Чичагов касается химической классификации лекарств, понятия о силе лекарства, подавления болезней большими дозами лекарств, попыток гомеопатов открыть законы для дозировки своих средств. В Беседе содержится Отчёт Международного гомеопатического конгресса 1889 года, а также «Исповедь аллопата» (который потом стал гомеопатом!)
Далее он естественным образом переходит к
Беседе XII «Аллопатия перед судом её представителей» (стр. 275-318). Здесь он подвергает тщательному критическому анализу солидный труд очень авторитетных представителей аллопатии Нотнагеля и Россбаха. Л. М. Чичагов подчёркивает, что эти честные учёные постоянно, на каждом шагу, признаются в своём незнании, демонстрируя, что их наука почти сплошь и рядом строится на шатких предположениях. Он делает вывод, что «после изучения подобной фармакологии вряд ли можно пользоваться "рациональной медициной"» (стр. 301).
Автор с большим уважением ссылается на Ганеманна и таких известных гомеопатов, как Аллен, Герхард, Юз, Бразоль и других.
Л. М. Чичагов неоднократно предостерегает последователей от причисления его как к аллопатам, так и к гомеопатам. Он утверждает, что медицина со времён Гиппократа едина и состоит из трёх частей: аллопатии, гомеопатии и гидропатии (водолечения).
«Я задумал после изучения медицины изменить только то, что мне казалось недостатками, а потому я не автор новой медицины, а лишь составитель новой фармакологии, новой дозировки лекарств, нового способа их употребления и т. п.» (1 том, стр. 528) «Итак, я не хочу быть ни лицемерным, ни и лживым, а потому не желаю давать своей системе никакого названия. Существует только одно целое, одна наука - медицина, отцом которой считается Гиппократ» (1 tom, стр. 531-532).
Вместе с тем лекарственная терапия у него, несомненно, гомеопатическая, поскольку его лекарства готовятся способом динамизации и назначаются по ПРИНЦИПУ ПОДОБИЯ:
«Я утверждаю также, что кроме гомеопатического закона подобия не существует другого руководящего принципа действия лекарств. Некоторые системы, как, например, аллопатия, применяют его безотчётно, инстинктивно, не желая вникнуть в причину своих действий и объясняя всё лишь опытом, но, положительно, это упрямство с предвзятою целью».
Ссылаясь на Ганеманна, Чичагов утверждает: «чтобы иметь несомненные и верные средства для лечения болезней, необходимо жить с природою и отрешиться навсегда от стремления переделывать её на свой лад» (1, стр. 534). «Фармакология должна быть основана на научном эмпиризме» (1, стр. 534). «Большинство моих специфических средств имеют динамическое действие. Преимущества гомеопатии в том и заключаются, что она применяется только посредством динамического действия лекарства» (т. 1, стр. 640).
Интересна позиция Леонида Михайловича по поводу комплексных препаратов. Он утверждает, что «поскольку каждое лекарство испытывается порознь, то и применять их следует отдельно», и допускает при лечении хронической болезни применение не более двух лекарств и притом последовательно. Он говорит: «Если каждое лекарство можно испытывать только порознь, для познания его свойств, то при лечении болезней не может быть допущено многосмешение, т. е. уничтожение определённых свойств. Чем сложнее болезнь, тем она требует менее лекарств, так как корень или причина её одна, - недоброкачественная кровь, - и заниматься лечением определённых симптомов значило бы приносить страждущему временное облегчение. Более двух лекарств, употребляемых порознь, никогда не может понадобиться» (1, стр. 626). «Как известно, моим собеседникам из истории гомеопатии, первый врач, выступивший против многосмешения, был Ганеманн... Простоту он называл высшим законом врача» (1, стр. 626).
Леонид Михайлович уделял большое внимание ДОЗАМ лекарств:
«Для каждой системы лечения вопрос о дозировке есть самый важный и трудный для разрешения. Он начинает и разрешает всё.
Можно ли все лекарства дозировать одинаково, по одному выработанному типу? Нет, каждое средство требует особой дозировки, соображённой со свойствами, видом, качествами и действиями его. Только испытывая лекарственное вещество в различных дозировках и приготовлениях можно познать его из опыта, в каком виде и в каких дозах действие его быстрее, полезнее и ощутительнее. Конечно, в каждой фармакологии найдут несколько лекарств одинакового приготовления и одной дозировки, но, в общем, фармакология должна быть разделена на большое число отдельных форм приготовления как тинктур, так и делений лекарств на силы. Отличительная черта моих лекарств заключается именно в делении их на несколько сил или номеров, при установленной для каждого средства общей дозировки».
Однако САМОБЫТНАЯ СИСТЕМА Л. М. Чичагова весьма сильно отличается от современной гомеопатии.
Во-первых, он категорически настаивает использовать только неядовитые растения: «Все аллопатические яды должны быть принципиально отвергнуты».
Во-вторых, предпочтение отдаёт деревьям, исходя из их полезности в быту человека, поскольку полезными их сделал Творец. В фармакологию Л. М. Чичагова входят лекарства «...из сосны, ладана, берёзы, бука, орешника, граната, дуба, клёна, лавровишни, мирра, рододендрона, тополя, рябины, туи, финиковой пальмы, эвкалипта, ясеня, японской камфоры, лавра, кальмии, чилибухи, других деревьев».Из кустарников он использовал «...бруснику, бузину, гамамелис, гелониас, гидрастис канадензис, жасмин, индийский плющ (фитоллака), кондуранго, лаванду, ломонос, паслён сладкогорький, перец стручковый, пижму, руту душистую, хвойник (эфедра), хлопчатник и хмель». Применял он и травы «...арника, васильки, ветреница луговая, грудышник горький (Игнация), зверобой, ирис, кактус, коготки, очанка (Теукриум), подлесник (Азарум), ромашку, тысячелистник, щавель, алое (сабур), виргинку (Гамамелис)».
В-третьих, «люди должны были бы пользоваться теми средствами, которые произрастают в той же местности, где они живут», (т. 1, стр. 643). Поэтому главным лекарством своей фармакологии он сделал препарат из сосны, который назвал БАЗИС (оно близко известной нам Теребентине).
В-четвертых, из минеральных источников он использует только серу, известь и минеральные воды.
В-пятых, Л. М. Чичагов говорит, что «простейший, кратчайший и вернейший путь для определения свойств лекарств - это экспериментальный»; «целебные свойства лекарств выявляются в испытаниях: 1) на животных; 2) на здоровых людях и 3) на больных» (стр. 616). В отличие от мнения Ганемана он категорично утверждает: «Испытание различных свойств неядовитых лекарств должно производиться исключительно на больных людях» (стр. 617).
В-шестых, если лекарство подобрано правильно, то больной получает моментальное облегчение. Оригинальным в системе Л. М. Чичагова является применение лекарств для диагностики.
«Мои средства безвредны, предлагаются в малых дозах и действуют динамически, а не механически». «Этот проверочный приём даёт мне возможность иногда, после допроса больного, прямо переходить к нему, не теряя времени на выслушивание и выстукивание и, конечно, я почти всегда узнаю истинную причину болезни безошибочно».
«Для контроля диагноза с помощью лекарства, врач должен: 1) обладать специфическими средствами для всех органов, некоторых полостей и болезней; 2) точно изучить свойства своих лекарств; 3) лекарства должны действовать быстро» (1, стр. 564). «Подобный проверочный диагноз я ввёл давным давно в мою систему лечения и для всех болезней, так как все мои лекарства обладают специфическими свойствами» (1, стр. 656).
В-седьмых, Л. М. Чичагов разрабатывает концепцию ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ. Он утверждает, что «предрасположение к известной болезни, без которого люди никогда не заболевают, есть ничто иное, как скрыто существующая болезнь, сопровождающаяся расстройствами кровообращения» (1, стр. 671).
В-восьмых, он утверждал, что можно лечить небольшим числом лекарств, действие которых тщательно изучены. Он предполагал, что «...число используемых лекарств будет сокращаться». Припомним, что Ганеманн большую часть своей гомеопатической жизни пользовался лишь десятком лекарств, и только к концу жизни его фармакопея достигла 99 наименований.
ВТОРОЙ ТОМ содержит подробное описание системы Л. М. Чичагова, приготовления и показаний к применению лекарств растительного происхождения, указания по лечению ряда заболеваний. По каждому своему лекарству Чичагов даёт критический обзор литературы, используя народные лечебники и даже рукописные источники монахов-знахарей. Главное же он черпает из гомеопатической литературы и собственных прувингов (испытаний) лекарств на больных. Руководство вполне доступно для применения практикующему врачу, а приведенные там гомеопатические патогенезы вполне могут быть взяты нами на вооружение и значительно обогатят современную Материа Медика.
В наше время в периодической печати также есть упоминания о медицинской деятельности Л. М. Чичагова. Киевский профессор Ю. Н. Квитницкий-Рыжов в журнале «Советское здравоохранение» (№ 8, 1984) охарактеризовал двухтомник Л. М. Чичагова, как «весьма своеобразный и интересный источник изучения истории популяризации медицинских знаний».
В статье «Скажи мне, кто твой врач» (Проблемы медицины XXI века с точки зрения православного врача) врач-офтальмолог В. А. Непомнящих [6] говорит:
«В муках возрождается гомеопатия, уверенно занимающая подобающее ей место в медицине. Мало кто знает, что известный в истории Русской
Православной Церкви митрополит Серафим (Чичагов), ныне прославленный Церковью как священномученик, был талантливым гомеопатом... По мнению владыки Серафима, врач должен знать одинаково хорошо как аллопатию, так и гомеопатию, чтобы лечить больного быстро и безопасно. Как аллопатия, так и гомеопатия имеют свои пределы возможностей. Для больного человека по большому счёту совершенно безразлично, каким способом (аллопатическим или гомеопатическим) его вылечит врач, лишь бы быстрее и без ущерба для общего состояния здоровья...»