Разбор темы по учебным вопросам
1.1. Особенности развития медицины.
1.2. Врачебные школы Греции, вклад Гиппократа.
1.3. Развитие медицины в Александрии.
1.4. Вклад Аристотеля, Эразистрата и Герофила в развитие медицины.
Заслушивание рефератов.
Закрепление материала по контрольным вопросам.
3.1. Этапы развития медицины Древней Греции.
3.2. Философия Кротонской врачебной школы.
3.3. Книдская врачебная школа и её направления.
3.4. Основы Косской врачебной школы.
3.5. Сицилийская врачебная школа, её философия.
3.6. Гиппократ – родоначальник древнегреческой медицины.
3.7. Роль Аристотеля в развитии медицины.
3.8. Достижения Эразистрата в развитии медицины.
3.9. Достижения Герофила в развитии медицины
Распределение тем рефератов к занятию №6.
4.1. Медицина Древнего Рима периода республики, санитарное законодательство.
4.2. Медицина Древнего Рима периода империи.
4.3. Медицинское образование в Древнем Риме.
4.4. Гален – выдающийся врач Древнего Рима (его заслуги и ошибки).
Литература:
1. Т.С. Сорокина. История медицины. – Москва, 1994. – 381с.
2. Ю.П. Лисицын. История медицины. – Москва, 2003. – 391с.
3. Т.С. Сорокина. История медицины. – Москва, 2008. – 560 с.
Медицина в Древней Греции
Страны античного периода оказали огромное влияние на развитие медицины.
Особенности развития врачевания и медицины прошло несколько периодов
- Крито – микенский период (3-2 тысячелетие до н.э.) - центром был остров Крит:
· строились санитарные сооружения: система труб из обожженной глины для стока загрязнённых вод, водоотводные каналы, сточные ямы, вентиляция, бани;
· письменные источники не сохранились.
2. Предполисный период характеризуется становлением храмовой медицины, в частности формируется такое направление как натурфилософия, т.е. определенный подход врача к лечению больных.
Источниками изучения являются: поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея” (о семье врачей во главе с Асклепием и его дочерях Гигиеи, Панацеи). Описано 141 повреждение туловища и конечностей, нагноение в результате укуса ядовитых змей.
Упоминается об эпидемии чумы, меланхолии, рождении жизнеспособного младенца.
Семья Асклепия оказывала медицинскую помощь раненым во время Троянской войны. Учитывая большие заслуги Асклепия и его дочерей, они были обожествлены (Асклепий – бог врачевания, Гигиея – богиня гигиены, Панацея – богиня фармакологии).
В третьем периоде происходит развитие храмовой медицины, светского врачевания и создание врачебных школ.
3. Классический период (5-6 вв. до н.э.):
· становление храмовой медицины (истории болезни записывались на стенах храма, выздоровевшие приносили слепки больных органов из мрамора, гипса, золота и серебра);
· возникновение светского врачевания (организовывали для приёма больных амбулаторные учреждения «Атрейи»);
· создание врачебных школ;
· источники изучения медицины - “Гиппократов сборник” (III в. до н. э.). Сочинения древнегреческих врачей.
Развитие рабовладельческого строя Древней Греции и укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, к этому периоду происходить становление храмов, а вместе с ними и храмовой медицины.
Храмовая медицина Древней Греции:
· лечили жрецы, в храм не разрешалось входить больным и роженицам (религиозные правила не допускали все нечистое связанное с рождением или смертью);
· вошедший мылся и приносил жертву богам;
· все больные, ложились спать, под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза погружались в “священный” сон;
· сон толковался жрецами (ставился диагноз и прогноз заболеваний);
· применялись водолечение, массаж и гимнастика;
· в трудных случаях, жрецы приглашали на помощь светских врачей.
В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них, была индивидуальна по своей философии.
1. Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э.:
Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге, как органе познании и причине некоторых болезней.