Выделение чистых культур аэробных бактерий.

Вопросы для устного опроса:

1. Химический состав бактериальной клетки.

2. Типы питания микроорганизмов.

3. Факторы роста.

4. Транспорт питательных веществ.

5. Условия культивирования бактерий.

6. Питательные среды, их классификация. Приготовление простых питательных сред.

7. Этапы бактериологического исследования.

8. Методы выделения чистых культур аэробов.

9. Техника посева бактериальных культур на жидкие и плотные питательные среды.

Техника пересевов с одной среды на другую.

Программа лабораторного занятия:

1. Ознакомиться с образцами и правилами приготовления простых и сложных питательных сред.

2. Ознакомиться с правилами подготовки материала к стерилизации. Подготовить к стерилизации питетки, пробирки чашки Петрию

3. Изучить протокол «Выделение чистых культур аэробных микроорганизмов» (1, 2 день исследования), зарисовать.

Литература:

1. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов/ Под ред. А.А. Воробьева – М. – 2008. – 704 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.

3. Л.Б. Борисов с соавт. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – М. – 1993. – 240 с.

4. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М. – 1984. – 256 с.

5. Основы общей бактериологии (в таблицах): Метод. указания / Н.Б. Ефейкина; Чуваш. ун-т. Чебоксары, 2006. – 47 с.

6. Лекционный материал.

Занятие № 6 (общий курс)

Тема:Выделение чистой культуры аэробов и анаэробов. Энергетический метаболизм (дыхание) микробов. Ферментативная активность микробов.

Вопросы для устного опроса:

1. Дыхание бактерий. Понятие об аэробах и анаэробах.

2. Методы культивирования анаэробов. Особенности выделения чистых культур анаэробов.

3. Термостат и его устройство.

4. Микроанаэростат и его устройство.

5. Ферменты микробов, их классификация.

6. Изучение биохимических свойств бактерий для дифференциально-диагностических целей. «Пестрый ряд».

7. Рост и размножение микроорганизмов на жидких и плотных питательных средах. Деление. Фазы развития бактериальной популяции.

8. Некультивируемые формы бактерий.

Программа лабораторного занятия:

1. Изучить протокол «Выделение чистых культур аэробных микроорганизмов», (3,4 день исследования) зарисовать.

2. Оценить результаты посева выделенной культуры на «Пестрый ряд» и сделать заключение о ее видовой принадлежности, сравнив полученные результаты с «Определителем микроорганизмов Берджи»:

вид микроор-ма глюкоза лактоза мальтоза маннит сахароза Образование Разжижение желатины
индола Н2S
Кишечная палочка КГ КГ КГ КГ - + - -
Стафилококк К К К К К - + +

3. Изучить протокол «Выделение чистых культур анаэробных микроорганизмов», зарисовать.

4. Произвести посев воздуха на чашки Петри с питательной средой.

Литература:

1. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов/ Под ред. А.А. Воробьева – М. – 2008. – 704 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.

3. Л.Б. Борисов с соавт. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – М. – 1993. – 240 с.

4. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М. – 1984. – 256 с.

5. Основы общей бактериологии (в таблицах): Метод. указания / Н.Б. Ефейкина; Чуваш. ун-т. Чебоксары, 2006. – 47 с.

6. Лекционный материал.

Занятие № 7 (общий курс)

Тема:Действие физических факторов внешней среды на микроорганизмы. Микрофлора воды, почвы и воздуха.

Вопросы для устного опроса:

1. Влияние факторов окружающей среды на микробы.

2. Понятие о стерилизации, методы стерилизации.

3. Микробные сообщества и взаимоотношения микроорганизмов.

4. Микрофлора воды. Методы исследования микрофлоры воды.

5. Микрофлора воздуха. Методы исследования микрофлоры воздуха.

6. Микрофлора почвы. Методы исследования микрофлоры почвы.

Программа лабораторного занятия:

1. Ознакомиться с опытом определения микробного числа воздуха: посмотреть чашки с посевами, подсчитать микробное число воздуха в помещениях, где производили посев.

2. Ознакомиться с опытом индекса бактерий группы кишечной палочки (БГКП):посев речной воды на среду Эйкмана в объемах 1, 0,1, 0,01 и 0,001 мл, пересев на среду Эндо, определение индекса БГКП.

3. Познакомиться с опытом определения микробного числа воды. Подсчитать общее микробное числоводопроводной воды.

4. Произвести посев отпечатков пальцев рук, губ и волос на чашки с питательной средой.

Литература:

1. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов/ Под ред. А.А. Воробьева – М. – 2008. – 704 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.

3. Л.Б. Борисов с соавт. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – М. – 1993. – 240 с.

4. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М. – 1984. – 256 с.

5. Лекционный материал.

Занятие № 8 (общий курс)

Тема: Микрофлора организма человека. Эубиоз и дисбиоз.

Наши рекомендации