Тема: медицина народов американского континента до и после конкисты
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Достижения великих цивилизаций Древней Америки в области врачевания и особенности развития медицины и медицинского дела после конкисты.
2. Лекарственное врачевание, лекарственные сады и огороды у аборигенов Американского континента.
3. Развитие оперативного врачевания у ацтеков и в Империи инков.
4. Государственная организация медицинского дела у ацтеков.
Аборигены Америки пришли на континент из Азии через Берингов пролив 30-20тыс. лет тому назад. Расселившись по материку, они создали три основных очага великих культур: майя — самая древняя великая цивилизация в Центральной Америке (со II тысячелетия до н.э.), ацтеки — на территории современной Мексики (с XII в. н.э.) и инки — на территории современного Перу (с XIV в. н.э.).
Коренное население Америки прошло в своем развитии два периода:
1-й период (длился около 30 тыс. лет) - эпоха самобытной истории аборигенов;
2-й период - начинается с 1492 г. и связан с открытием Америки Х.Колумбом и ее последующей колонизацией.
Колонизация Америки сопровождалась уничтожением древних культур, жестокой эксплуатацией коренного населения и утверждением любыми средствами католической веры.
В доколумбовой Америке не было единой медицинской традиции. У каждого народа вырабатывались свои методы и средства врачевания, свои представления о болезнях и их лечении, хотя все они имели и общие черты, отражающие особенности развития континента.
Наиболее развитые представления о строении человеческого тела на континенте были у ацтеков: в их языке было несколько сот анатомических терминов, в то время как у майя их было около 150, а у инков — около 60. Большинство исследователей связывают эти познания с ацтекской традицией ритуальных жертвоприношений, когда в установленные дни у большого количества пленников, приносимых в жертву богам, вскрывали грудную клетку и вынимали сердце. Для приобретения пленников для жертвоприношений ацтеки вели ежегодные "отборные войны". В 1519 г. пирамида черепов в столице ацтеков состояла из 62000 (по другим источникам — из 120000) человеческих черепов. У майя человеческие жертвоприношения имели место лишь с X в. и в крайне редких случаях.
Языческие религии аборигенов были тесно связаны с верой в жизнь после смерти. Это привело к почитанию мертвых и практике бальзамирования умерших.
Изучение захоронений майя и ацтеков показало, что в обычаи этих народов входило намеренное изменение отдельных частей тела людей из определенных слоев общества: заострение верхних зубов, инкрустация зубов нефритом, яшмой и золотом, изменение формы черепа, прокалывание носовой перегородки, мочки уха, языка и т.д. (в целях жертвенных кровотечений). Понятие красоты у майя включало плоский лоб, вытянутый череп и косоглазие. В связи с этим сразу же после рождения голову ребенка закрепляли между двумя досками, а на лоб между глаз вешали заметную бусину.
Причинами болезней аборигены считали:
· особенности календарного года,
· дурные поступки,
· отклонения от принятых норм этического, религиозного и сексуального поведения,
· несовершение жертвоприношений,
· внеземные и магические силы.
Для обозначения различных болезней и их симптомов существовало множество названий: у инков — около 70, у майя — более 200, что значительно превышало число аналогичных терминов, имевшихся к тому времени (период конкисты) в Западной Европе.
В языке майя были слова для обозначения болезней зубов, глотки, различной кислотности желудка, запора, различных видов поноса, кишечной и почечной колик, гортанного и бронхиального кашля, насморка, воспаления носоглотки, чахотки, одышки, асцита, сердечного приступа, различных видов кровотечений, болезненного мочеиспускания, гематурии и т.п. Майя различали несколько видов лихорадочных состояний и кожные заболевания. При сифилисе определяли первичный шанкр, бубон и 5 видов кожных проявлений.
Особое значение придавалось лечению нервных и душевных болезней и состояний, для обозначения которых имелись специальные термины, соответствующие современным понятиям: паралич лицевого нерва, гемиплегия, потеря сознания, эпилепсия, бред, галлюцинации, меланхолия, помешательство и др.
В то же время на континенте не было оспы, кори, коклюша, гриппа и желтой лихорадки. Эти болезни появились после конкисты.
Лечением болезней занимались знахари. Назывались они по-разному: у инков — кайяуайа (callahuayas — врачеватели-травники) и макса (macsa — заклинатели). Врачеватели майя — ах-мен были жрецами. Среди врачевателей ацтеков различали тиситль и тепатиани (врачевателей-травников), тетекки оперировали, науали составляли гороскопы и предсказывали судьбу, тезок делали кровопускания, а тламатки принимали роды.
Лекарственное врачевание на американском континенте основывалось на многовековом эмпирическом опыте народов и, в то же время, было тесно связано с магическими ритуалами и верованиями.
Ацтекские врачеватели знали около 3000 целебных растений. Созданные ими сады лекарственных растений поразили испанских конкистадоров (Западная Европа того времени еще не знала аптекарских садов и огородов). Сегодня некоторые из лечебных растений доколумбовой медицины изучены и введены в мировую медицинскую практику. Это ипекакуана и наперстянка, кора хинного дерева, наркотические средства, перуанский бальзам, листья кокки и многие другие лекарства. Однако большинство из них остаются неизвестными современной науке.
В "Истории государства инков" говорится о применении кровопусканий и промывании желудка местными слабительными и рвотными средствами, изгнании глистов, лечении ран и укреплении десен.
Высокого уровня на американском континенте достигло искусство родовспоможения и лечение женских болезней. Ацтекская медицина в этой области не уступала современной ей европейской. Родовспоможение в доколумбовой Америке было предметом особого культа. Принимали роды женщины, которые уже рожали. Они пользовались всеобщим уважением и приглашались в семью сразу же после заключения брака для того, чтобы дать необходимые советы по гигиене и правилам поведения во время предстоящей беременности. В то же время существовали специальные женщины, которые производили аборты.
За несколько месяцев до родов беременной устраивали паровую баню, во время которой ощупывали живот, определяли положение плода и при необходимости исправляли его. При появлении первых признаков родов роженицу мыли в бане, поили соками, настоями и отварами растений, которые способствовали обезболиванию и стимуляции родов. Рожали в положении на корточках. Как правило, роженице помогали две женщины: одна поддерживала ее сзади, а другая принимала новорожденного ребенка. Тут же отмечался гороскоп новорожденного, согласно дню и часу его рождения.
При патологических родах применяли эмбриотомию - достоверных сведений о прижизненной операции кесарева сечения не имеется. Женщины, которые умирали во время родов, обожествлялись.
Некоторые средства медицины доколумбовой Америки используются сегодня в акушерско-гинекологической практике. В частности, это касается средств контрацепции и регуляции беременности. Так, если женщина современного индейского племени Бразилии решает воздержаться от деторождения, она выпивает настойку из известной ей местной травы, после чего перестает рожать. Может пройти несколько лет, и, если женщина вновь захочет родить ребенка, она отыскивает другую траву, которая снимает эффект первой. Тайна об этих травах строго сохраняется внутри племени и передается устно из поколения в поколение.
В области оперативного врачевания наибольших успехов достигли инки. В то же время наибольшее число "узких специалистов" было у ацтеков. Это костоправы, кровопускатели, зубоврачеватели, врачеватели глаз.
При лечении ран и переломов применяли "шины" из перьев крупных птиц, пластыри из растений, которые обладали заживляющими и антибиотическими свойствами, а также иглы из шипов и колючек агавы или костей. Шовный материал также был необычным. Инки и ацтеки использовали нити из волос и волокон агавы, а бразильские индейцы — больших муравьев с сильными челюстями, которых подносили к сближенным краям раны. Когда муравей захватывал челюстями и "сшивал" края раны, туловище его отсекали, а голову оставляли в ране до полного заживления. При этом имел место двойной эффект: механическое сближение краев раны и обеззараживание за счет муравьиной кислоты.
Инки осуществляли операции ампутации верхних и нижних конечностей, делали протезы, производили трепанации черепов. Трепанации производились не только в ритуальных, но и в лечебных целях (при ранениях и травматических повреждениях черепа, воспалительных процессах в костных тканях, сифилитических язвах и т.д.). Около 65 % оперированных выздоравливали, о чем свидетельствует образование костной мозоли по краям операционного отверстия.
Обезболивание достигалось применением настоя кактуса и других растений, обладающих наркотическим, опьяняющим или галлюциногенным эффектом, что поразило испанских конкистадоров XVI в., прибывших из Европы и еще не знавших обезболивания.