О важности и пользе пранаямы
Нет на свете более очищающего процесса, чем пранаяма. Она несет чистоту, зажигает светильник мудрости. Карма йога, которая закрывает свет и вынуждает его к новым рождениям, истощается этими занятиями и в конце концов уничтожается вовсе.
Ману говорит: «Да будут недостатки сожжены пранаямой».
Патанджали говорит: «Путем занятий пранаямой сознание подготавливается к концентрации» («Йога-сутры», 11:53).
После того, как эти дефекты кармы будут устранены, вы сможете хорошо концентрироваться. Сознание будет ровным, как пламя в отсутствие ветра, поскольку беспокоящая его энергия будет устранена. Если прана движется по принципу эфира, дыхание замедляется. Тогда вам станет легче остановить его вовсе. Скорость сознания снизится при помощи пранаямы. Вы станете бесстрастны.
Прилежный ученик достигает различных сиддхи путем упорных занятий пра-наямой. Если вы сможете задерживать внутри себя один дюйм (или палец) дыхания, вы будете обладать даром предвидения, если вы задержите два дюйма дыхания, вы сможете читать мысли других людей, три дюйма дадут вам способность к левитации, четыре — способность к психометрии, ясновидению и т. д., пять — свойство быть невидимым, шесть—силу кайя-сиддхи, семь —возможность входить в тело другого человека, восемь — сохранять вечную молодость, девять — способность заставить дэвов (богов) служить себе, десять дюймов позволят вам делать свое тело огромным или крохотным, а одиннадцать позволят вам отождествиться с Параматмой.
Если во время кумбхаки вы концентрируетесь на кончике своего носа, вы будете контролировать прану. Концентрируясь при выполнении кумбхаки на пупке, вы излечитесь от всех болезней; если вы концентрируетесь на пальце ноги, ваше тело обретет легкость. Кумбхака уничтожает грехи, устраняет седину, помогает подчинить себе сознание. Когда после долгих занятий йог становится в состоянии заниматься кумбхакой в течение 3 часов, он может балансировать на одном лишь большом пальце руки. Он достигает всевозможных сиддхи. Так же как пламя сжигает топливо, пранаяма сжигает клубок грехов.
Тот, кто занимается пранаямой, становится очень красивым. Тело становится стройным, сильным и здоровым. Жировая прослойка уменьшается. Лицо такого человека сияет, глаза сверкают, как бриллианты. Его голос становится приятным и мелодичным. Становятся слышны внутренние звуки анахата. Он ничем не болеет. Пищеварение улучшается, экскременты становятся более скудными. Человек достигает такого совершенства в брахмачаръе, что даже божественная нимфа не соблазнит его своими объятиями. Его аппетит становится острым, нади очищаются, .а блуждание сознания прекращается, поскольку оно концентрируется в одной точке. Уничтожаются раджас и тамас. Сознание подготавливается к концентрации (дхаране) и медитации(дхьяне). Постоянные занятия зажигают внутренний духовный свет, дают счастье и мир в сознании. Прочих сиддхи, описанных выше, могут достичь лишь те, кто далеко продвинулся в своих занятиях.
Сознание человека может переступить границы обыденного и существовать на Уровне, превышающем уровень рационального мышления, известном под названием «сверхсознательное состояние концентрации», и выйти за мыслимые пределы концентрации. Человек встретится с такими вещами, которые не в состоянии постичь обычное сознание, это достигается соответствующей тренировкой и манипуляцией тонкими силами, обитающими в теле, чтобы они дали сознанию толчок вверх, на более высокий уровень. Когда сознание поднимется до сверхсознатель-ного уровня восприятия, оно начинает действовать на этом уровне, получая информацию и знание высших порядков. Такова высшая цель йоги, которой можно достичь путем занятийпранаямой. Управление вибрирующей праной означает для йога возможность зажечь огонь высшего знания, реализовать свое Высшее «Я».
Праническое целительство
Те, кто занимаются пранаямой, могут использовать свою прану для лечения тяжелых, страшных болезней. Они могут также моментально подзаряжаться праной, выполняя кумбхаку. Не думайте, что, отдавая свою прану другим, вы лишитесь ее сами. Чем больше ее вы отдадите, тем больше станет ее поток к вам из космического источника (хиранъягарбхи). Таков закон природы. Не становитесь скупым. Если вы видите человека, больного ревматизмом, осторожно помассируйте ему ноги. Во время массажа делайте кумбхаку и представляйте, что прана течет из ваших рук к ногам больного. Соединитесь с хиранъягарбхой, или космической праной, и представьте, что космическая энергия течет из ваших рук в колени пациента. Больной сразу же почувствует тепло, силу и облегчение. Вы сможете излечивать от головной боли, кишечных колик и боли в любой из частей тела, вы сможете разговаривать с клетками тела, говоря им: «О клетки! Правильно выполняйте свои функции. Я вам приказываю». Они подчинятся вашим приказам. У них также имеется подсознательный разум. Направляя свою прану к другим людям, повторяйте ОМ. Попробуйте себя с несколькими больными. Вы обретете уверенность в себе и компетентность. Вы сможете лечить от укусов скорпиона. Осторожно помассируйте ногу и выведите из нее яд.
Вы сможете великолепно концентрироваться, у вас будет сильная воля, абсолютно здоровое и сильное тело. Все это дадут вам занятия пранаямой. Она поможет облегчить боль и улучшить физическое состояние. Вы должны сознательно направлятьпрану к заболевшим органам. Предположим, у вас вялая печень. Сядьте в падмасану. Закройте глаза. Тихонько вдохните, насчитав за это время три слога ОМ. Затем задержите дыхание и повторите ОМ шесть раз. Направьте прану в область печени. Зафиксируйте свое внимание на этом органе. Сконцентрируйтесь. Представьте, как прана проникает в ткани и клетки печени, выполняя свою задачу по их восстановлению и строительству новых клеток. (Важную роль тут играют вера, воображение, внимание и интерес.) Затем медленно выдохните. При этом представляйте, что с выдыхаемым воздухом выходят нехорошие, больные клетки вашей печени. Повторяйте этот процесс 12 раз утром и двенадцать раз вечером. Через несколько дней вялость печени будет устранена. При этом лечении не нужно принимать медикаменты.
Во время пранаямы вы можете направлять прану к любой части вашего тела и излечивать любую болезнь, острую или хроническую. Попробуйте такое лечение раз или два на себе. Вы убедитесь в своих силах. Зачем вы ищете синицу в небе, уже имея журавля в руке? Зачем вы чего-то ищете в медицине, когда у вас есть дешевое, мощное, легкодоступное средство, постоянно находящееся в вашем распоряжении? Пользуйтесь им разумно. Когда вы далеко продвинетесь в своих занятиях концентрацией ипранаямой, вы сможете исцелять одним лишь прикосновением. А на высших стадиях вашей учебы все болезни вы сможете излечивать просто усилием воли.
Исцеление на расстоянии
Вы можете передавать свою прану через пространство в направлении друга, находящегося вдали от вас. Он должен располагать при этом внутренней установкой на прием. Вы должны почувствовать тесную связь и симпатию с человеком, которого вы лечите на расстоянии.
Вы можете связаться с ним по почте и установить часы, в которые вы будете вести сеансы лечения. Можете написать ему: «Будь готов в 4 часа утра. Настройся на прием. Удобно усядься в мягком кресле. Закрой глаза. Я буду передавать тебе своюпрану». Мысленно скажите больному: «Я передаю тебе заряд праны». Посылая прану, делайте кумбхаку. Выполните упражнение по ритмическому дыханию. Мысленно представьте, что прана покидает ваше сознание при выдохе, проходит через пространство и входит в тело больного. Прана путешествует в пространстве, невидимая как радиоволна, рассекая его со скоростью молнии. Прана, которая окрашена мыслями целителя, направляется наружу. Вы сами затем подзарядитесь праной, сделавкумбхаку. Такое целительство требует долгой, регулярной практики.
Подробные указания
1. Ранним утром, справив телесную нужду, приступите к занятиям. Занимайтесь пранаямой в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Пранаяма требует глубокой концентрации и внимания. Лучше всего заниматься ею в устойчивой сидячей позе. Рядом с вами никого не должно быть, ваше внимание не должно отвлекаться.
2. Перед тем, как вы приступите к занятиям пранаямой, тщательно прочистите носовые ходы. Перед началом занятий можете выпить немного сока или маленькую чашку молока или кофе. Через десять минут после окончания занятий выпейте чашку молока или съешьте легкий завтрак.
3. Расстелите тигровую или оленью шкуру или сложенное в четыре раза одеяло. Сверху постелите кусок мягкой белой ткани. Затем сядьте на эту подстилку, повернувшись лицом к северу, и начните занятия.
4. Летом занимайтесь только один раз по утрам. Если вы чувствуете жар в голове, смажьте ее маслом амлы перед тем, как пойдете принимать ванну. Растворите сахарный леденец в воде и выпейте. Это охладит ваш организм. Сделайте ситали-пранаяму, тогда жара вам не будет мешать.
5. Категорически не рекомендуется много разговаривать, есть, спать, общаться с друзьями. «Поистине, йога не для того, кто слишком много ест, и не для того, кто ест слишком мало, она не для тех, кто слишком любит спать, и даже не для тех, кто слишком люби? бодрствовать» («Бхагавад-Гита», VI.16).
В свой рацион включите немного риса с топленым маслом-гхи. Это смажет ваши внутренности и позволит вайю свободно двигаться вниз. «Тот, кто не соблюдает Умеренной диеты и занимается йогой, не извлечет из нее никакой пользы, а напротив, будет страдать от различных болезней» («Гхеранда-самхита», V.16).
6. Полное воздержание в течение шести месяцев или года несомненно позволит вам достичь быстрого прогресса в занятиях и вырасти духовно. Не разговаривайте с женщинами. Не обменивайтесь с ними шутками. Полностью оградите себя от них. Вы не добьетесь хороших р езультатов в духовном развитии, если будете заниматься йогой, не соблюдая диету и брахмачаръю. Хотя, просто для поддержания здоровья, вы можете заниматься и в этом случае.
7. Будьте систематичны и постоянны в своих занятиях. Никогда не пропускайте ни единого дня. Не занимайтесь, если вы болеете. Некоторые люди получают растяжение лицевых мышц при выполнении кумбхаки (задержки дыхания). Этого следует избегать. Если такое происходит, значит, они занимаются больше, чем им позволяют их физические возможности. А так делать категорически не рекомендуется. Такие люди не могут регулировать свои вдохи и выдохи.
8. Занятиям йогой мешают такие вещи, как дневной сон, позднее бдение, избыточное мочеиспускание и дефекация, нездоровая пища и утомительные сознательные манипуляции с праной. Когда после всего этого человек заболевает, он обвиняет в своей болезни йогу. Это серьезная ошибка.
9. Вставайте в 4 часа утра. Полчаса медитируйте или делайте джапу. Затем сделайте асаны к мудры. После этого 15 минут отдохните. Затем сделайте пранаяму. Физические упражнения удобно объединять с асанами. Если у вас достаточно времени, вы можете делать пранаяму по окончании всех упражнений йоги и медитации. Пранаяму можно делать и как только вы встанете с постели, перед медитацией и джапой. После пранаямы сознание становится направленным в одну точку. В вашем теле появится легкость и вам будет приятно медитировать. Вы должны установить распорядок, как вам удобно, в соответствии с имеющимся у вас временем.
10. Сначала сделайте джапу и помедитируйте. Затем можете делать асаны и пранаяму. После этого снова займитесь медитацией на короткое время.
11. Хотя пранаяма —это дыхательное упражнение, она тренирует многие внутренние органы и все тело в целом.
12. Общий порядок занятий таков: сначала все асаны, затем мудры, затем пранаяма, а затем медитация (дхьяна). Поскольку для медитации хорошо подходит раннее утр о, вы можете следовать такому порядку: джапа, медитация, асаны, мудры ипранаяма. Это лучше. Но вы можете заниматься и в таком порядке, который удобен вам. После того, как вы сделаете все асаны, передохните пять минут, прежде чем заняться пранаямой.
13. Некоторые книги по хатха-йоге запрещают омовения холодной водой рано утром. Возможно, причина этого в том, что можно простудиться, моясь холодной водой в четыре утра, особенно в холодных районах. В жарких районах такое ограничение можно снять. Я всегда выступаю за холодные омовения перед началом занятий, поскольку они освежают и стимулируют. Они прогоняют сонливость. Они дают равномерное кровообращение. Они обеспечивают хороший приток крови к голове.
14. Асаны и пранаяма излечивают болезни, улучшают здоровье, улучшают пи-щевар ение, тонизируют нервы, выпрямляют сушумну-нади, убираютраджаси пробуждают кундалини. Занятия асанами и пранаямой обеспечивают хорошее здоровье и уравновешенное сознание.
15. Поддержание физической формы невозможно без асан или каких-либо физических упражнений. Даже ортодоксальный ведантист является хатха-йогом, сам того не осознавая. Он каждый день делает какой-то вид асан. Он бессознательно занимается и пранаямойг поскольку во время медитации пранаяма приходит сама собой.
16. Каждый раз, когда вы чувствуете недомогание, если вы удручены и подавлены, занимайтесь пранаямой. Вы тут же наполнитесь бодростью, энергией и силой. Вы почувствуете подъем, обновление и радость. Делайте пранаяму старательно. Перед тем, как садитесь что-то писать: эссе, статью или диссертацию, сделайте пранаяму. Это вдохновит вас, наполнит вас оригинальными и умными мыслями.
17. Будьте постоянны в своих занятиях. Если человек хочет извлечь из занятий асанами и пранаямой максимальную пользу, постоянство занятий чрезвычайно важно. Те, кто занимается урывками, время от времени, не извлекут большой пользы. Часто люди занимаются два месяца с большим энтузиазмом, после чего бросают занятия. Это печальная ошибка. Они хотят, чтобы рядом с ними всегда находился учитель-йог. У них изнеженныЯ зависимый характер. Они ленивы, апатичны и инертны.
18. Люди не хотят устранять съокмалы (несовершенства) путем самоотречения и усмирения ума йогой. Они хотят сразу прыгнуть туда, где можно разбудить кундалини и вызвать Брахмакара-вритти. Но такие лишь ломают себе ноги. Те, кто пытается разбудить кундалини асанами и пранаямой, должны иметь чистые помыслы, речи и деяния. Они должны соблюдать физическую и психическую брах-мачаръю. Только тогда они смогут вкусить радость от пробуждения кундалини.
19. Посейте семена духовности в юном возрасте. Не тратьте вирью (семя) понапрасну. Дисциплинируйте свои чувства и сознание. Делайте садхану. Когда вы постареете, вам трудно будет уверенно делать садхану. Поэтому займитесь ею с юных лет, очень скоро вы почувствуете, какие преимущества это дает.
20. Каждый должен выбрать себе несколько упражнений из асан, пранаямы и медитации в соответствии со своими возможностями, темпераментом, удобствами и запросами.
21. Мужчина вполне может соблюдать целибат, несмотря на многие соблазны и искушения. Дисциплинированная жизнь, изучение писаниЯ сатсанг, джапа, дхь-яна, пранаяма, саттвическая и умеренная диета, ежедневное самонаблюдение и самоанализ, интроспекция и самокоррекция, правильное поведение и практика ямы, ниямы, физического и словесного тапаса —все это вымостит долгую дорогу к достижению конца земного бытия. Люди ведут неправедную, нерегулярную, неумеренную, недисциплинированную жизнь, забывая о вере. Поэтому они страдают и не могут добиться главной цели в жизни. Так же как слон осыпает песком свою собственную голову, эти люди из-за своей глупости навлекают трудности и несчастья на свою голову.
22. Не делайте лишних телодвижений. При лишней встряске взбалтывается и сознание. Не чешитесь. Когда вы выполняете пранаяму, джапу и медитацию, ваша асана должна быть устойчивой, как скала.
23. Вы должны сами определить для себя, в соответствии с вашим здоровьем и конституцией, какую диету вам выбрать и какая конкретно пранаяма вам нужна. Только тогда вы можете безопасно и уверенно начинать свою садхану. Сначала от начала до конца ознакомьтесь с указаниями по выполнению различных упражнений, приведенными в этой книге. Вы должны ясно представлять себе технику. Если У вас есть какие-то сомнения, попросите изучающего йогу человека показать вам то или иное упражнение. Это наиболее безопасный метод. Вы не должны выбирать какое-то произвольное упражнение и начинать делать его неправильно.
24. Во всех упражнениях я советую вам мантру ОМ как единицу отсчета времени. Вы можете отсчитывать время при помощи мантры вашего гуру, имен Рамы или Шмш,Гайятри-мантры* или просто повторяя числа — все зависит от ваших склонностей. Для пранаямы лучше всего подходит Гайятри-мантра и ОМ.
Вначале вы должны соблюдать счет времени при вдохе, выдохе и задержке. Если вы делаете протяженность этих фаз дыхания столь долгой, сколько вы можете сохранять их без неудобств, счет времени вам не понадобится, а правильные пропорции подберутся сами собой. Когда вы достаточно много попрактикуетесь, вам не нужно будет уже думать о временных пропорциях, все будет регулироваться силой привычки.
25. Несколько дней после начала ваших занятий вы должны подсчитывать количество выполненных повторов и видеть свое продвижение. Когда вы продвинетесь дальше в своих занятиях, вам не нужно будет отвлекаться на счет. Легкие сами скажут вам, когда вы выполнили необходимое количество повторов.
26. Не продолжайте заниматься пранаямой после того, как вы почувствовали, что устали. Занятиям всегда должна сопутствовать радость и душевный подъем. Вы должны заканчивать занятия приободренными и полностью освежившимися. Не ограничивайте себя слишком многими правилами.
27. Не мойтесь сразу же после окончания пранаямы. Подождите, отдохните полчаса. Если вы вспотели, не вытирайте пот полотенцем. Сотрите его руками. Вспотев, не находитесь на сквозняке.
28. Всегда вдыхайте и выдыхайте очень медленно и беззвучно. В таких прана-ямах, как бхастрика,, капалабхати, ситали и ситкари, вы должны следить, чтобы звук был как можно менее громким.
29. Вы должны понимать, что день-два позанимавшись пранаямой в течение 2—3 минут, вы не извлечете из этих занятий пользы. Вы должны день за днем упражняться в течение как минимум пятнадцати минут кряду. Если вы каждый день будете прыгать от одного упражнения к другому, это также не принесет пользы. Вы должны выбрать конкретное упражнение, которое вы будете делать ежедневно, добиваясь совершенства в его исполнении. Конечно, можно время от времени присовокуплять к нему и другие упражнения. Ежедневно вы должны делать бхастрику, капалабхати и «легкую, удобную пранаяму», а ситали, ситкари и пр. делать время от времени.
30. Вдох по-другому называется хиссваса, а выдох — уччхваса. Ментальный процесс в кевала-кумбхаке называется шунъяка, и его понимают как форму управления дыханием. Упорная систематическая практика и постепенное увеличение протяженности кумбхаки называется абхъяса-йогой. Глотание воздуха и замена им пищи называется вайюбхакшаной.
31. Кумбхака (остановка дыхания) имеет место, когда нет ни вдоха, ни выдоха, а тело неподвижно. В писаниях говорится: «Тогда он не видит форм, словно слепой, не слышит звуков, словно глухой, а видом подобен дереву. Таковы признаки того, кто достиг спокойствия».