По дисциплине Уголовная право Особенная часть

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Контрольная работа предназначена для достижения следующих це­лей:

1) более глубокого уяснения студентом основных положений Особенной части уголовного права Российской Федерации;

2) развития у студента навыков самостоятельной квалификации преступлений;

3) выработки у студента умения письменно излагать свои мысли, логически обосновывать и аргументировать выводы.

Контрольная работа по курсу Особенной части уголовного права включает в се­бя один теоретический вопрос и две задачи.

Ответ на теоретический вопрос необходимо излагать в развернутом виде, с обоснованием выводов. Автор должен высказать собственную точку зрения на ос­новные положения рассматриваемой темы. При ответе на вопрос студент обязан сделать ссылки на источники, которыми пользовался при выполнении данной части контрольной работы, а также на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ (СССР или РСФСР), если они имеются по данному вопросу.

Решая задачи, студент должен научиться правильно применять действующее уголовное законодательство к конкретным случаям общественно опасного поведе­ния, что способствует закреплению положений теоретического курса и подготовке к са­мостоятельной практической деятельности.

Каждая из двух задач представляет собой частный случай, взятый из судебной практики. При решении задач следует исходить из того, что описанные в ней факти­ческие обстоятельства являются установленными, в связи с чем любые отклонения от них должны быть оговорены и мотивированы студентом.

Решение задач должно основываться на теоретическом материале, нормах уго­ловного и иного законодательства, действующих на момент выполнения контроль­ной работы, разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ (СССР, РСФСР). Решение должно быть развернутым и содержать ответы на все возникающие вопросы. Студенту необходимо давать точные юридические формулировки, грамотно и разборчи­во излагать свои мысли.

Решение задачи целесообразно осуществлять в несколько этапов:

Необходимо уяснить содержание задачи. Если условие задачи толкуется не­однозначно, студент должен рассмотреть все возможные варианты.

Следует определить, обладает ли описанное в условии задачи деяние (дейст­вие или бездействие) всеми признаками преступления: общественной опасностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью (ч. 1 ст. 14 УК РФ).

Необходимо установить наличие состава преступления в данном деянии. При положительном ответе студент должен дать точную квалификацию, указать номер статьи Особенной части УК РФ, а также часть и пункт, если они в статье имеются.

Если же студент не обнаружит в описанном в задаче деянии состава преступле­ния, то вывод об этом следует обосновать. Необходимо указать, какие элементы или признаки состава преступления отсутствуют в данном деянии.

Предложенную квалификацию следует обосновать в процессе подробной уголовно-правовой характеристики элементов состава преступления (объекта, объ­ективной стороны, субъекта, субъективной стороны) путем анализа фактических об­стоятельств, указанных в условии задачи, и сопоставления их с признаками диспози­ции статьи Особенной части. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

а) начинать юридический анализ конкретного состава необходимо с характери­стики объекта — определить родовой, видовой, непосредственный объекты, а в не­обходимых случаях и предмет преступления;

б) на основе обобщенных признаков объективной стороны состава преступле­ния следует указать, в каких конкретных действиях (бездействии) они выразились. С учетом установленного законодателем вида состава по конструкции и момента окончания преступления надо определить стадию преступной деятельности винов­ного, указать конкретно момент окончания преступления, рассмотреть вопрос о зна­чении факультативных признаков объективной стороны. Если преступление не за­вершено или совершено в соучастии, то необходимо также отразить объективные признаки приготовления, покушения или соучастия, основываясь при этом на соот­ветствующих положениях Общей части уголовного права;

в) исходя из требований ст. 25 и 26 УК РФ и описания субъективной стороны в составе преступления следует дать четкую формулировку формы и предметного со­держания вины лица в совершенном преступлении, выделив ее интеллектуальный и волевой моменты. Необходимо определить также значение факультативных призна­ков субъективной стороны;

г) характеризуя субъект преступления, следует обосновать его вменяемость и достижение им установленного уголовным законом возраста. Если для данного пре­ступления предусмотрены дополнительные признаки специального субъекта, необ­ходимо установить их наличие.

Студент обязан раскрыть имеющиеся в преступном деянии, изложенном в за­даче, квалифицирующие (особо квалифицирующие) или привилегированные призна­ки.

Наличие приготовления или покушения на преступление следует отразить ссылкой на соответствующую часть ст. 30 УК РФ.

Если по условию задачи преступление совершено несколькими лицами, не­обходимо установить, есть ли здесь соучастие (ст. 32 и 33 УК РФ), и при положи­тельном ответе на этот вопрос определить вид соучастников, форму соучастия, под­робно рассмотреть объективные и субъективные признаки соучастия, а также пока­зать, как соучастие в рассматриваемом случае влияет на квалификацию преступле­ния. При этом надо обязательно подчеркнуть имеющиеся особенности в признаках объективной и субъективной сторон совершенного деяния каждым из соучастников.

Если в содеянном одним лицом имеются признаки нескольких составов пре­ступлений, то каждый состав следует анализировать отдельно. В тех случаях, когда налицо единое преступление, состоящее из ряда эпизодов преступной деятельности юридический анализ необходимо давать составу в целом.

Если в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ (СССР или РСФСР) есть разъяснения о квалификации описанных в задаче преступных действий (бездействия), то необходимо привести их, указав полное название, дату принятия поста­новления и соответствующий пункт.

Письменная контрольная работа — это одна из форм контроля за самостоятель­ной работой студента. Рецензирование контрольной работы позволяет выявить сте­пень освоения студентом соответствующих тем курса, имеет ли он навыки анализа уголовно-правовой нормы и ее применения к решению практических задач.

Контрольная работа не оценивается положительно, если:

1) не раскрыт теоретический вопрос;

2) в решении задач отсутствует юридический анализ состава преступления либо он дан поверхностно и кратко, или вне связи с изложенной в задаче фабулой содеянного;

3) решение задачи построено на уголовном законодательстве, утратившем силу на момент решения, либо без ссылок на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ (СССР или РСФСР), а равно в случае использования отмененных постановлений;

4) в решении одной из двух задач дается неверная квалификация.

В случае отрицательной оценки контрольной работы преподаватель может потребовать:

полностью переписать весь вариант работы;

дать правильное решение задач с неверной квалификацией;

написать новый, указанный преподавателем, вариант контрольной работы.

При выполнении работы задание переписывать не следует, достаточно указать но­мер варианта.

Наши рекомендации