Формы и методы лечебной физкультуры

Система определенных физических упражнений является формой ЛФК; это лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия больных по рекомендации врача, инструктора; дозированная ходьба, терренкур, физические упражнения в воде и плавание, ходьба на лыжах, гребля, занятия на тренажерах, механоаппаратах, игры (волейбол, бадминтон, теннис), городки. помимо физических упражнений к ЛФК относятся массаж, закаливание воздухом и водой, трудотерапия, райттерапия (прогулки верхом на лошади).

Гигиеническая гимнастика предназначена для больных и здоровых. Проведение ее в утренние часы после ночного сна называют утренней гигиенической гимнастикой, она способствует снятию процессов торможения, появлению бодрости.

Лечебная гимнастика — наиболее распространенная форма использования физических упражнений в целях лечения, реабилитации. Возможность с помощью разнообразных упражнений целенаправленно воздействовать на восстановление нарушенных органов и систем определяют роль этой формы в системе ЛФК. Занятия (процедуры) проводят индивидуально у тяжелых больных, малогрупповым (3-5 человек) и групповым (8-15 человек) методами. В группы объединяют больных по нозологии, т.е. с одним и тем же заболеванием; по локализации травмы. Неправильно объединять в одну группу больных с разными заболеваниями.

Каждое занятие строится по определенному плану и состоит из трех разделов: подготовительный (вводный), основной и заключительный. Вводный раздел предусматривает подготовку к выполнению специальных упражнений, постепенно включает в нагрузку. Длительность раздела занимает 10-20 % времени всего занятия.

В основном разделе занятия решают задачи лечения и реабилитации и применяют специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность раздела:— 60-80 % всего времени занятия.

В заключительном разделе нагрузку постепенно снижают.

Физическую нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными реакциями организма. Простым и доступным является контроль пульса. Графическое изображение изменения его частоты во время занятия называют кривой физиологической нагрузки. Наибольший подъем пульса и максимум нагрузки обычно достигается в середине занятия — это одновершинная кривая. При ряде заболеваний необходимо после повышенной нагрузки применить снижение ее, а затем вновь повысить; в этих случаях кривая может иметь несколько вершин. Следует также проводить подсчет пульса через 3-5 мин после занятия.

Очень важна плотность занятий, т.е. время фактического выполнения упражнений, выражаемое в процентах к общему времени занятия. У стационарных больных плотность постепенно возрастает от 20-25 до 50 %. При санаторно-курортном лечении на тренирующем режиме в группах общей физической подготовки допустима плотность занятий 80-90 %. Индивидуальные самостоятельные занятия дополняют лечебную гимнастику, проводимую инструктором, и могут осуществляться в последующем только самостоятельно с периодическим посещением инструктора для получения указаний.

Гимнастический метод, осуществляемый в лечебной гимнастике, получил наибольшее распространение. Игровой метод дополняет его при занятиях с детьми.

Спортивный метод применяют ограниченно и в основном в санаторно-курортной практике.

При применении ЛФК следует соблюдать принципы тренировки, учитывающие лечебные и воспитательные задачи метода.

Индивидуализация в методике и дозировке с учетом особенностей заболевания и общего состояния больного.

Систематичность и последовательность применения физических упражнений. Начинают с простых и переходят к сложным упражнениям, включая на каждом занятии 2 простых и 1 сложное новое упражнение.

Регулярность воздействия.

Длительность занятий обеспечивает эффективность лечения.

Постепенность нарастания физической нагрузки в процессе лечения для обеспечения тренирующего воздействия.

Разнообразие и новизна в подборе упражнений — достигаются обновлением их на 10-15% с повторением 85- 90% прежних для закрепления результатов лечения.

Умеренные, продолжительные или дробные нагрузки — целесообразнее применять, чем усиленные.

Соблюдение цикличности чередования упражнений с отдыхом.

Принцип всесторонности — предусматривает воздействие не только на пораженный орган или систему, но и на весь организм.

Наглядность и доступность упражнений — особенно необходима в занятиях при поражениях ЦНС, с детьми, пожилыми людьми.

Сознательное и активное участие больного — достигается умелым объяснением и подбором упражнений.

Для проведения ЛФК составляют схему занятия (процедуры), в которой указаны разделы, содержание разделов, дозировка, целевая установка (задачи раздела) и методические указания (табл. 3).

Таблица 3. Схема процедуры лечебной гимнастики при недостаточности киовообоашения I степени

Раздел и содержание процедуры

Дозировка, мин

Целевая установка

I

Элементарные упражнения для конечностей в ИП сидя

2 - 5

Вводный раздел процедуры. Постепенное втягивание сердечно-сосудистой системы в повышенную нагрузку

II

Упражнения для корпуса, комбинированные движения рук и ног, рук и корпуса попеременно с дыхательными упражнениями в ИП сидя

5 - 6

Тренировка сердечно-сосудистой системы путем охвата более крупных мышечных групп корпуса в сочетании с правильной постановкой движений. Способствовать уменьшению застойных явлений в печени, селезенке и крупных венозных сосудах брюшной полости путем движения корпуса и периодического изменения внутрибрюшного давления как в сторону повышения, так и понижения

III

Элементарные упражнения конечностями и дыхательные упражнения

Снижение общей физиологической нагрузки. Создать условия для относительного отдыха сердечной мышцы. Усилить присасывающую деятельность грудной клетки упражнениями в глубоком дыхании

IV

Упражнения в ограниченном сопротивлении сидя или упражнения с гантелями

Тренировка сердечной мышцы путем применения движений с возрастающим усилием

V

Заключительные элементарные и дыхательные упражнения

2 - 3

Снижение общей физической нагрузки на организм

Всего:

15 - 20

В схеме нет перечисления упражнений, а указано, какие из существующих в классификации следует применять. В соответствии со схемой составляют комплекс упражнений — с указанием исходных положений, описанием упражнения, его дозировки (число повторений или продолжительность в минутах) и методическими указаниями (при необходимости для отдельных упражнений).

Курс применения ЛФК разделяют на периоды: вводный, основной и заключительный (или начало, середина и конец курса лечения). Соответственно для каждого периода составляют схемы и комплексы упражнений.

Примерный комплекс физических упражнений при недостаточности кровообращения I степени

ИП — сидя на стуле, руки на бедрах. Спокойное дыхание статического характера (3-4 раза).

ИП — сидя, руки на коленях. Разгибание рук г лучезапястном суставе (6-8 раз).

ИП.— сидя. Тыльное сгибание стоп в голеностопном суставе (6-8 раз).

ИП — сидя, руки опущены. Руки в стороны — вдох, опустить — выдох (4-5 раз).

ИП — то же. Выбрасывание прямых рук вперед, в стороны, опустить (5-6 раз). .

ИП — сидя. Поочередное поднимание бедер. Втягивать живот при приведении бедер (5-6 раз).

ИП — сцдя. Отвести руки в стороны — вдох, опустить — выдох (4-5 раз).

ИП — сидя, руки фиксированы на спинке стула. Прогибание спины, не отрывая рук. При прогибании — вдох, при сгибании — выдох.

ИП — сидя, руками держаться за сиденье, ноги вытянуты. Разведение и сведение прямых ног со скольжением стоп по полу (6-8 раз).

ИП — сидя, кисти рук на подбородке. Развести локти в сторону — вдох, привести плечи, сдавить грудную клетку и слегка наклонить корпус— выдох (4-5 раз).

ИП — сидя, руки на бедрах, ноги расставлены на ширину плеч. Наклоны корпуса поочередно вправо — влево на выдохе. При выпрямлении — вдох (3-4 раза).

ИП —-сидя, руки опущены, поднимание рук в стороны вверх — вдох, опускание — выдох (3-4 раза).

ИП —сидя на стуле, руки на бедрах. Упражнение в поднимании, опускании, отведении назад и приведении вперед плечевого пояса (6 - 8 раз).

ИП — сидя на краю стула, руками держаться за сиденье. Имитация движений велосипедиста со скольжением стоп по полу (10-12 раз).

ИП — сидя. Спокойное дыхание статического характера (3-4 раза).

ИП — сидя. Поднимание рук в стороны, вверх —вдох, опустить — выдох (3-5 раз).

ИП — сидя. Круговые движения в лучезапястных суставах (5-6 раз в обе стороны).

ИП — сидя. Перекатывание стоп с пальцев на пятку (5-6 раз).

Показания, противопоказания и факторы риска в лечебной физкультуре

Лечебная физкультура п о к а з а н а в любом возрасте почти при всех заболеваниях, травмах и их последствиях, Она находит широкое применение:

в клинике внутренних болезней;

в неврологии и нейрохирургии;

в травматологии и ортопедии;

после хирургического лечения заболеваний внутренних органов;

в педиатрии;

в акушерстве и гинекологии;

в фтизиатрии;

в психиатрии;

в офтальмологии — при неосложненной миопии;

в онкологии — у больных без метастазов после ради-кального лечения.

Перечень противопоказаний весьма небольшой и касается в основном начального периода острой стадии заболевания или обострения хронических болезней, острого периода травмы, при показаниях к хирургическому вмешательству, при кровотечениях.

Общие п р о т и в о п о к а з а н и я к назначению ЛФК:

острые инфекционные и воспалительные заболевания с высокой температурой тела и общей интоксикацией;

острый период заболевания и его прогрессирующее течение;

злокачественные новообразования до их радикального лечения, злокачественные новообразования с метастазами;

выраженная олигофрения (слабоумие) и психические заболевания с резко нарушенным интеллектом;

наличие инородного тела вблизи крупных сосудов и нервных стволов;

острые нарушения коронарного и мозгового кровообращения;

острые тромбозы и эмболии;

нарастание сердечно-сосудистой недостаточности с декомпенсацией кровообращения и дыхания;

кровотечения;

общее тяжелое состояние больного;

значительно выраженный болевой синдром;

отрицательная динамика ЭКГ, свидетельствующая об ухудшении коронарного кровообращения;

атриовентрикулярная блокада.

В р е м е н н ы е п р о т и в о п о к а з а н и як назначению ЛФК:

обострение хронических заболеваний;

осложнение в течении заболевания;

интеркурентные заболевания инфекционного или воспалительного характера;

острые повреждения;

появление признаков, свидетельствующих о прогрессировании заболевания и ухудшении состояния больного;

сосудистый криз (гипертонический, гипотонический или при нормальном АД);

нарушение ритма сердечных сокращений: синусовая тахикардия (свыше 100 уд./мин), брадикардия (менее 50 уд./мин), приступ пароксизмальной или мерцательной аритмии, экстрасистолы с частотой более чем 1:10.

К ф а к т о р а м р и с к а, при которых может возникнуть повреждение костно-суставного аппарата, относят:

выраженный остеопороз у пожилых людей, особенно у женщин;

значительное усилие со стороны больного при неокрепшей костной мозоли после переломов костей конечностей, у больных со спастическими параличами с нарушенной болевой чувствительностью.

Осторожность следует соблюдать после переломов, чтобы не допустить возникновения ложного сустава, артроза. При аневризме грудной или брющной аорты не следует применять упражнения с усилием, сопротивлением. Лечебная физкультура может являться самостоятельным методом лечения, реабилитации и профилактики заболеваний, а также ЛФК хорошо сочетается со всеми видами медикаментозного лечения, физиобальнеотерапиёй, грязелечением, до и после оперативного вмешательства.

Врачебный контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста, учащихся и студентов включает: 1) распределение на медицинские группы по результатам исследования состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей; 2) определение влияния нагрузок на организм в процессе учебных и внеучебных занятий по физическому воспитанию; 3) санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий; 4) врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий; 5) профилактику травм и заболеваний, связанных с нерациональной методикой проведения занятий; 6) медицинское обслуживание массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий в дошкольных учреждениях, пионерских и оздоровительно-спортивных лагерях; 7) санитарно-просветительную работу по вопросам физического воспитания; 8) пропаганду оздоровительного влияния физической культуры и спорта.

Медицинское обследование детей дошкольного возраста, учащихся и студентов в процессе врачебного контроля за физическим воспитанием проводится по комплексной методике, принятой в отечественной спортивной медицине для обследования физкультурников и спортсменов. Как уже говорил ось, комплексное врачебно-контрольное обследование включает: анамнез (общий и спортивный), наружный осмотр, антропометрические измерения, инструментальное исследование отдельных органов и систем, проведение функциональных проб.

для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы применяется стандартная физическая нагрузка 20 приседаний за 30 с. При оценке реакции на эту пробу используются данные об изменении ЧСС и АД, а также о характере и времени их восстановления, У детей школьного возраста сразу после 20 приседаний наблюдается прирост ЧСС на 30-50%, увеличение максимального АД на 10-20 мм рт. ст., снижение минимального АД на 4-10 мм рт. ст. Обычно через 1-2 мин ЧСС и АД восстанавливаются. Такая реакция сердечно-сосудистой системы расценивается как благоприятная. Большие сдвиги ЧСС и АД, а типичные варианты реакций (отрицательная фаза пульса, ступенчатый подъем максимального АД, гипертонический, астенический или дистонический тип реакции, появление аритмий ИТ. д.), затяжной восстановительный период отражают несоответствие данной физической нагрузки функциональным возможностям организма и расцениваются как неблагоприятная реакция сердечнососудистой системы.

Кроме проб с приседаниями можно использовать и другие по характеру и интенсивности физические нагрузки, например 2-минутный бег на месте ~ темпе 180 шагов в минуту, 3-моментную комбинированную пробу С. П. Ле­тунова и др.

В настоящее время для оценки функциональных возможностей уча­щихся и студентов применяют также Гарвардский степ-тест и тест PWC170

К основной медицинской группе относятся лица без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями при хорошем физическом развитии. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся в полном объеме учебной программы; проводится подготовка к сдаче норм ГТО соответственно возрасту. В зависимости от состояния здоровья, морфологических и функциональных особенностей учащихся и студентов им рекомендуются занятия определенным видом спорта. Так, близорукость является противопоказанием к занятиям боксом, прыжками в воду, прыжками на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом, тяжелой атлетикой и мотоспортом; заболевания среднего уха, в частности перфорация барабанной перепонки, - к занятиям всеми видами плавания, водными лыжами. В то же время этим лицам разрешаются занятия другими видами спорта.

К подготовительной .медицинской группе относятся лица с не­достаточным физическим развитием и слабо физически подготовленные, без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся в соответствии с учебной программой, но при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований. Кроме того, проводятся дополнительные занятия для повышения уровня физической подготовленности учащихся. Им предоставляется отсрочка для сдачи контрольных испытаний и норм ГТО. При улучшении состояния здоровья, физического развития и повышении функциональных возможностей представители этой группы после дополнительного медицинского осмотра переводятся в основную медицинскую группу. Всем отнесенным к подготовительной группе занятия спортом запрещаются.

К специальной .медицинской группе относятся лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которые позволяют выполнять обычные учебные нагрузки, но являются противопоказанием к занятиям по учебной программе физического воспитания. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся по специальным учебным программам, утвержденным Министерством просвещения СССР, Министерством высшего и среднего специального образования СССР и согласованным с Министерством здравоохранения СССР. Все, кто относится к этой группе, освобождаются от сдачи норм ГТО. Перевод из специальной медицинской группы в. подготовительную производится либо при ежегодном медицинском осмотре, либо после дополнительного медицинского обследования.

Наши рекомендации