Существенное нарушение уголовно-процессуального закона.
Что понимается под термином «существенность» нарушения уголовно-процессуального закона (далее – УПЗ)? Когда мы в обыденной жизни используем понятие «существенное нарушение», то для каждого из нас критерий существенности является сугубо индивидуальным, субъективным. УПК предлагает такой критерий существенности нарушения УПЗ: это такое нарушение, которое путем лишения или ограничения прав участников УПП, нарушили эти права - либо была не соблюдена процедура судопроизводства, либо были затронуты такие права участников УПП, нарушение которых повлияло на вынесение справедливого, законного и обоснованного решения.
К такого рода нарушениям закон относит целую группу условий:
1. продолжение процессуальной деятельности в случаях, когда были основания для прекращения производства по уголовному делу (далее – УД). Т.е. непрекращение уголовного судопроизводства, преследования при наличии оснований для прекращения.
2. незаконный состав суда или незаконный состав коллегии присяжных заседателей.
Какой состав суда в данном конкретном случае будет рассматриваться как незаконный? Во-первых, это состав, в котором был судья, у которого прекращены полномочия, приостановлены полномочия или лицо, которое еще не наделено статусом судьи. Каждый конкретный судья назначается Указом в каждый конкретный суд. Поэтому если в составе суда принимал участие в рассмотрении судья из другого суда, будь то вышестоящий или нижестоящий суд, состав суда будет незаконным. Незаконным состав суда может и быть и такой состав суда, когда есть основания для отвода хотя бы для одного из членов состава суда, и суду был заявлен отвод, не был удовлетворен. Если отвод не был удовлетворен, то судья не заявил самоотвод.
Какие могут быть основания для отвода? Например, один из судей состоит в родственных отношениях с прокурором, другим судьей, подсудимым и иным участником процесса. Либо это родственные отношения, либо свойственные отношения. Когда мы говорим о незаконном составе суда, незаконным считается такой состав суда, в котором хотя бы один из членов коллегии судей ранее принимал участие в рассмотрении УД, т.е. повторное участие в рассмотрении УД.
Что касается коллегии присяжных заседателей, то УПК РФ регулирует формирование коллегии присяжных заседателя. Общее требование: 12 комплектных заседателей и 2 запасных присяжных заседателя. В том случае, если в состав коллегии присяжных заседателей вошли лица, которые не принимали участия в отборочном туре, в отборочной части подготовительного периода судебного разбирательства, то такой состав коллегии считается незаконным.
Кроме того, когда мы говорим о незаконности коллегии присяжных, здесь к такого рода ненадлежащим членам состава коллегии присяжных заседателей будут и те лица, которые не утверждены в списках присяжных заседателей как основные, так и запасные списки. Скажем так, попросили кого-то посидеть вместо кого-то и т.д. Когда в отношении кого-либо из присяжных заседателей есть основания для отвода, отвод не был удовлетворен или не был заявлен самоотвод. Подробно будем говорить позже.
3. когда речь идет о заочном судебном разбирательстве. В случаях, если законом не предусмотрена возможность такого судебного разбирательства. Мы помним, что есть два основания для заочного судебного разбирательства: 1. по делам небольшой и средней тяжести, когда подсудимый заявил ходатайство и суд удовлетворил; 2. когда по делам тяжким и особо тяжким лицо находится за пределами РФ и уклоняется от явки в суд или находится за пределами РФ, местонахождения его неизвестно.
По ч.5 ст.247 УПК РФ тоже требуется решение суда с указанием оснований для заочного рассмотрения УД. Если оснований для заочного рассмотрения УД не было, тем не менее, дело рассмотрено в отсутствие подсудимого, в данном конкретном случае мы относим это к существенным нарушениям УПЗ.
4. неучастие защитника в случаях, когда участие защитника является обязательным.
Ст. 51 УПК РФ устанавливает полный перечень ситуаций, когда участие защитника является обязательным. Если отсутствует защитник – это является существенным нарушением права обвиняемого на защиту. Законодатель относит к нарушению прав на защиту любое иное нарушение прав обвиняемого пользоваться помощью защитника: когда не предоставляется свидание с защитником, либо когда свидание с защитником контролируется тем или иным образом, применение видеозаписи, звукозаписывающих устройств, право обвиняемого на выбор защитника тоже может быть нарушено. Кроме того, реализация обвиняемым своего процессуального статуса, не предоставление обвиняемому тех или иных прав рассматривается как существенное нарушение УПЗ и является основанием для отмены или изменения приговора.
5. нарушение принципа доступности судопроизводства для лиц, которые не владеют языком судопроизводства, в частности, для подсудимого.
Если подсудимый не может воспринимать судебную процедуру нормально, потому что он не владеет языком судопроизводства, переводчик ему не предоставляется - это рассматривается как существенное нарушение УПЗ. В связи с этим нарушается право давать показания на родном языке либо на том языке, которым он владеет в достаточной степени для того чтобы понимать процесс судопроизводства и воспринимать свой процессуальный статус (распоряжаться правами и реализовывать свои процессуальные обязанности). Если лицо не понимает, о чем говорится, в данной конкретном случае мы говорим о возможности в апелляционном производстве изменить или отменить соответствующее решение.
6. непредоставление права на участие в прениях.
7. непредоставление права на последнее слово.
Это тоже рассматривается как один из частных случаев нарушения права на защиту. Право на участие в прениях предоставляется по ходатайству подсудимого в тех случаях, когда не принимает участие защитник подсудимого. Независимо от поведения подсудимого, право на последнее слово сохраняется. Когда мы говорим о нарушении прав, которые установлены в п. 6-7, то участие подсудимого в форме видеоконференцсвязи не является нарушением прав. Мы говорили, что возможно в целом ряде случаев, в т.ч. в целях обеспечения безопасности участников УПП, использование видеоконференцсвязи, применение в этом случае не рассматривается как существенное нарушение. Такую же позицию занимает ЕСПЧ.
8. нарушение тайны совещания как коллегии присяжных при вынесении вердикта, так и судей при постановлении приговора.
Что понимается под нарушением тайны совещания судей? Тайна совещательной комнаты предполагает, что во время постановления вердикта или приговора никто, кроме членов состава суда или коллегии присяжных заседателей, не может находиться в данном конкретном случае. Что касается присяжных заседателей, недавно, два-три года назад, вышел фильм «Двенадцать» [в реальности вышел в 2007 году], это ремейк старого английского фильма «Двенадцать разгневанных мужчин» о том, как присяжные заседают в совещательной комнате, как они обсуждают все вопросы.
Означает нарушение тайны совещательной комнаты возможность судьи покинуть эту комнату? Если речь идет о перерыве на сон, принятие пищи или для физиологических потребностей, это не рассматривается как нарушение тайны совещания. Кроме того, не рассматривается как нарушение тайны совещания судей и тайны совещания присяжных перерыв на выходные, когда люди уходят, отдыхают, потом возвращаются. Для того чтобы этот перерыв не рассматривался как нарушение тайны совещания, необходимо, чтобы и присяжные, и судьи не обсуждали вопросы, связанные с постановлением приговора, не общались с участниками УПП.
Можно ли разговаривать по телефону во время постановления приговора или вынесения вердикта? Нельзя. Консультации по приговору, консультации по вердикту, они во время постановления соответствующего решения недопустимы. Если кто-то из участников процесса услышал как судья в совещательной комнате разговаривает или советуется с кем-то, даже если этот звонок не связан с постановлением решения по данному конкретному делу, это может рассматриваться как основание для отмены соответствующего решения, т.е. тайна совещания судей, тайна совещания присяжных священна и неприкосновенна - это священная корова УПП.
Кроме того, под нарушением тайны совещания судей и присяжных понимается и разглашение всего того, что происходило в совещательной комнате при постановлении приговора. Мы говорили, что кто-то из судей может остаться при особом мнении, кто-то из присяжных может проголосовать за вынесение оправдательного вердикта, не допускается разглашения суждений о том, кто это делал и как это происходило. Это все относится к тайне совещания.
9. использование недопустимых доказательств.
Мы говорили, что в материалах УД, вне зависимости от того, являются ли доказательства допустимыми или нет, они сохраняются, они не исчезают. Тем не менее, использование недопустимых доказательств влечет за собой постановление незаконного приговора. Общие требования приговора: обоснованность, законность, справедливость. Нельзя обосновать решение суда теми материалами и доказательствами, которые получены незаконном и признаны незаконными.
10. отсутствие подписи судьи или одного из судей, если уголовное дело рассматривалось судом коллегиально, на соответствующем судебном решении.
Требование формального характера, соблюдение УПФ важное требование для всего УПП как на досудебных стадиях, так и на стадии судебного производства. Отсутствие подписи одного из членов коллегии судей или судьи, если дело рассматривалось единолично, относится к категориям существенного нарушения УПЗ. Почему?
Мы говорили, что любой протокол на досудебной стадии требует подписи, любое решение следователя требует подписи следователя, тоже самое относится к стадии судебного разбирательства, протокол подписывается в т.ч. председательствующим, решение судьи должно подписываться судьей, тем самым наличие подписи судьи свидетельствует об удостоверении судьей того решения, которое было вынесено по данному УД. Если нет подписи судьи, мы говорим, что это один из вариантов решения, возможно, первоначальное решение, которое вынес судья, возможно, кто-то из участников УПП изготовил таким образом приговор, т.е. нет идентификационного признака судебного решения, подпись судьи – тот идентификатор данного конкретного судебного решения.
11. отсутствие протокола судебного заседания в материалах уголовного дела.
Очень важный момент, связанный с регистрацией хода и содержания судебного разбирательства. Мы говорили, что протокол следственных и судебных действий является самостоятельным источником доказательств. При наличии протокола мы можем судить о ходе заседания, о содержании данного конкретного судебного заседания, о разъяснении прав участникам УПП, о ходатайствах, которые были заявлены в ходе судебного заседания, о промежуточных решениях суда, связанных с ходом судебного разбирательства, применением мер пресечения, назначением экспертиз и т.д. Если мы не видим факта фиксации, то мы не можем определить, насколько правильно применялся УПЗ, какие решения, связанные с регистрацией хода судебного разбирательства, были приняты, заявлялись ли ходатайства и т.д. Поэтому п.11 – существенное нарушение УПЗ – сводится к тому, что нет протокола судебного заседания – нет судебного заседания.
При наличии хотя бы одного из нарушений (не нужно совокупности) – это уже основание для того, чтобы отменить приговор.