Для развития опорной функции руки очень полезно положение

Ребенка на животе. Если малыш еще плохо держит голову, то положите

Ему под грудь сложенную в несколько раз пеленку.

Следите, чтобы ребенок, лежа на животе, опирался на согнутые ручки

И держал кисти раскрытыми. В дальнейшем дети опираются на выпрямленные

Руки, приподнимая туловище.

Научите ребенка стоять, а затем и ползать на четвереньках (рис. 177) —

Это замечательная тренировка опорности рук.

Рис. 176. Правильный захват игрушки

Рис. 177. Правильная опора при ползании

Несколько специальных упражнений

• Ребенка держат на весу, левой рукой поддерживая его под живот,

правой рукой — за ноги (сверху «вилочкой»). Взрослый слегка подбрасывает

Ребенка левой рукой над столом (стулом), на котором лежит большая

Мягкая игрушка или большой мяч. Вызывается рефлекс опоры на

Игрушку — происходят протягивание вперед рук и раскрытие кистей и

Пальцев.

• Поддерживая ребенка под грудь и за ноги снизу, приближают к

Опоре, ставят кисти на опору и протягивают ребенка назад к себе —

кисти раскрываются (пальцы разведены) (рис. 178).

• При покачивании на мяче вниз животом выведите руки ребенка вперед

и, наклоняя мяч вперед, побуждайте малыша опираться на руки (рис 179).

• Удерживая ребенка за ноги «вилочкой» одной рукой, другой —

Поддерживая туловище, спускайте медленно ребенка со своих колен,

Дивана или кресла на пол головой вниз. Важно, чтобы малыш, при

Этом вытягивал ручки перед собой и опирался на них. Позже, при

Самостоятельном передвижении по диванам и креслам, этот навык

Может очень пригодиться.

Отмечено, что дети с недостаточно развитой опорностью рук, падая,

Часто разбивают себе носы.

Рис. 178. Упражнение для развития опорности рук

Рис. 179. Упражнение на мяче

• Ребенок лежит на животе, опираясь на кисти. Взрослый осторожно

Отводит его плечи назад и надавливает вниз на область плеч, добиваясь

стабильного упора выпрямленных рук (рис. 180).

• Ребенок стоит на четвереньках. Взрослый поднимает его голову —

происходит выпрямление рук и разгибание пальцев (рис. 181).

• «Тачка» — ходьба на руках.

Во втором полугодии жизни ребенка следует развивать манипу-

Ляционную функцию руки, побуждая его не только брать в руки игрушку,

но и производить с ней различные действия: рассматривать ее,

Перекладывать из руки в руку, бросать, складывать кубики, разбивать

Пирамидку. Давно известна тесная связь между развитием тонкой моторики

Руки (движений пальцев) и умственным развитием ребенка. Если

Вы хотите, чтобы ваш малыш побыстрее заговорил, рано начал читать и

Был в школе отличником, уделите побольше времени массажу и упражнениям

Для кистей и пальцев. Кроме вышеперечисленных, следует потренироваться

В противопоставлении пальчиков (большого — всем остальным)

В сгибании и разгибании. Хорошо, если есть возможность

позволить ребенку нажимать на кнопки, крутить телефонный диск, «играть

» на пианино и т. п.

Рис. 180. Упор на выпрямленных руках

Рис. 181. Выпрямление рук при поднимании головы

Приемы и упражнения, способствующие

Расслаблению приводящих мышц бедра,

Задней группы мышц голени,

Развитию опорной функции стоп

При повышенном напряжении приводящих мышц бедер ребенок

С трудом разводит бедра в стороны, при поддержке под мышками перекрещивает

ноги (рис. 182).

Прежде чем выполнять упражнения лечебной гимнастики, необходимо

Расслабить эти мышцы с помощью массажа.

Массаж включает в себя большое количество поглаживаний, в том

Числе и по внутренней поверхности бедра (не затрагивая половых органов).

Приемы растирания и разминания применяются только на наружной

Стороне бедер. Большое внимание уделяется массажу спины, особенно

Поясничной области и ягодиц.

Эффективен точечный массаж, особенно в сочетании с пассивным

Разведением ног ребенка (при согнутых коленях).

Рис. 182. Перекрещивание ног

Наши рекомендации