ТЕМА: «Клиническая фармакология бронхиальной астмы и неотложных состояний в пульмонологии.».
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра госпитальной терапии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для студентов 5 курса лечебного факультета к практическому занятию по клинической фармакологии.
ТЕМА: «Клиническая фармакология бронхиальной астмы и неотложных состояний в пульмонологии.».
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы (базисные знания):
1) Классификацию бронхиальной астмы.
2) Основные синдромы и симптомы, характеризующие данную патологию.
3) Алгоритм диагностики, включающий клиническую, эндоскопическую, рентгенологическую картину, функциональные пробы, лабораторные исследования бронхиального секрета, лаважной жидкости бронхов и крови.
4) Принципы лечения БА, основные группы препаратов.
5) Основные этапы оказания помощи больному с острой дыхательной недостаточностью.
После изучения темы:
1) Групповую принадлежность и фармакодинамику основных групп ЛС, используемых для лечения БА.
2) Базисную терапию БА. Понятие о ступенчатой терапии.
3) Ингаляционные глюкокортикостероиды, показания и противопоказания к их назначению, нежелательные лекарственные реакции.
4) Показания к применению негормональных противовоспалительных средств (стабилизаторы мембран тучных клеток, антагонисты лейкотриеновых рецепторов).
5) Характеристику основных групп бронходилаторов.
6) Препараты, влияющие на отхождение бронхиального секрета.
7) Определение путей введения и способов доставки ЛС в дыхательные пути с учетом тяжести бронхоспазма.
8) Методы оценки клинической эффективности и безопасности применения ЛС, влияющих на бронхиальную проходимость.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
1) Проводить адекватный выбор конкретного наиболее эффективного, безопасного и доступного ЛС для лечения БА.
2) Определять оптимальный режим дозирования, адекватный способ введения ЛС в дыхательные пути с учетом тяжести течения заболевания, возраста, сопутствующих заболеваний, наличия вредных привычек (курение).
3) Назначать эффективную и безопасную комбинацию ЛС, влияющих на бронхиальную проходимость.
4) Прогнозировать риск развития нежелательных лекарственных реакций, проводить их коррекцию и профилактику.
5) Собирать фармакологический и аллергологический анамнез.
6) Выбирать адекватные клинические, лабораторные, функциональные параметры методы контроля эффективности и безопасности лечения.
7) Иметь представление о влиянии ЛС на параметры качества жизни.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОРОСЫ:
1) Понятие ступенчатой терапии бронхиальной астмы.
2) Гормональные противовоспалительные средства в лечении бронхоспастического синдрома (ГКС ингаляционные и системные). Показания и противопоказания к их назначению, нежелательные лекарственные реакции.
3) Показания к применению негормональных противовоспалительных средств (стабилизаторы мембран тучных клеток, антагонисты лейкотриеновых рецепторов).
4) Механизм действия бета2-агонистов.
5) Показания к назначению М-холиноблокаторов при бронхиальной астме.
6) Способы доставки ЛС в дыхательные пути (дозированные ингаляторы, использование спейсеров, порошковые ингаляторы, небулайзеры). Препараты, используемые для небулайзерной терапии.
7) Каковы особенности фармакокинетики эуфиллина?
8) Перечислите основные клинико-анамнестические признаки снижения чувствительности β2-рецепторов. Каковы особенности тактики купирования бронхоспазма при их выявлении?
9) Каковы особенности выбора глюкокортикоидных препаратов и режимов их использования при астматическом статусе?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
1) Составить алгоритм купирования приступа бронхиальной астмы.
2) Осветить лечебную тактику при астматическом статусе в зависимости от стадии.
3) Провести осмотр больного с БА, выделить синдромы, собрать фармакологический и аллергологический анамнез, определить ведущий синдром, произвести анализ истории болезни и результатов проведенных исследований, сформулировать диагноз согласно современной классификации.
4) Выбрать наиболее эффективное, безопасное лекарственное средство или их комбинацию для лечения бронхоспастического синдрома у конкретного больного, определить режим дозирования и адекватный способ введения препарата в дыхательные пути.
5) По результатам проведенных исследований оценить эффективность и безопасность лечения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. Внутренние болезни. Учебник для вузов под редакцией Мартынова А. И., Мухина Н.И., Моисеева В.С. - Москва, 2001 - том 1, 275 с.
2. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. - Москва, 2001. – 221с.
3. Кукес В.Г. Клиническая фармакология: Учебник /научный редактор А.З. Байчурина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. – 528 с.
4. Рациональная фармамакотерапия заболеваний органов дыхания: рук. Для практикующих врачей/А.Г. Чучалин, С.Н. Авдеев, В.В. Архипов и др. Под общей редакцией А.Г.Чучалина. – М.: Литтерра, 2004. – 874 с.
5. Мищенко Л.А. Эффективность, безопасность лекарственных средств при различных нозологических формах – Киров, 2007.- 30 с.
Дополнительная:
1. “GINA”. Глобальная инициатива по диагностике и лечению бронхиальной астмы. – Москва, 2002.
2. Базисная и клиническая фармакология в 2 томах /под ред. Бертрама Г. Катцунга. – М.; Спб., 2000.
3. Клиническая эффективность небулайзерной терапии в условиях оказания скорой медицинской помощи больным с обострением бронхиальной астмы. /Терапевтический архив. – 2000. - Т. 72, №8. - с. 13-16.
4. Современная диагностика и терапия обострения астмы. Скорая медицинская помощь /научно – практический журнал/, № 3, 2000 г.
5. Аллергология. Приложение “Астма. Формулярная система”, 1999.
Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры
№_________от ______________________.