ТЕМА: «Клиническая фармакология бронхиальной астмы и неотложных состояний в пульмонологии.».

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра госпитальной терапии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для студентов 5 курса лечебного факультета к практическому занятию по клинической фармакологии.

ТЕМА: «Клиническая фармакология бронхиальной астмы и неотложных состояний в пульмонологии.».

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы (базисные знания):

1) Классификацию бронхиальной астмы.

2) Основные синдромы и симптомы, характеризующие данную патологию.

3) Алгоритм диагностики, включающий клиническую, эндоскопическую, рентгенологическую картину, функциональные пробы, лабораторные исследования бронхиального секрета, лаважной жидкости бронхов и крови.

4) Принципы лечения БА, основные группы препаратов.

5) Основные этапы оказания помощи больному с острой дыхательной недостаточностью.

После изучения темы:

1) Групповую принадлежность и фармакодинамику основных групп ЛС, используемых для лечения БА.

2) Базисную терапию БА. Понятие о ступенчатой терапии.

3) Ингаляционные глюкокортикостероиды, показания и противопоказания к их назначению, нежелательные лекарственные реакции.

4) Показания к применению негормональных противовоспалительных средств (стабилизаторы мембран тучных клеток, антагонисты лейкотриеновых рецепторов).

5) Характеристику основных групп бронходилаторов.

6) Препараты, влияющие на отхождение бронхиального секрета.

7) Определение путей введения и способов доставки ЛС в дыхательные пути с учетом тяжести бронхоспазма.

8) Методы оценки клинической эффективности и безопасности применения ЛС, влияющих на бронхиальную проходимость.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1) Проводить адекватный выбор конкретного наиболее эффективного, безопасного и доступного ЛС для лечения БА.

2) Определять оптимальный режим дозирования, адекватный способ введения ЛС в дыхательные пути с учетом тяжести течения заболевания, возраста, сопутствующих заболеваний, наличия вредных привычек (курение).

3) Назначать эффективную и безопасную комбинацию ЛС, влияющих на бронхиальную проходимость.

4) Прогнозировать риск развития нежелательных лекарственных реакций, проводить их коррекцию и профилактику.

5) Собирать фармакологический и аллергологический анамнез.

6) Выбирать адекватные клинические, лабораторные, функциональные параметры методы контроля эффективности и безопасности лечения.

7) Иметь представление о влиянии ЛС на параметры качества жизни.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОРОСЫ:

1) Понятие ступенчатой терапии бронхиальной астмы.

2) Гормональные противовоспалительные средства в лечении бронхоспастического синдрома (ГКС ингаляционные и системные). Показания и противопоказания к их назначению, нежелательные лекарственные реакции.

3) Показания к применению негормональных противовоспалительных средств (стабилизаторы мембран тучных клеток, антагонисты лейкотриеновых рецепторов).

4) Механизм действия бета2-агонистов.

5) Показания к назначению М-холиноблокаторов при бронхиальной астме.

6) Способы доставки ЛС в дыхательные пути (дозированные ингаляторы, использование спейсеров, порошковые ингаляторы, небулайзеры). Препараты, используемые для небулайзерной терапии.

7) Каковы особенности фармакокинетики эуфиллина?

8) Перечислите основные клинико-анамнестические признаки снижения чувствительности β2-рецепторов. Каковы особенности тактики купирования бронхоспазма при их выявлении?

9) Каковы особенности выбора глюкокортикоидных препаратов и режимов их использования при астматическом статусе?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

1) Составить алгоритм купирования приступа бронхиальной астмы.

2) Осветить лечебную тактику при астматическом статусе в зависимости от стадии.

3) Провести осмотр больного с БА, выделить синдромы, собрать фармакологический и аллергологический анамнез, определить ведущий синдром, произвести анализ истории болезни и результатов проведенных исследований, сформулировать диагноз согласно современной классификации.

4) Выбрать наиболее эффективное, безопасное лекарственное средство или их комбинацию для лечения бронхоспастического синдрома у конкретного больного, определить режим дозирования и адекватный способ введения препарата в дыхательные пути.

5) По результатам проведенных исследований оценить эффективность и безопасность лечения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Внутренние болезни. Учебник для вузов под редакцией Мартынова А. И., Мухина Н.И., Моисеева В.С. - Москва, 2001 - том 1, 275 с.

2. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. - Москва, 2001. – 221с.

3. Кукес В.Г. Клиническая фармакология: Учебник /научный редактор А.З. Байчурина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. – 528 с.

4. Рациональная фармамакотерапия заболеваний органов дыхания: рук. Для практикующих врачей/А.Г. Чучалин, С.Н. Авдеев, В.В. Архипов и др. Под общей редакцией А.Г.Чучалина. – М.: Литтерра, 2004. – 874 с.

5. Мищенко Л.А. Эффективность, безопасность лекарственных средств при различных нозологических формах – Киров, 2007.- 30 с.

Дополнительная:

1. “GINA”. Глобальная инициатива по диагностике и лечению бронхиальной астмы. – Москва, 2002.

2. Базисная и клиническая фармакология в 2 томах /под ред. Бертрама Г. Катцунга. – М.; Спб., 2000.

3. Клиническая эффективность небулайзерной терапии в условиях оказания скорой медицинской помощи больным с обострением бронхиальной астмы. /Терапевтический архив. – 2000. - Т. 72, №8. - с. 13-16.

4. Современная диагностика и терапия обострения астмы. Скорая медицинская помощь /научно – практический журнал/, № 3, 2000 г.

5. Аллергология. Приложение “Астма. Формулярная система”, 1999.

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры

№_________от ______________________.

Наши рекомендации