Издревле совершенные в следовании Дао не просвещали народ
Но оставляли его невежественным Причина того, что народом трудно управлять, заключена в избытке у него знаний. Потому управление государством
С помощью знания
Вудет разрушительно для государства. Отказ от управления государством
с помощью знания будет благотворен для государства. Два этих примера являются образчиками. Неизменное понимание этих образчиков зовётся сокровенной Благостью. 0. сколь глубока, сколь отдалена
сокровенная Благость. Сколь противоположна она вещам.' Но лишь то. что идёт за ней,
И есть Великое Следование.
Моря и реки лишь потому могут быть
Властителями сотен долин, что способны ставить себя ниже их. Вот почему они могут быть
Властителями сотен долин. Поэтому тот,
кто желает возвыситься над людьми, в речах своих должен ставить себя ниже их. Тот, кто желает идти впереди людей, должен встать позади них. Вот почему мудрец стоит над людьми, но не бывает им в тягость: находится впереди, но не вредит народу. Оттого вся Поднебесная без устали и с радостью поддерживает его. Он не вступает в борьбу.
И потому нет в Поднебесной того, кто мог бы соперничать с ним.
Все в мире говорят.
что моё Дао велико и ни на что не похоже.
Лишь потому, что оно велико,
Оно и ни на что не похоже.
Если бы оно походило на что-нибудь,
То давно бы стало едва приметным.
Я обладаю тремя сокровищами,
[кои] храню и [коими] дорожу.
Первое — великодушие.
Второе — бережливость.
Третье — не смею быть первым в Поднебесной.
Благодаря великодушию могу быть храбрым.
Благодаря бережливости могу быть щедрым.
Благодаря тому.
что не смею быть первым в Поднебесной. могу стать господином сосудов34'. Сегодня те, кто жертвует
Великодушием ради храбрости, Бережливостью ради щедрости. местом позади ради того, чтобы быть впереди. обречены на смерть.
Великодушием побеждаешь в наступлении и становишься неприступным в обороне. Лаже Небо спасает тех,
кто бережёт себя великодушием.
Умелый полководец не воинственен. Умелый воин не гневлив. Умеющий побеждать врага
не вступает [с ним в поединок]. Умеющий использовать людей
Ставит себя ниже их.
Это зовётся Благостью вез противостояния. Это зовётся способностью использовать людей. Это зовётся
Следованием Неву и Пределу древности.
У стратегов есть поговорка:
Яне посмею быть хозяином. Буду лишь гостем.
Я не дерзну шагнуть и на цунь вперед.
но отступлю на чи назад. Это зовётся продвижением вне движения, закатыванием рукавов, не имея рук. противостоянием врагу, не имея противника, победой Без оружия. Мет Большего несчастья, чем легко одержать верх
Над слабым противником. Слабый противник Будет стоить мне
Всех моих сокровищ. Когда две враждующие стороны
Вступают в поединок побеждает преисполненный милосердия.
Мои слова легко понять
и столь же легко им следовать.
И всё же никто в мире не способен их понять
и тем более следовать им.
Слова имеют предка, дела имеют господина
Из-за того, что люди сиры.
им и не удаётся понять меня Как же мало тех. кто понимает меня! Как же редки те, кто следует мне. Поэтому мудрецы носили холщовые одежды.
но в душе Берегли драгоценную яшму
Знать и при этом думать, что не знаешь, —
Это высшее достижение.
Не знать и при этом думать, что знаешь. -
это ведёт к трудностям.
Мудрец не имеет трудностей
лишь потому, что устранил [главную] трудность.
Лишь потому, что он осознает трудности.
Он устраняет их. Вот потому он и не имеет трудностей.
Если народ не трепещет перед властью, то власть достигает величайшего могущества. Не сгоняйте народ с его мест, не презирайте устоев его жизни, Тот. кто не презирает этого
Не презрен Будет.
Вот почему мудрецы, познав себя.
Не проявляли себя
Любили севя. не превознося севя И потому, отказываясь от одного.
Они достигали другого
Кто Безрассуден в своём Бесстрашии —
Логивает
Кто не Безрассуден в своём Бесстрашии —
остаётся жить
Из этих двух начал одно ведёт к пользе.
Другое — к веде
Кто знает, почему Нево презирает одно из них? Лаже мудрецы считали некоторые дела
Крайне трудными