Факультет подготовки кадров высшей квалификации
Курс: 1
Автор: доцент, кандидат медицинских наук Н.Н. Ковтун
Тема занятия. «Организация рентгеновского кабинета, отделения в стационаре, поликлинике, МСЧ, диспансере».
Цель занятия:
приобрести знания, умения и практические навыки по вопросам организации рентгеновского кабинета, отделения в стационаре, поликлинике, МСЧ, диспансере.
Результаты обучения по теме:
«Организация рентгеновского кабинета, отделения в стационаре, поликлинике, МСЧ, диспансере».
результаты обучения | содержание результатов обучения | компетенции | средства оценивания и их количество |
знать | требования к необходимому набору помещений рентгенодиагностических кабинетов в различных медицинских учреждениях. | УК-2 ПК-4 ПК-8 | ü контрольные вопросы (4) ü задания в тестовой форме (56) |
принципы организации фотолаборатории, архива. | УК-2 ПК-4 ПК-8 | ü контрольные вопросы (4) ü задания в тестовой форме (56) | |
порядок учета и отчетности рентгеновских отделений и кабинетов. | УК-2 ПК-4 ПК-8 | ü контрольные вопросы (4) ü задания в тестовой форме (56) | |
уметь | организовывать работу рентгеновского отделения (кабинета), имея в виду важнейшие производствен- ные операции (документация, подготовка к обследованию пациента, проведение обследования с соблюдением требований медицинской этики, анализ результатов обследования и их протоколирование, архивирование материалов лучевых исследований). | УК-2 ПК-4 ПК-8 | ü контрольные вопросы (4) ü задания в тестовой форме (56) |
вести текущую учетную и отчетную документацию по установленной форме. | УК-2 ПК-4 ПК-8 | ü контрольные вопросы (4) ü задания в тестовой форме (56) | |
владеть | практическими навыками организации работы рентгеновского отделения (кабинета) | УК-2 ПК-4 ПК-8 | ü контрольные вопросы (4) ü задания в тестовой форме (56) |
тактикой ведения учетной и отчетной документации по установленной форме. | УК-2 ПК-4 ПК-8 | ü контрольные вопросы (4) ü задания в тестовой форме (56) |
Мотивация темы занятия.
Современные тенденции развития здравоохранения, направленные на наиболее эффективное использование ресурсов, внедрение новых медицинских технологий, значительное повышение качества лечебно-диагностического процесса, особенно на догоспитальном этапе, требуют строгой структуризации и организации диагностического процесса. Все большее распространение получают ультразвуковая, эндоскопическая и другие виды диагностики, которые в определенной мере дополняют рентгенологические исследования. Расширяется применение рентгенохирургических и рентгено-эндоскопических методик с диагностической и лечебной целью. Активно внедряется рентгеновская компьютерная и магнитно-резонансной томографии. Созданы и функционируют отдельные диагностические центры, организуются новые диагностические подразделения в больницах и поликлиниках. Их деятельность основана на комплексировании и интеграции различных видов диагностической информации, внедрении
диагностических алгоритмов, строгой внутриорганизационной поэтапности работ и тесном взаимодействии с клиническими подразделениями.
Контрольные вопросы:
5. Перечислите требования к необходимому набору помещений рентгенодиагностических кабинетов в различных медицинских учреждениях.
6. Каковы основные принципы организации фотолаборатории.
7. Назовите основные принципы организации архива.
8. Опишите тактику ведения учета и отчетности рентгеновских отделений и кабинетов.
Хронокарта занятия.
Учебное время – 5,0 академических часа (225 минут)
№ | Содержание | Продолжительность (мин.) |
Решение тестовых заданий исходного уровня знаний | ||
Разбор теоретического материала занятия | ||
Аудиторная самостоятельная работа: Посещение помещений рентгенодиагностических кабинетов, знакомство с организацией фотолаборатории и архива. Оформление учетной и отчетной документации рентгеновских отделений и кабинетов. | ||
Заслушивание рефератов по теме занятия | ||
Решение тестовых заданий текущего уровня знаний | ||
Подведение итогов, задание на следующее занятие (в том числе и на самостоятельную работу) |
Оборудование занятия:
ü методические рекомендации преподавателю;
ü методические указания ординаторам;
ü методические указания ординаторам по самостоятельной внеаудиторной работе;
ü комплект тестовых заданий исходного, текущего, промежуточного контроля и для итоговой государственной аттестации с эталонами ответов.
План занятия:
· Контроль исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы.
· Разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу студентов, и коррекция усвоенного материала.
· Заслушивание рефератов, подготовленных ординаторами по актуальным вопросам темы занятия, их обсуждение, дискуссия.
ü Штаты и структура рентгеновских кабинетов и отделения.
ü Документы регламентирующие работу рентгеновской службы.
· Контроль полученных на данном занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу студентов по данной теме.
· Решение тестовых заданий по теме занятия.
Пример оформления тестовых заданий.
Вопрос:Численность персонала рентгеновского отделения амбулаторно-поликлинического учреждения составляет на 25 врачей, ведущих амбулаторный прием
Варианты ответа:
а) 1 должность врача-рентгенолога
б) 2 должности врача-рентгенолога
в) 3 должности врача-рентгенолога
г) 4 должности врача-рентгенолога
д) 5 должностей врача-рентгенолога
Ответ:а) 1 должность врача-рентгенолога
· Контроль текущего уровня знаний по данной теме.
· Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.
· Аудиторная самостоятельная работа. Алгоритм выполнения:
Ø Посещение помещений рентгенодиагностических кабинетов.
Ø Посещение и знакомство с организацией фотолаборатории.
Ø Посещение архива.
Ø Оформление учетной и отчетной документации рентгеновских отделений и кабинетов.
· Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.
Тема занятия: «Физика и техника рентгеновского излучения. Рентгено-диагностические аппараты и комплексы».
Контрольные вопросы:
1 Укажите физические характеристики рентгеновского излучения.
2 Опишите устройство рентгеновских трубок и рентгенодиагностических аппаратов.
3 Перечислите и охарактеризуйте аналоговые и цифровые технологии.
4 Перечислите и охарактеризуйте основные виды рентгенодиагностических комплексов.
Темы рефератов:
1 «Физические свойства рентгеновского излучения и их применение в медицине»
2 «Аналоговая и цифровая рентгенография»
Список основной и дополнительной литературы по теме занятия:
Список основной литературы:
1. Лучевая диагностика и терапия: С. К. Терновой, В. Е. Синицын. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010
2. Справочник заведующего отделением лучевой диагностики: нормативные материалы по организации работы / Гл. ред. и сост. И. С. Мыльникова. - М.: Грантъ, 2001
3. Секреты рентгенологии: Пер.с англ. / Д. Кац, К. Мас, С. Гроскин. - М.: Бином, 2003.
4. Основы рентгенодиагностической техники: Учеб.пособие для студ.мед.вузов / Под ред.Н.Н.Блинова. - М.: Медицина, 2002.
5. Техническая энциклопедия рентгенолога / Э. Г. Чикирдин, А. Б. Мишкинис. - М.: МНПИ, 1996
Список дополнительной литературы:
1. Очерки истории российской рентгенологии / Линденбратен Л.Д. - М.: ВИДАР, 1995.
2. Основные клинические синдромы и тактика лучевого обследования / Л. Д. Линденбратен, А. В. Зубарев, В. В. Китаев, А. И. Шехтер; Под ред.Линденбратена Л.Д. - М.: ВИДАР, 1997
Приложение: