Графологическая структура темы прилагается
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
(ГБОУ ВПО ТюмГМА Росздрава)
Кафедра пропедевтики внутренних болезней.
Специальность лечебное дело.
Методические рекомендации для студентов
«Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания»
Тюмень 2011г.
Методические рекомендации предназначены для студентов.
Подготовили: ассистент Бойко Л.Ф.
Под редакцией зав.кафедрой, профессора, д.м.н. Жмурова В.А.
Утверждены на заседании кафедры « »декабря 2011г.
Заведующий кафедрой,
профессор Жмуров В.А.
1. Тема занятия: Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания
2 .Форма организации учебного процесса: практическое занятие.
3. Значение темы:
Заболевания органов дыхания широко распространены во всем мире (острый и хронический бронхит, пневмонии, бронхиальная астма). Они влияют на продолжительность и качество жизни пациентов. Пульмонологией (лат. pulmo - лёгкое; греч. logos - учение) называют раздел внутренних болезней, изучающий патологию органов дыхания и разрабатывающий методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний дыхательной системы.
4. Цель обучения:
Научиться обследовать больных с заболеваниями органов дыхания (расспрос, общий осмотр, подсчет ЧДД, определение типа дыхания).
5. Задачи:
Знать:
- основные жалобы у больных с заболеваниями органов дыхания
- общий осмотр больного с заболеваниями органов дыхания
- подсчет ЧДД
- определению типа дыхания
- правила сбора мокроты
- питание пациентов с заболеваниями органов дыхания
- анализировать полученные данные и интерпретировать в устной и письменной форме
Уметь:
- выявлять основные жалобы у больных с заболеваниями органов дыхания
- проводить общий осмотр больного с заболеваниями органов дыхания
- технику подсчёта числа дыханий в минуту
- определению типа дыхания
- выполнять влажное обтирание, постановку горчичников, постановку банок,
- выполнять оксигенотерапию
- пользоваться карманным ингалятором
-правилам сбора мокроты
- проводить позиционный дренаж
- сбор мокроты на микобактерии туберкулеза
- анализировать полученные данные и интерпретировать в устной и письменной форме
6. Воспитательный компонент.
При общении с больным преподаватель на собственном примере должен показывать студентам культуру речи и поведения. Научить студентов не употреблять перед больным непонятных, а тем более грубых слов и выражений. Научить студентов терпеливо и внимательно выслушивать больного. В конце беседы необходимо поблагодарить больного.
7. Место проведения занятия:в учебных комнатах; в палатах клинической больницы.
8. Оснащение занятия.
1. Таблицы
2. Больные с заболеванием органов дыхания 3-4 человека.
4. Сантиметровая лента.
5. Спиртовые шарики.
6. Слайды
7. Ингалятор (хандихайлер)
8. Чашка Петри
9. Кислородная подушка
Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы.
1. Анатомия легких
2. Топографические линии грудной клетки.
3. Методику и технику расспроса и общего осмотра больных.
4. Физиология и гистология дыхательной системы.
10.Вопросы для самоподготовки:
1. Физиология дыхательной системы
2. Основные жалобы больных с заболеваниями органов дыхания
3. Последовательность обследования больных с заболеваниями органов дыхания
4. Оказание первой доврачебной помощи при внезапной одышке (удушье).
5. Сбор мокроты для лабораторного исследования.
6. Оказание первой доврачебной помощи при кровохарканье и лёгочном кровотечении.
7. Проведение оксигенотерапии различными способами.
8. Умение пользоваться карманным ингалятором.
Графологическая структура темы прилагается
12. Практическая работа с ориентировочной основой действия:
1. Правила сбора мокроты:
Чтобы собрать мокроту, больной должен в 8 ч утра натощак почистить зубы и тщательно прополоскать рот кипячёной водой. Затем он должен сделать несколько глубоких вдохов или дождаться позыва на кашель, после чего откашлять мокроту (в объёме 3-5 мл) в заранее выданную ему чистую сухую градуированную банку и закрыть её крышкой. Для сбора мокроты с целью бактериологического исследования выдают стерильную ёмкость; в этом случае нужно предупредить больного, чтобы он не касался краёв посуды руками или ртом. После сбора мокроты пациенту следует оставить ёмкость с мокротой в санитарной комнате в специальном ящике. При сборе мокроты на атипичные клетки медицинская сестра должна немедленно доставить материал в лабораторию, так как опухолевые клетки быстро разрушаются.