Порядок направления больных на медико-социальную экспертизу 5 страница
2. Работа ЖК строится по участково-территориальному принципу. Один акушерский участок равен примерно двум терапевтическим. Обслуживают акушерско-гинекологический участок акушер-гинеколог и акушерка. Норма нагрузки акушер-гинеколога на приеме в женской консультации - 4,75 посещений в час, при посещении больного на дому - 1,25 в час.
3. Принцип участковости позволяет акушеру-гинекологу осуществлять постоянную связь с участковым терапевтом, терапевтом женской консультации и другими специалистами (принцип преемственности). Это способствует своевременному взятию на учет беременных женщин, решению вопросов о возможности беременности у женщин, страдающих экстрагенитальной патологией, всестороннему их обследованию и установлению соответствующего режима и лечения, а в необходимых случаях и совместного диспансерного наблюдения.
4. Благополучное родоразрешение беременных во многом зависит от своевременной постановки их на учет, регулярности, полноты обследования и качества наблюдения за ними во время беременности.
5. Организация медицинской помощи беременным на амбулаторно-поликлиническом этапе:
А) главный принцип динамического наблюдения за беременными - комплексное обследование, включающее медицинский контроль состояния здоровья женщины, течения беременности, развития плода и оказание профилактической и лечебной помощи как матери, так и «внутриутробному пациенту».
Б) при первом обращении беременной в консультацию на нее заводится индивидуальная карта беременной и родильницы (ф. №111/у), куд заносятся паспортные сведения, данные тщательно собранного анамнеза, данные предыдущих осмотров женщины и данные гинекологического осмотра. Объем обследования беременных при первичном взятии на диспансерный учет выполняется в соответствии с «Временными протоколами обследования и лечения». В объем обследования беременных при первичном взятии на учет необходимо включать исследование крови на гепатиты В и С, исследование TORCH-инфекции (токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирус, герпес), биохимические анализы крови (глюкоза, общий белок, железо, мочевина, креатинин, холестерин), гемостазиограмму.
В) все беременные должны быть обследованы терапевтом в течение беременности не менее двух раз: после первого осмотра акушера-гинеколога и после 30 недель беременности. При первом поселении терапевт женской консультации оценивает состояние жизненно-важных органов женщины, запрашивает выписку из амбулаторной карты пациентки (если таковая не запрашивалась при взятии на учет в группу «Резерв родов»), решают о необходимости участкового акушер-гинеколога и возможности вынашивания беременности
Г) при нормальней течении беременности женщина посещает женскую консультацию 1 раз в месяц в первую половину беременности, 2 раза - во вторую и 3-4 раза а месяц после 32 недель, всего - 14-16 посещений.
Д) в алгоритм пренатального мониторинга участковому акушер-гинекологу необходимо включать трехкратный ультразвуковой скрининг беременных в сроках 9-11, 16-20 и 24-26 недель, а по показаниям - чаще. Это позволяет диагностировать различные нарушения в системе мать-плацента-плод более чем у 53% беременных
Е) для осуществления преемственности в наблюдений за беременной в женской консультации и родильном доме на руки каждой беременной в 32 недели беременности выдается обменная карта родильного дома, родильного отделения больницы (ф. № 113/у). В карту заносятся основные данные о состоянии здоровья женщины и течении беременности. Она состоит из трех отрывных талонов, 1-ый - сведения ЖК о беременной - заполняется в ЖК и хранятся в истории родов, 2-ой - сведения родильного дома (отделения) о родильнице -заполняется в акушерском стационаре и выдается женщине на руки для передачи в ЖК, где подробно описываются особенности течения родов, .послеродового периода и состояние родильницы. В 3-й талон - сведения родильного дома (отделения) о новорожденном, акушер-гинеколог и неонатолог вносят данные об особенностях родов и состоянии новорожденного, которое вызывает необходимость специального наблюдения за ним после выписки из стационара. Талон выдается матери для передачи в детскую поликлинику (консультацию).
Ж) с целью обследования жилищно-бытовых .условий беременной, контроля за соблюдением рекомендованного режима, обучения правилам личной гигиены проводится патронаж беременных средними медицинскими работниками (акушерками). Первый патронаж осуществляется через 2 недели после взятия беременной на учет.
З) в послеродовом периоде женщина должна посетить акушерку ФАПа или врача через 2-3 недели после родов, повторное посещение - через 4-5 недель после родов. Родильницы, не посетившие врача после родов, подлежат патронажу на дому. Во время каждого посещения (патронажа на дому) беременной родильнице) даются необходимые рекомендации по личной гигиене, до режиму труда, отдыха, питания и т д.
И) в женской консультации функционирует «Школа матерей» (ее посещают с 16 недель беременности), ее цель - подготовка женщины к будущему материнству и уходу за ребенком. Во 2-ой половине беременности (32-34 недели) проводятся 5-6 занятий по психопрофилактической подготовке к родим.
К) план родоразрешения должен составляться вовремя беременности с учетом прогнозирования всех факторов риска. В родовспомогательных лечебно-профилактических организациях I уровня следует проводить только нормальные срочные роды у женщин без наличия перинатальных и других факторов риска. При наличии патологии беременных и экстрагенитальных заболеваний у матери осуществляется дородовая госпитализация в межрайонные перинатальные центры (МПЦ) II и III уровня в плановом порядке. Госпитализация для досрочного родоразрешения в сроке беременности более 22 недель должна осуществляться в МПЦ П-Ш уровня, а при необходимости более раннего родоразрешения (до 11 недель) - только в МПЦ III уровня.
Л) каждый случай неблагоприятного исхода беременности и родов для матери и плода анализируется, делаются соответствующие организационные и административные выводы.
М) важное значение в работе врачей акушеров-гинекологов женской консультации имеет организация планирования семьи и формирование групп «резерва родов». Планирование семьи и формирование группы «резерва родов» направлено на решение 2-х основных задач: избежать нежеланной беременности (путем сексуального воспитания, внедрения современных форм и методов контрацепции) и иметь только желанных и здоровых детей.
Н) в ЖК оказывается и социально-правовая помощь: разъяснение женщинам законов по охране прав и здоровья матери и ребенка. Юрист социально-правового кабинета, по согласованию с врачом консультации, через администрацию предприятий и учреждений принимает меры по рациональному трудоустройству беременных, кормящих матерей и больных женщин, охране их труда, быта, осуществляет контроль за соблюдением всех льгот, предусмотренных законодательством.А) оценка деятельности ЖК
1) своевременность поступления беременных под наблюдение консультации:
А. раннее поступление:
Б. позднее поступление (после 28 недель беременности) - вычисляется аналогично раннему поступлению.
2) полнота охвата беременные диспансерным наблюдением:
3) полнота и своевременность обследования беременных:
А. процент беременных, осмотренных терапевтом - из числа состоящих на учете на начало года и поступивших, под наблюдение в отчетном году
Б. процент беременных, обследованных на реакцию Вассермана, на резус принадлежность рассчитывается аналогично
4) Среднее число посещений беременными и родильницами женской консультации:
Число женщин, родивших в отчетном году
А. до родов:
Б. в послеродовом периоде:
При правильной организации работы беременные должны посетить женскую консультацию 14-16 раз, а родильницы не менее 2-3 раз.
В. процент женщин, непоступивших под наблюдение консультации:
Этот показатель должен быть равен нулю.
5. Частота ошибок в определении срока беременности и родов:
Аналогично вычисляется процент женщин, родивших позже установленного срока беременности и родов.
6. Исходы беременности:
А. процент беременностей, закончившихся родами:
Процент преждевременных и запоздалых родов рассчитывается аналогично.
Б. частота абортов:
В. процент абортов:
Г. процент внебольничных абортов:
Д. соотношение абортов и родов:
Основными задачами родильного дома (родильного отделения больницы) являются: оказание квалифицированной стационарной медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде; оказание квалифицированной стационарной помощи женщинам, имеющим гинекологические заболевания; обеспечение наблюдения и ухода за здоровыми новорожденными, оказание квалифицированной медицинской помощи заболевшим и недоношенным новорожденным в период их пребывания в родильном доме.
Родившая женщина в течение 2 ч после отхождения последа находится в родильном зале под наблюдением медицинского персонала. Затем родильницу на каталке перевозят в одну из палат послеродового отделения, а ребенка — в палату для новорожденных. Мать и ребенок расположены отдельно (кровать матери и ребенка имеет один и тот же номер). Однако в настоящее время в некоторых родильных домах женщину с нормальным течением родов помещают вместе с новорожденным. Матери проходят специальную предварительную подготовку и под контролем медицинского персонала сами обслуживают своего ребенка (пеленание, взвешивание, подмывание и т. д.).
В зависимости от числа коек родильные дома делятся по мощности на 7 категорий. Стационар родильного дома имеет следующие подразделения: 1) приемно-пропускной блок; 2) родовые отделения; 3) послеродовое физиологическое (первое) акушерское отделение — 50 — 55% акушерских коек; 4) обсервационное (второе) акушерское отделение — 20 — 25% акушерских коек; 5) отделение патологии беременности — 25—30% акушерских коек; 6) отделение (палаты) для новорожденных в составе первого и второго акушерских отделений; 7) гинекологическое отделение.
Приемно-пропускной блок родильного дома состоит из двух изолированных друг от друга отделений. Одно предназначено для женщин, поступивших для прерывания беременности, и гинекологических больных, другое — для приема рожениц (приемно-смотровой блок). Приемно-смотровой блок имеет один фильтр и две смотровые для приема рожениц в первое (физиологическое) акушерское отделение и во второе (обсервационное) акушерское отделение. Фильтр предназначен для разделения женщин на два потока: с нормальным течением беременности, направленных в первое акушерское отделение, и женщин, представляющих эпидемическую опасность для окружающих и направленных в обсервационное отделение.
Родовое отделение должно иметь предродовые палаты (10—12% от общего числа коек в отделении), родильные залы (число родильных коек должно составлять 6—8% от всего числа коек в отделении), комнаты обработки новорожденных, смотровую, санитарную комнату, подсобные помещения для обработки клеенок и суден, временного хранения грязного белья, уборочного маркированного инвентаря.
Обсервационное отделение (приемно-смотровое помещение, родовое отделение, послеродовые палаты, палаты для новорожденных, санитарные узлы и пр.) обеспечивают и оснащают необходимым оборудованием, как и физиологическое отделение. При переходе из физиологического отделения в обсервационное врач меняет полностью санодежду и обувь. При выходе из обсервационного отделения санодежду и обувь снимают, хранят ее до окончания смены в специально отведенном месте. Санодежду по окончании смены сдают в стирку, обувь протирают 1% раствором хлорамина. Маску меняют после каждого пользования.
Родильница во время пребывания в обсервационном отделении кормит ребенка в стерильной маске. Маску меняют перед каждым кормлением. Порядок работы в этом отделении аналогичен порядку работы в физиологическом отделении. Каждое послеродовое отделение (физиологическое или обсервационное) должно иметь отдельную комнату для сбора, пастеризации и хранения грудного молока. Комната должна быть оборудована электрической или газовой плитой, двумя столами (для чистой и использованной посуды), холодильником, медицинским шкафом, баками или ведрами для сбора и кипячения посуды. Выдачу молока новорожденным производят по требованию детских отделений.
Отделения новорожденных организуются при первом и втором акушерских отделениях. Они должны быть изолированы от всех других отделений родильного дома. Палаты для новорожденных заполняют строго циклически. Пеленальные столы должны иметь легко обрабатываемую поверхность, палаты оснащаются бактерицидными облучателями.
Гинекологические отделения родильных домов бывают трех профилей: для больных, нуждающихся в оперативном лечении; для больных, нуждающихся в консервативном лечении; для прерывания беременности. В структуру отделения должны входить: свое приемное отделение, перевязочная, манипуляционная, малая и большая операционные. В крупных городах одно из отделений должно иметь палаты (отделение) для девочек с гинекологическими заболеваниями.
^ Противоэпидемический режим. Основной особенностью родовспомогательных учреждений является постоянное пребывание в них высокочувствительных к инфекциям новорожденных и женщин в послеродовом периоде. Поэтому в родовспомогательном учреждении должен проводиться специальный комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, включающий: своевременное выявление и изоляцию рожениц, родильниц и новорожденных с гнойно-септическими заболеваниями; своевременное выявление носителей инфекции и их санацию; применение высокоэффективных методов обеззараживания рук медицинского персонала и кожи операционного поля; пастеризацию грудного молока; организацию централизованной стерилизации белья, перевязочного материала, инструментов, шприцев; использование методов и средств дезинфекции для обработки различных объектов внешней среды (постельные принадлежности, одежда, обувь, посуда и др.).
Один раз в квартал проводятся осмотр и обследование персонала на носительство золотистого стафилококка. Персонал ежедневно перед выходом на смену принимает гигиенический душ и проходит врачебный осмотр (термометрия, осмотр зева и кожи). Работники родильного дома обеспечиваются индивидуальными полотенцами, шкафчиками для одежды. Санодежду меняют ежедневно, при возникновении внутрибольничных инфекций 4-слойные маркированные маски меняют каждые 4 ч.
Акушерские стационары закрывают для полной дезинфекции не реже 1 раза в год.
Методики вычисления показателей деятельности родильного дома и деятельности больницы одинаковые. При анализе этих показателей следует помнить, что акушерская койка должна работать в городе 300 дней, в сельской местности — 280 дней, а гинекологическая — в среднем 330—340 дней в году. Среднее число дней пребывания больной на койке составляет в акушерском отделении — 9,7, гинекологическом — 6,5.
Основные показатели эффективности деятельности родильного дома:
— удельный вес родов, принятых вне родильного дома (отношение числа родивших вне роддома к числу принятых родов);
— медицинская помощь при родах (доля родов с медикаментозным обезболиванием от общего числа принятых родов в %);
— удельный вес женщин с осложненными родами и частота осложнений в послеродовом периоде на 1000 родивших;
— частота мертворождений (отношение числа родившихся мертвыми к числу всех родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 1000);
— частота недоношенности (отношение числа родившихся недоношенными к общему числу родившихся, умноженное на 100);
— заболеваемость новорожденных на 1000 (доношенных, недоношенных);
— смертность новорожденных на 1000 (доношенных, недоношенных);
— перинатальная смертность (отношение суммы числа родившихся мертвыми и числа умерших в первые 168 ч к числу родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 1000);
— материнская смертность (отношение числа умерших беременных, рожениц и родильниц (в течение 42 дней после родов) к числу родившихся живыми, умноженное на 100000.
41 Организация медицинской помощи сельскому населению, её особенност
Охрана здоровья жителей села является частью всего здравоохранения. Поэтому основные принципы, присущие здравоохранению в целом, характерны и для сельского здравоохранения. Однако в сельских условиях понятие доступности медицинской помощи не следует отождествлять с территориальным приближением, поскольку осуществить это не всегда представляется возможным. В связи с чем речь идет о такой системе, при которой было бы возможным оказание или организация оказания своевременной, адекватной и в полном объеме медицинской помощи.
В настоящее время уровень стационарной медицинской помощи жителям села практически достиг уровня горожан. Одновременно уровень амбулаторно-поликлинической врачебной помощи у сельского и городского населения значительно отличается. Это же относится и к качеству медицинских услуг.
Существующие различия в организации медицинского обслуживания сельского населения обусловлены:
своеобразной системой расселения населения;
малая плотность населения;
сезонность сельскохозяйственного труда;
значительная удаленность населенных пунктов друг от друга;
снижение доли лиц трудоспособного возраста;
увеличение удельного веса пожилых и старых в сельской местности;
недостаточное развитие транспортных связей;
На уровень и качество медицинской помощи сельскому населению также влияет:
изношенность материально-технической базы сельского здравоохранения;
высокая текучесть медицинских кадров;
низкий уровень обеспечения сельских организаций здравоохранения современным медицинским оборудованием;
несоответствие половины организаций здравоохранения санитарно-техническим нормам;
снижение социальной защиты медицинского персонала.
В связи с этим в республике функционирует трехэтапная система оказания медицинской помощи сельскому населению, которая предусматривает более высокий уровень специализированной помощи на последующем этапе по сравнению с предыдущим.
Ведущим звеном первичной медико-санитарной помощи является сельский врачебный участок, объединяющий работу всех размещенных на его территории организаций здравоохранения: участковых больниц и амбулаторий, самостоятельных врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПы), фельдшерских здравпунктов, яслей-садов. В среднем на сельском врачебном участке проживают от 6 до 15 тысяч населения при радиусе обслуживания до 10 км.
Участковые больницы подразделяются на 4-е категории по числу коек от 25 до 100. Развитая сеть мелких участковых больниц, игравшая положительную роль в течение продолжительного периода, сейчас уже не может выполнять в полном объеме предъявляемые к ним современные требования. Большинство из этих больниц не оправдывает себя с экономических, а в отношении качества и медицинских позиций.
Большинство медицинских организаций на селе представлено врачебными амбулаториями и фельдшерско-акушерскими пунктами, работа которых осуществляется по принципу участковости.
В республике проводится реорганизация здравоохранения на селе, предусматривающая создание территориальных округов (до 4 тыс. населения) из расчета 2-3-ех на каждый район. Медицинское обслуживание в отдельном округе будет возложено на врачебные амбулатории с числом врачебных должностей не менее двух. В их штате будут находится и фельдшера близлежащих ФАПов, выполняя свои функции под контролем врача.
Согласно существующим нормативам район обслуживания ФАПа рассчитан на 700 жителей села и, как исключение, с учетом особенностей расселения возможно его функционирование при наличии 500 человек. В то же время нередки случаи, когда на ФАП приходится значительно меньшая численность населения. С учетом этого обстоятельства, а также материальной базы в индивидуальном порядке будет решаться целесообразность функционирования конкретного ФАПа.
Предусматривается укрепление врачебных амбулаторий за счет перевода в амбулатории ВОП, оснащения современным оборудованием, обеспечения автотранспортом, телефонной связью, приданием им функций «скорой медицинской помощи». Радиус обслуживания одного округа может колебаться от 5 до 20 км в зависимости от местных условий.
Главный врач амбулатории координирует деятельность других врачей района обслуживания, а также осуществляет руководство средним медицинским персоналом ФАПов, здравпунктов сельскохозяйственных предприятий и др.
На уровне округа представляется важным существование выездной формы медицинского обслуживания для восполнения отсутствующих видов специализированной медицинской службы за счет врачей ЦРБ и ее поликлинического отделения. Выезд бригады специалистов должен производиться по заранее составленному графику с оповещением населения и с учетом сезонности сельскохозяйственных работ.
Районные организации здравоохранения (II этап)
Важная роль в оказании медицинской помощи сельскому населению принадлежит районному звену, имеющему в своем составе ЦРБ, номерные (горпоселковые) районные больницы; центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья; районные диспансеры и другие медицинские учреждения. Деятельность этих учреждений охватывает территорию с радиусом обслуживания примерно 40 км с таким расчетом, чтобы в течение одного часа была обеспечена транспортная доступность к любому населенному пункту. В ЦРБ оказывают помощь по 10-15 специализированным видам амбулаторно-поликлинической, скорой и стационарной медицинской помощи.
Распространена практика организации межрайонных отделений специализированной и узкоспециализированной медицинской помощи для нескольких территориально приближенных районов.
Возглавляет ЦРБ главный врач, который одновременно несет ответственность за деятельность всех организаций здравоохранения на территории района. ЦРБ осуществляет лечебно-профилактическую и организационно-методическую работу, контролирует и анализирует деятельность всех подразделений, имеющихся на сельских врачебных участках, обеспечивает население района скорой и неотложной медицинской помощью.
Областные медицинские организации (III этап)
Лечебно-профилактические организации областного уровня призваны обеспечить сельское население высококвалифицированной специализированной и узкоспециализированной медицинской помощью для восполнения тех профилей, которые отсутствовали на предыдущем этапе. К числу этих организаций относятся областная больница с консультативной поликлиникой; областные специализированные больницы; диспансеры; центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья и другие. Средняя мощность областных больниц составляет примерно 1000 коек при радиусе обслуживания 100 км, то есть в пределах 3-х часовой транспортной доступности.
Экономические аспекты сельского здравоохранения
Наиболее затратным видом в здравоохранении является стационарная медицинская помощь, на которую приходится наибольший удельный вес расходов. В то же время госпитальное лечение охватывает только 1/5 больных, обратившихся в поликлинику. Отсюда является резонным оптимальное использование коечного фонда. Практика свидетельствует о возрастании рациональности использования коек с укрупнением больниц. Так, расходы на 1 койко-день в участковой больнице на 3,0% больше, чем в ЦРБ. В отделениях восстановительного лечения (реабилитации) расходы в 1,5 раза меньше, чем в специализированных. Отсюда следует считать целесообразным дифференциацию отделений по интенсивности лечения (предварительное обследование, интенсивной терапии, специализированное лечение, долечивание, восстановительное лечение), а также перемещение стационарного лечения с сельских участковых больниц на районное звено.
Контингенты сельского населения, подлежащие профилактическим осмотрам и диспансерному наблюдению
К ним относятся:
1. Дети, подростки, беременные, пожилые и старые;
2. Лица профессий с неблагоприятными условиями труда (животноводы; механизаторы; работники коммунального хозяйства; пищевых объектов; лица, соприкасающиеся с ядохимикатами)
3. Лица в преморбидном состоянии;
4. Лица с хроническими заболеваниями;
5. Длительно и часто болеющие.
Основные направления развития сельского здравоохранения
1. Совершенствование и укрепление ЦРБ – как основного звена в повышении качества и эффективности медицинской помощи жителям села
2. Создание территориальных округов с закреплением за ними врачебных амбулаторий и ФАПов с соответствующим обеспечением.
3. Развитие передвижных форм амбулаторной специализированной помощи.
4. Организация межрайонных специализированных отделений.
5. Широкое внедрение института врача общей практики.
1. 42 Медицинская помощь рабочим промышленных предприятий.
Медицинская помощь рабочим промышленных предприятий оказывается лечебно-профилактическими учреждениями в районе проживания специальными учреждениями — медико-санитарными частями и здравпунктами (врачебными и фельдшерскими), расположенными или на территории самих предприятий или в непосредственной близости от них.
Медико-санитарная часть. Медико-санитарная часть организуется на крупных предприятиях, это комплексное лечебно-профилактическое учреждение, в состав которого входят поликлиника, стационар, цеховые здравпункты. Медико-санитарные части предназначены для медицинского обслуживания рабочих и служащих промышленных предприятий и других организаций. Структура медико-санитарных частей может быть различной. Во многих медико-санитарных частях имеются ночные профилактории. Медико-санитарная часть может быть представлена поликлиникой без стационара. Медико-санитарные части могут быть открытого (обслуживают рабочих предприятия, членов их семей и часть населения, проживающего в районе расположения данной медсанчасти) и закрытого (обслуживают только рабочих данного предприятия) типов.
Медико-санитарная часть осуществляет:
квалифицированную и специализированную лечебно-профилактическую помощь в поликлинике и стационаре;
диспансерное наблюдение за определенными группами работающих;
проведение предварительных осмотров при поступлении на работу;
экспертизу временной нетрудоспособности;
анализ причин заболеваемости, травматизма, случаев профзаболеваний; проведение реабилитации больных (совместно с администрацией) ;
медицинский отбор нуждающихся в санаторно-курортном лечении;
совместно с администрацией и профкомом разработку комплексного плана санитарно-оздоровительных мероприятий;
подготовку санитарного актива.
Особое внимание уделяется диспансеризации: систематически проводятся профилактические осмотры работников предприятия для выявления лиц, страдающих теми или иными хроническими заболеваниями; изучаются условия труда непосредственно на рабочем месте для выявления профессиональных вредностей.
Здравпункт обычно входит в состав поликлиники или медико-санитарной части предприятия и не является самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением. Здравпункты организуются непосредственно в крупных цехах, вблизи рабочего или строительного участка и т.д. Здравпункты бывают врачебные и фельдшерские. Медицинский персонал здравпункта оказывает доврачебную и первую врачебную помощь при травмах, отравлениях, внезапных заболеваниях; проводит необходимые процедуры, назначенные врачом поликлиники или медико-санитарной части (инъекции, перевязки и т.д.), измеряет температуру тела и артериальное давление; обеспечивает явку рабочих и служащих предприятия на диспансерный осмотр; осуществляет прививки; проводит санитарно-просветительную работу.
Медицинское обслуживание рабочих и служащих в медико-санитарных частях осуществляется по цеховому (участковому) принципу: к цеху прикрепляется врач-терапевт (цеховой врач), обслуживающий рабочих данного цеха.
Цеховой врач должен знать особенности технологических процессов производства в обслуживаемом цехе. В зависимости от характера производства и особенностей заболеваемости цеховой врач определенное число часов в неделю проводит в цехе, где знакомится с условиями труда рабочих. Проводит диспансерное наблюдение, медицинские осмотры, отбор на лечение в профилакторий, ведет санитарно-просветительную работу и т. д. Цеховые врачи принимают участие в разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда и быта работников предприятия.