Схема истории болезни для студентов 5 курса лечебного факультета
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине«Педиатрия»
для специальности060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)
К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУ
ЗАНЯТИЮ № 1
ТЕМА: «Общие вопросы педиатрии. Периоды детского возраста»
Утверждены на кафедральном заседании
Протокол № ____от «____» __________20____г.
Зав. кафедрой
д.м.н., доцент, ______________ Галактионова М.Ю.
Составители:
к.м.н., доцент _______________ Позднякова Л.И.
Красноярск
1. Тема: Общие вопросы педиатрии. Периоды детского возраста
2. Значение изучения темы.Каждому возрастному этапу жизни свойственны особые морфологические, физиологические и психологические качества. Поэтому знание возрастных анатомо-физиологических особенностей является основой для понимания своеобразия методов исследования и оценки полученных результатов. Знание особенностей сбора анамнеза, обследования ребенка, возможностей современных методов исследования, расширение объема навыков и умений позволят более уверенно ориентироваться в оценке состояния здоровья ребенка.
3. Цели занятия:на основе теоретических знаний и практических умений обучающийсядолжен знатьособенности оказания лечебно-профилактической помощи детям, организацию работы и устройство детской больницы, особенности сбора анамнеза у детей и их родителей;уметьвыявить жалобы, собрать анамнез болезни и жизни, составить генетическую карту; иметьпредставление о причинно-следственных связях возникновения и развития отклонений от нормы у конкретного ребенка; овладеть навыками сбора анамнеза болезни и жизни у детей в различных возрастных группах, составить генетическую карту
4. План изучения темы
4.1. Контроль исходного уровня знаний (опрос-собеседование) 20 мин
4.2. Самостоятельная работа 50 мин
- выявление жалоб
-сбор анамнеза жизни
- сбор анамнеза заболевания
- составление генетической карты
- заключение по собранному анамнезу
4.3. Практическая работа 90 мин
- обсуждение результатов самостоятельной работы студентов
(разбор данных анамнеза собранного студентами во время
самостоятельной работы, всей группой с преподавателем).
4.4. Подведение итогов занятия 15 мин
4.5. Задание на следующее занятие 5 мин
Основные понятия и положения темы
Особенность нашего времени – организационная перестройка здравоохранения, характеризующаяся существованием различных видов медицинской помощи. Наряду с устоявшимися формами медицинской помощи детям возникают новые модели, в том числе частная медицина.
Существует несколько основных типов детских лечебно-профилактических учреждений, функционально связанных между собой: поликлиника-больница-санаторий (центр восстановительного лечения), что позволяет осуществлять этапное лечение детей. Согласно номенклатуре, в РФ функционируют следующие виды лечебно-профилактических учреждений, обеспечивающих медицинскую помощь детям:
- Больницы;
- Амбулаторно-поликлинические учреждения: детские поликлиники (городская, стоматологическая) и центры (медико-генетический, диагностический, восстановительного лечения);
- Учреждения охраны материнства и детства: дом ребенка, дом ребенка специализированный, женская консультация, молочная кухня, перинатальный центр, центр планирования семьи и репродукции.
Детская больницапо профилю делится на многопрофильную и специализированную; по системе организации – на объединенную с поликлиникой и необъединенную; по объему деятельности и количеству коек – на больницу той или иной категории. В зависимости от административного подчинения – на республиканскую, областную (краевую), городскую, районную. Если на базе больницы размещается кафедра медицинской академии (университета) или клинический отдел научно-исследовательского института, то она называется клинической.
В больницах существует двухступенчатая (врач, медицинская сестра) или трехступенчатая (врач, медицинская сестра, младшая медицинская сестра) система обслуживания больных.
Детская больница (стационар) обеспечивает:
· Диагностику заболеваний, неотложную помощь, лечение и реабилитацию больных детей;
· Оказание специализированной лечебной помощи;
· Консультативную, методическую помощь, включая внедрение в практику современных методов диагностики, лечения и профилактики.
Основной документ в больнице – «Медицинская карта стационарного больного» (история болезни). Это юридический документ, требующий заполнения по строго установленной форме. В карте не допускается исправления; нельзя зачеркивать ранее написанное, что-либо дописывать. В историю болезни вносят все данные о больном ребенке, включая результаты динамического наблюдения и лечения. Каждые 7-10 дней делается этапное заключение. История болезни должна отражать показания и противопоказания ко всем врачебным манипуляциям, обоснование назначений всех лекарственных средств. На специальном листе записывают результаты лабораторных, инструментальных и др. исследований, в ежедневных дневниках указываются основные показатели физиологических функций организма.
В случае необходимости оформляются «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом отравлении, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку» и немедленно посылается в центр санитарно-эпидемиологического надзора.
При некоторых детских больницах создаются специализированные центры: кардиоревматологический, гастроэнтерологический, пульмонологический, нефрологический, гематологический и др. Специализацию детского коечного фонда проводят с учетом структуры заболеваемости детей. Повсеместно создаются центы реабилитации и восстановительного лечения, особенно с хроническими и рецидивирующими болезнями, разнообразные виды дневных стационаров.
Медицинская деонтология –совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей. Деонтология изучает принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение эффективности лечения, устранение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности и вредных последствий неполноценной медицинской работы.
В условиях стационара взаимоотношение медицинских работников имеет особое значение. Недопустимо выяснение отношений между медицинскими работниками любых должностей в присутствии больных детей или родственников. Медицинские работники не должны вести разговоры на профессиональные темы при больных детях. К детям любого возраста отношение должно быть ровным, доброжелательным. Следует помнить, что дети нередко бурно реагируют на приход медицинского работника, тем более врача, в палату. И не всегда после посещения врача родителям бывает легко успокоить своего ребенка. Необходимо учитывать психологические особенности больных, их переживания и чувства. Любой медицинский работник должен сохранять спокойствие, не поддаваться сиюминутным настроениям, уметь подавлять в себе раздражительность и чрезмерную эмоциональность. Недопустимо разделять детей на «хороших» и «плохих», а тем более выделять «любимчиков». Тон разговора с детьми всегда должен быть ровным, приветливым. Большое значение приобщении с детьми имеет чуткость. Нужно не только формально выслушать жалобы больного ребенка, а проявить теплое участие, соответственно реагируя на услышанное. Медицинский работник должен уметь компенсировать детям отсутствие родителей и близких, создать благоприятную психологическую обстановку, напоминающую ребенку домашние условия.
Необходим индивидуальный подход к матери больного ребенка со стороны всех без исключения медицинских работников. С «трудными» родителями проявлять внутреннюю сдержанность и внешнее спокойствие. Ни в коем случае нельзя идти «на поводу» у родителей и стремиться выполнить необоснованные требования. Обращаясь к родителям называть их по имени и отчеству, не допускать фамильярности и не пользоваться такими терминами как «мамаша/папаша». Медицинский работник не имеет права разглашать сведения о больном, полученные во время обследования, лечения и наблюдения. Не следует вслух высказывать мнение о состоянии больного, возможном прогнозе заболевания, давать оценку проводимому лечению и т.п.
Особое значение имеет правильное хранение медицинской документации. Ни один из документов не должен быть источником разглашения врачебной тайны.
Анамнез занимает важное место в исследовании ребенка и является его первым этапом. Сбор анамнеза у детей, особенно раннего возраста, имеет свои особенности:
· Собирается у родителей, желательно у матери
· Направить рассказ матери в зависимости от ситуации
· Вести расспрос в определенной последовательности
· Подробные сведения о родителях (возраст, профессия, состояние здоровья, вредные привычки)
· Акушерский анамнез матери (течение беременности, питание женщины во время беременности, заболевания во время беременности, течение и длительность родов, осложнения и др.)
· Течение периода новорожденности
· Характер вскармливания на первом году жизни
· Динамика показателей физического и нервно-психического развития
· Особенности поведения ребенка
· Бытовые условия
· Уход
· Перенесенные заболевания
· Профилактические прививки
· Склонность к аллергическим реакциям
Схема истории болезни для студентов 5 курса лечебного факультета
по дисциплине Педиатрия – курс пропедевтики детских болезней
Красноярский государственный медицинский университет