Гормоны белковопептидной структуры
1. Препараты гормонов гипофиза(кортикотропин, соматотропин, окситоцин, питуитрин). Влияние гормонов передней доли гипофиза на деятельность желез внутренней секреции. Препараты гонадотропных и лактогенного гормонов. Показания к применению.
2. Антагонисты гормонов передней доли гипофиза. Бромокриптин, его влияние на продукцию пролактина и соматотропина. Применение. Побочные эффекты.
3. Интермедин, его действие на чувствительные клетки сетчатки. Применение.
4. Гормоны задней доли гипофиза. Влияние окситоцина на тонус миометрия. Антидиуретические свойства вазопрессина, влияние на тонус кишечника и сосудов. Особенности действия питуитрина и адиурекрина, их применение.
5. Препараты гормонов щитовидной железы и антитиреоидные средства (тироксин (Т4), лиотиронин (Т3), тиреокомб, метимазол (мерказолил)).
6. Влияние тироксина и трийодтиронина на обмен веществ, их применение. Физиологическое значение и применение кальцитона. Кальцитрин, его применение в клинической практике.
7. Антитиреоидные средства. Фармакодинамика мерказолила, показания к применению. Механизм антитиреоидного действия перхлората калия, препаратов йода. Побочные эффекты тиреоидных и антитиреоидных средств. Особенности применения у детей.
5.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ:
- выписывание рецептов на препараты
- решение ситуационных задач по выбору рациональной терапии при суставном синдроме;
- дискуссия-устный опрос;
- решение тестовых заданий;
- работа в малых группах;
- командно-ориентированное обучение
МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ТИРОКСИНА
Таблица 1
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ МЕРКАЗОЛИЛА
Таблица 2
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
6.Литература:
Основная:
1.Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд.дом «ГЭОТАР» 2008- 750 с
2. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. Изд. дом
«ГЭОТАР-МЕД».2010- 486с.
Дополнительная:
1.Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008. -591 с.
2.Аляутдин Р.Н. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2009- 391с.
3.Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 2007, т. 1 .
4.Клиническая фармакология / Под ред. В.Г.Кукеса./- М.: медицина, 2009, 528с.
5.Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2011.-1206 с.
7. КОНТРОЛЬ:
І. Исходного уровня знаний
Проводится в форме письменного контроля. Каждому студенту дается билет с тремя ситуационными задачами: 1 и 2 - на выписывание рецепта с указанием показаний и противопоказаний, 3 - на описание механизма действия лекарств или классификацию. Препараты, выписываемые в рецептах должны соответствовать препаратам, которые даны в разделе ЦЕЛЬ занятия (см. Закрепить навыки).
Задания исходного контроля:
I. ВЫПИСАТЬ в форме врачебного рецепта с указанием показаний и противопоказаний:
1. Левовращащий изомер ироксина
2. Синтетический аналог естественного гормона щитовидной железы.
3. Комбинированный препарат при нарушениях функции щитовидной железы.
4. Синтетическое антитиреоидное средство
II. ОПИСАТЬ:
1. Механизм действия мерказолила.
2. Механизм действия тироксина.
ІІ. Итогового уровня знаний
Проводится в конце занятия для оценки приобретенных студентами знаний и навыков по теме настоящего занятия в форме тестирования.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Г.СЕМЕЙ
Методические рекомендации
Для практических занятий
Специальность: Общая медицина
Дисциплина: Фармакология - II
Кафедра: Фармакологии и доказательной медицины
Курс: III
Тема № 5: «Антибактериальные препараты, применяемые при патологии дыхательной системы. Особенности дозирования у детей»
Составитель:
преподаватель:________ Шерстобитова М.И.
Семей – 2014 г
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.
Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.
Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.
Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.
Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.
Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.
1. ТЕМА № 5:«Антибактериальные препараты, применяемые при патологии
дыхательной системы. Особенности дозирования у детей»
2. ЦЕЛЬ:
Научить:
· выписывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых препаратов,
· выбирать лекарственную форму и способ применения изучаемых препаратов
· анализировать действие изучаемых лекарственных веществ по совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия
· выбирать лекарственные средства для направленного изменения функций органов и систем организма
· выбирать препараты на основе знаний заболеваний и синдромов, учета индивидуальности больного, знания фармакокинетических и фармакодинамических характеристик лекарственных веществ по изучаемой теме;
ознакомить с принципами и правилами (схемы, дозирование) рационального использования изучаемых препаратов в соответствии с имеющимся патологическим синдромом (ишемический и геморрагический инсульт, судорожный синдром, синдром поражения мозговых оболочек (менингиты)).
3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
Студент должен знать:
· общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых лекарственных средств;
· классификацию изучаемых лекарственных средств;
· механизмы действия изучаемых лекарственных средств;
· нежелательные и побочные эффекты изучаемых лекарственных средств, меры по предупреждению и ликвидации в случае их возникновения.
Студент должен уметь:
· прописывать рецептов на различные лекарственные формы изучаемых лекарственных средств (бензилпенициллина натривая, новокаиновая соли, ампициллин, амоксициллин, цефуроксим, эритромицин, азитромицин, тетрациклин, доксициклин, гентамицин, ципрофлоксацин) при определенных состояниях;
· рационально выбирать лекарственные средства и правильно дозировать
· расчитывать дозу и концентрацию препаратов
· выбирать пути введения препаратов
· знать принципы коррекции нежелательных эффектов изучаемых препаратов и уметь использовать их при интоксикации
· рационально комбинировать лекарства для усиления желаемых эффектов или снятия нежелательных сторон действия отдельных препаратов
· реферировать научную литературу и владеть навыками самостоятельного получения новых знаний по по данному разделу фармакологии.
· применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности
4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1.Средства, применяемые при воспалительных заболеваниях органов дыхания(бензилпенициллина натривая, новокаиновая соли, ампициллин, амоксициллин, цефуроксим, эритромицин, тетрациклин, доксициклин, гентамицин, ципрофлоксацин). Механизм действия. Особенности противомикробного спектра и фармокинетики, применение. Побочные эффекты.
2. Особенности дозирования антибактериальных препаратов у детей.
5.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ:
- выписывание рецептов на препараты
- решение ситуационных задач по выбору рациональной терапии при суставном синдроме;
- дискуссия-устный опрос;
- решение тестовых заданий;
- работа в малых группах;
- командно-ориентированное обучение
МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ АМПИЦИЛЛИНА
Таблица 1
Механизм действия ампициллина | ||
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ЦИПРОФЛОКСАЦИНА
Таблица 2
Механизм действия ципрофлоксацина | ||
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
6.Литература:
Основная:
1.Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд.дом «ГЭОТАР» 2008- 750 с
2. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. Изд. дом
«ГЭОТАР-МЕД».2010- 486с.
Дополнительная:
1.Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008. -591 с.
2.Аляутдин Р.Н. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2009- 391с.
3.Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 2007, т. 1 .
4.Клиническая фармакология / Под ред. В.Г.Кукеса./- М.: медицина, 2009, 528с.
5.Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2011.-1206 с.
7. КОНТРОЛЬ:
І. Исходного уровня знаний
Проводится в форме письменного контроля. Каждому студенту дается билет с тремя ситуационными задачами: 1 и 2 - на выписывание рецепта с указанием показаний и противопоказаний, 3 - на описание механизма действия лекарств или классификацию. Препараты, выписываемые в рецептах должны соответствовать препаратам, которые даны в разделе ЦЕЛЬ занятия (см. Закрепить навыки).
Задания исходного контроля:
I. ВЫПИСАТЬ в форме врачебного рецепта с указанием показаний и противопоказаний:
- Антибиотик для лечения крупозной пневмонии.
- Препарат из группы фторхинолонов.
- Полусинтетический пенициллин эффективный при приеме внутрь.
- Цефалоспорин ІІ поколения устойчивый к действию большинства ß-лактамаз.
- Азалид для лечения пневмонии.
II. ОПИСАТЬ:
- Механизм действия гентамицина.
- Механизм действия цефуроксима.
ІІ. Итогового уровня знаний
Проводится в конце занятия для оценки приобретенных студентами знаний и навыков по теме настоящего занятия в форме тестирования.