За­ня­тие 19. Ссо­ра и дра­ка

Pазминка

«Чув­ст­ва-ас­со­циа­ции».Пред­ло­жи­те де­тям на­зы­вать воз­­н­ика­ющие у них ас­со­циа­ции к на­зва­ни­ям не­га­тив­ных чувств: злость, оби­да, гнев и т.д., на­при­мер: «Ес­ли бы злость бы­ла рас­те­ни­ем, то ка­ким?» «Ес­ли бы ярость бы­ла пти­цей, то ка­кой?» и т.д.

«Изо­бра­зи си­туа­цию».Де­ти по­лу­ча­ют кар­точ­ки с над­пи­­с­ями на те­му раз­лич­ных кон­фликт­ных си­туа­ций: «Маль­чик ра­зо­злил­ся»; «Де­воч­ка за­ма­хи­ва­ет­ся на ко­го-то ку­ла­ком»; «Двое уче­ни­ков об­зы­ва­ют друг дру­га»; «Де­воч­ка пла­чет, ее оби­де­ли»; «Маль­чи­ка по­би­ли, ему обид­но». Ка­ж­дый без слов изо­бра­жа­ет дос­тав­шую­ся ему си­туа­цию.

«Ка­кие чув­ст­ва воз­ни­ка­ют во вре­мя ссо­ры или дра­ки?»

Де­ти при­по­ми­на­ют свои кон­фликт­ные си­туа­ции и те ощу­ще­­ния и чув­ст­ва, ко­то­рые у них воз­ни­ка­ли, и по оче­ре­ди на­зы­­в­ают их.

Ос­нов­ное со­дер­жа­ние за­ня­тия

«Не­окон­чен­ные пред­ло­же­ния».Де­ти за­вер­ша­ют пред­ло­­ж­ения:

«Уче­ни­ки ссо­рят­ся, ко­гда...» «Ссо­ра за­кан­чи­ва­ет­ся дра­кой, ес­ли...» «Ссо­ра за­кан­чи­ва­ет­ся сле­за­ми, ес­ли...» «Ко­гда дру­го­му че­ло­ве­ку боль­но...» «Ко­гда мне боль­но, я...»

«Я знаю од­но­го маль­чи­ка...»Ве­ду­щий рас­ска­зы­ва­ет де­тям Ис­то­рию при­бли­зи­тель­но та­ко­го со­дер­жа­ния: «Мно­гим де­тям слу­ча­ет­ся ссо­рить­ся и драть­ся. На­вер­ное, это нор­маль­но. Но я знаю од­но­го маль­чи­ка, ко­то­рый де­рет­ся поч­ти все вре­мя: на пе­Ре­мен­ке, на про­гул­ке, в сто­ло­вой. При­чем де­рет­ся жес­то­ко, пус­кая в ход ку­ла­ки, но­ги, зу­бы. И не раз­би­ра­ет, ку­да он бьет — в грудь, в ли­цо, в го­ло­ву. Ко­неч­но, од­но­класс­ни­ки его из­бе­га­ют, не хо­тят с ним иг­рать. А он от это­го еще боль­ше злит­ся и еще боль­ше де­рет­ся. И все­гда ему ка­жет­ся, что все ле­зут к не­му пер­вы­ми. Ко­гда с ним раз­го­ва­ри­ва­ешь, вы­яс­няя, не жал­ко ли ему тех, ко­го он бьет, он за­яв­ля­ет: "Са­ми ви­­н­ов­аты, они пер­вы­ми при­ста­ют". Да­вай­те вме­сте по­ду­ма­ем, что мож­но сде­лать, как по­мочь это­му маль­чи­ку — ведь та­кие, как он, есть в ка­ж­дом клас­се. По­про­бу­ем ра­зы­грать си­туа­ции, в ко­то­рых я бу­ду ис­пол­нять роль это­го маль­чи­ка-дра­чу­на, а вы — ро­ли его ро­ди­те­лей (они обес­по­кое­ны, что у сы­на нет дру­зей от­то­го, что он всех оби­жа­ет), кто-то бу­дет его учи­тель­­н­ицей, кто-то ис­пол­нит ро­ли его од­но­класс­ни­ков. Мо­жет быть, это по­зво­лит нам по­нять, что мож­но де­лать с та­ки­ми дра­чу­на­ми». По­сле это­го ра­зы­грай­те си­туа­ции и об­су­ди­те с деть­ми наи­бо­лее удач­ные спо­со­бы по­ве­де­ния.

Те­ма 5. Что та­кое со­труд­ни­че­ст­во?

Цель:

— дать де­тям пред­став­ле­ние о по­ня­тии «со­труд­ни­че­ст­во».

За­ня­тие 20. Что та­кое со­труд­ни­че­ст­во?

Раз­мин­ка

«Я се­го­дня об­ра­до­вал­ся встре­че с...»Ве­ду­щий об­ра­ща­ет вни­ма­ние на вы­ра­же­ние глаз со­брав­ших­ся де­тей, на осо­бен­­н­ости взгля­да ка­ж­до­го и, не гля­дя на ад­ре­са­тов, го­во­рит: «Я се­го­дня об­ра­до­вал­ся встре­че с од­ним че­ло­ве­ком, у ко­то­ро­го яс­ные, лу­чи­стые гла­за...», или: «...у ко­то­ро­го гла­за пе­чаль­­ные, взор по­ту­п­лен, но ко­гда он по­смот­рел на ме­ня, в гла­зах бы­ли доб­ро­та и до­ве­рие»... Де­ти долж­ны до­га­дать­ся, о Ком идет речь.

За­га­дав не­сколь­ко че­ло­век, ве­ду­щий мо­жет на­зна­чить во­­д­ящ­его из чис­ла де­тей, пусть он по­пы­та­ет­ся по­доб­рать точ­ные сло­ва о вы­ра­же­нии глаз од­но­класс­ни­ков.

«Спа­си­бо те­бе за...»Ве­ду­щий бе­се­ду­ет с деть­ми о том, что не­ред­ко в жиз­ни ус­пех за­ви­сит от та­ких ме­ло­чей, как, ска­жем, уме­ние во­вре­мя ска­зать спа­си­бо. Вы­би­ра­ет­ся во­дя­­щий из чис­ла де­тей. Его уса­жи­ва­ют в центр кру­га и на­зы­ва­ют по од­но­му име­на од­но­класс­ни­ков. Нуж­но по­вер­нуть­ся ли­цом к на­зван­но­му че­ло­ве­ку, по­смот­реть ему в гла­за, най­ти, за что его мож­но по­бла­го­да­рить, и ска­зать вслух, на­при­мер: «Са­ша, спа­си­бо те­бе за то, что ты мне ут­ром улыб­нул­ся»; «Ле­на, спа­си­бо те­бе за то, что ты да­ла мне на уро­ке лас­тик» и т.д.

«Кто лиш­ний?»Вы­би­ра­ют­ся чет­ве­ро уча­ст­ни­ков. Они по­­л­уч­ают кар­точ­ки с изо­бра­же­ния­ми жи­вот­ных, из ко­то­рых од­но — «лиш­нее», на­при­мер: тигр, слон, жи­раф и гусь. Во­­д­ящие рас­пре­де­ля­ют ро­ли ме­ж­ду со­бой и пла­сти­че­ски изо­бра­­ж­ают ка­ж­дый сво­его жи­вот­но­го. Ос­таль­ные от­га­ды­ва­ют, кто изо­бра­жа­ет­ся, и оп­ре­де­ля­ют лиш­не­го в этом ря­ду. За­тем за­­д­ание вы­пол­ня­ет вто­рая чет­вер­ка и т.д.

Наши рекомендации