Вопрос 8. Изменение данных перкуссии сосудистого пучка в патологии 5 страница
- способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации) (ПК-27);
· способностью и готовностью использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций (ПК-28);
· способностью и готовностью обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций (ПК-29);
· способностью и готовностью решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов (ПК-30);
Научно-исследовательская деятельность:
· способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);
· способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).
Самоподготовка к занятию: : Студент должен самостоятельно, используя предложенную литературу, изучить материал по следующим направлениям. Студент должен знать нормальную и патологическую анатомию, гистологию, физиологию, патофизиологию сердечно-сосудистой системы; знать принципы проведения клинического обследования (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) сердечно-сосудитой системы пациента. Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах: нормальная и патологическая анатомия, нормальная и патологическая физиология. Разделы для повторения, полученные ранее по дисциплине пропедевтика внутренних болезней:
исследование сердечно-сосудистой системы.
Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:
- Провести осмотр области сердца и прилегающих к нему областей.
- Определить свойства верхушечного толчка.
- Определить свойства пульса.
- Измерить артериальное давление.
- Определить относительную тупость сердца.
- Определить границы абсолютной сердечной тупости.
- Определить талию сердца, ширину сосудистого пучка.
- Определить конфигурацию сердца.
- Провести аускультацию сердца.
Рекомендованная литература:
Основная литература:
- Лекционный материал.
- Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.
- Методические разработки кафедры пропедевтики по объективному исследованию систем.
Дополнительная литература:
15. Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.
16. Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.
17. Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтерра; 2007, 569 с.
18. Манджони С. Секреты клинической диагностики. Вопросы, которые вам зададут…на экзамене, на врачебном обходе, в клинике. М.: Бином; 2004, 608 с.
19. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.
20. Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.
21. Дифференциальная диагностика внутренних болезней. Учебное пособие под редакцией профессора В.В. Щекотова. Ростов-н/Д: Феникс; 2007, 592 с.
18. Работа на занятии:
План проведения занятия:
А) организационные вопросы - 5 мин.
Б) прослушивание аудиозаписи «Аускультация сердца» 25-30 мин.
В) ответы на вопросы студентов по теме «Методы клинического исследования органов кровообращения» – 10 мин.
Г) работа студентов в палатах с тематическими больными –30 мин.
Д) итоговое тестирование – 10 мин;
Е) подведение итогов и задание на дом – 5 мин.
Место проведения:
· учебная комната
· палата.
Оснащенность занятия:
· диск «Аускультация сердца»
· тематические больные
· стетоскоп
· список вопросов для проверки знаний студентов
· таблицы
· схемы
· лекционный материал в электронном варианте.
Длительность занятия – 2 академических часа.
Форма отчетности:
· письменное заключение студента (дневник) по клиническому обследованию сердечно-сосудистой системы пациента.
Подготовила доцент Сыромятникова Л.И.
Схема методической разработки для студентов
(3 курса лечебного факультета)
19. Тема занятия: Пульс его характеристика. Методы исследования. Артериальное давление. Методы исследования.
20. Значение данной темы. Данная тема носит сугубо практический характер. Навыки исследования сердечно-сосудистой системы, полученные в процессе данного занятия, будут крайне необходимы в будущей практической деятельности вне зависимости от типа врачебной специализации.
21. Цель занятия: изучить особенности исследования пульса, научиться определению его свойств, методике измерения артериального давления, ознакомиться с диагностическим значением данных методик в клинической практике.
Студент должен знать:
а) стандартные точки исследования артерий;
б) определение пульса, его свойства;
в) особенности свойств пульса в патологии;
г) факторы, определяющие артериальное давление;
Студент должен уметь:
а) интерпретировать данные полученные при пальпации лучевых артерий;
б) проводить исследование (осмотр, пальпация) артерий;
в) владеть методикой измерения артериального давления.
г) интерпретировать данные полученные при исследовании пульса, измерении артериального давления.
Студент должен владеть:
а) методикой исследования сосудов сердца;
б) методикой исследования пульса на лучевых артериях;
в) методикой измерения артериального давления по методу Короткова.
Перечисленные результаты освоения образовательной программы являются основой для формирования следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций.
Общекультурные компетенции, которыми должен обладать студент:
- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
- способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий (ОК-2);
- способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства (ОК-3);
- способностью и готовностью анализировать экономические проблемы и общественные процессы (ОК-4);
- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
- способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6);
- способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений (ОК-7);
- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими Профессиональными компетенциями (ПК):
Общие:
· способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с врачебным, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением (ПК-1);
· способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений (ПК-3);
- способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);
- способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту стационарного больного (ПК-5);
- способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики (ПК-6);
- способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК 7);
- способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);
- способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин (ПК-10);
Профилактическая деятельсность:
- способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);
- способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни (ПК-12);
Диагностическая деятельность:
- способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);
- способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);
- способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17);
- способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий (ПК-18);
Лечебная деятельность:
· способностью и готовностью назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с неинфекционными заболеваниями (ПК-20);
- способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лебнобно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации (ПК21);
· способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения (ПК- 22);
Реабилитационная деятельность:
- способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди взрослого населения и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма (ПК-23);
· способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости и от морфофункционального статуса (ПК-24);
Психолого-педагогическая деятельность:
- способностью и готовностью к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни (ПК-25);
- способностью и готовностью к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК26);
Организационно-управленческая деятельность:
- способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации) (ПК-27);
· способностью и готовностью использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций (ПК-28);
· способностью и готовностью обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций (ПК-29);
· способностью и готовностью решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов (ПК-30);
Научно-исследовательская деятельность:
· способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);
· способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).
Самоподготовка к занятию: Студент должен самостоятельно, используя предложенную литературу, изучить материал по следующим направлениям. Студент должен знать анатомию, физиологию, патофизиологию сердечно-сосудистой системы. Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах: анатомия сердечно-сосудистой системы, физиология сердечно-сосудистой системы,
патофизиология сердечно-сосудистой системы.
Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:
- Последовательность осмотра и пальпации артерий, перечень характеристик получаемых при исследовании артерий, диагностическое значение.
- Пульс на лучевых артериях, его свойства: симметричность величины, ритм, частота, напряжение, наполнение, высота, форма.
- Значение свойств пульса на лучевых артериях при патологии.
- Свойства сосудистой стенки, ее изменение в патологии.
- Понятие об артериальном давлении, физиологические основы его возникновения.
- Среднее, пульсовое, основное и случайное артериальное давление.
- Принцип метода измерения артериального давления.
- Правила измерения артериального давления: положение обследуемого; необходимое оснащение; выявление факторов, которые могут повлиять на значение артериального давления у обследуемого; кратность измерения.
- Методика измерения артериального давления.
- Значение самоконтроля артериального давления, измерение артериального давления на дому.
- Мониторирование артериального давления, показания, значения нормы.
Тестовые вопросы для самоконтроля подготовки к занятию
1. Исследование артериального пульса позволяет судить о
а) насосной функции сердца;
б) значении артериального давления;
в) ритме сердечной деятельности;
г) степени эластичности артериальной стенки;
д) все перечисленное верно.
Ответ: д
2. Исследование дуги аорты проводится путем пальпации
а) яремной ямки;
б) подложечной области;
в) второго межреберья справа от грудины.
Ответ: а
3. Одновременное пережатие сонных артерий
а) категорически противопоказано;
б) возможно в определенных ситуациях;
в) допустимо.
Ответ: а
4. В точке Короткова пальпируют артерию
а) подмышечную;
б) подключичную;
в) плечевую.
Ответ: в
5. Если на лучевых артериях выявлен несимметричный пульс, то
а) дальнейшее исследование пульса проводится на артерии с лучшей пульсацией;
б) дальнейшее исследование пульса проводится на артерии с худшей пульсацией;
в) необходимо проследить пульсацию артерий на обеих руках до подключичной артерии, и только затем дать характеристики пульса на артерии с лучшей пульсацией.
Ответ: в
6. Pulsus alqualis в переводе с латинского означает
а) равномерный пульс;
б) скорый пульс;
в) нитевидный пульс.
Ответ: а
7. В случае, когда пульс неритмичен, его частота определяется в течение:
а) 15 секунд;
б) 30 секунд;
в) 60 секунд.
Ответ: в
8. Какое из утверждений неверно:
а) редкий пульс встречается при атриовентрикулярной блокаде II-III степени;
б) редкий пульс встречается при повышении функции щитовидной железы;
в) редкий пульс встречается при синдроме холемии;
д) редкий пульс встречается при кахексии.
Ответ: б
9. Выберите правильный вариант:
а) рulsus magnus et altus встречается при недостаточности клапана аорты, гипертиреозе, физическом напряжении, брадикардии;
б) рulsus magnus et altus встречается при недостаточности клапана аорты, гипотиреозе, брадикардии;
в) рulsus magnus et altus встречается при стенозе клапана аорты, брадикардии, лихорадке.
Ответ: а
10. Скорость пульса – это
а) степень расширения артерии во время прохождения по ней крови;
б) степень, которая соответствует уровню артериального давления, жесткости сосудистой стенки;
в) степень быстроты, с которой происходит расширение и спадение артерии.
Ответ: в
Обучающие ситуационные задачи:
Задача 1. Найдите соответствие между свойствами артериального пульса (1, 2, 3, 4, 5, 6) и его характеристики (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж):
1. Pulsus filiformis.
2. Pulsus differens.
3. Pulsus dificiens.
4. Pulsus irregularis.
5. Pulsus frequens.
6. Pulsus rarus.
А. Резкое ослабление или отсутствие пульсации на одной лучевой артерии.
Б. Значительное уменьшение величины и наполнения пульса на лучевых артериях.
В. Число пульсовых волн на лучевой артерии больше числа сердечных сокращений.
Г. Число пульсовых волн на лучевой артерии меньше числа сердечных сокращений.
Д. Определяются разные интервалы времени между пульсовыми волнами.
Е. Частота пульса 55 в минуту.
Ж. Частота пульса 110 в минуту.
Задача 2. Найдите соответствие между свойством артериального пульса (1, 2, 3, 4, 5) и патологическим состоянием (А, Б, В, Г, Д, Е):
1. Pulsus irregularis.
2. Pulsus durus.
3. Pulsus mollis.
4. Pulsus celer et altus.
5. Pulsus tardus et parvus.
А. Стеноз устья аорты.
Б. Недостаточность аортального клапана.
В. Артериальная гипертензия.
Г. Мерцательная аритмия (мерцание предсердий).
Д. Артериальный коллапс (АД 70/30 мм рт.ст.).
Е. Недостаточность митрального клапана.
Ответ на задачу №1:
I.1 - Б
I.2 – А
I.3 – Г
I.4 – Д
I.5 – Ж
I.6 – Е
Ответ на задачу №2:
II.1 – Г
II.2 - В
II.3 - Д
II.4 – Б
II.5 – А
Опрос студентов на практическом занятии:
Вопрос 1. Последовательность осмотра и пальпации артерий, перечень характеристик получаемых при исследовании артерий.
При исследовании артерий первоначально оценивается их видимая пульсация, затем проводится ощупывание сосуда. Для определения пульса используют артерии, расположенные поверхностно и лежащие на плотных тканях.
Дуга аорты. Осмотр и пальпация проводятся в яремной ямке. Пульсация дуги аорты может быть видна у здорового человека, особенно при волнении. Сама дуга в норме не пальпируется, иногда определяется передаточная пульсация.
Общая сонная артерий. При исследовании артерии слегка надавливают на её стенку мякотью двух или трех пальцев между внутренним краем кивательной мышцы и гортанью. Часто видна небольшая пульсация артерий, выраженная при волнении. У здорового человека стенка артерии упругая, что можно оценить осторожно скользя по артерии вдоль и поперек, пульсация одинакова с обеих сторон. Пальпировать сонные артерии надо поочередно, сильно не сдавливая артерию (!) из-за опасности каротидного рефлекса.
Височная артерия. Исследуют артерии одновременно с обеих сторон на большом протяжении от уха вверх и медиально. Вероятность увидеть височную артерию увеличивается с возрастом пациента, иногда возможно возникновение извитости и уплотнений стенки сосуда, что определяется при ощупывании. Симметричность пульсации должна быть сохранена и не зависит от возраста.
Подключичная артерия исследуется в надключичной ямке кнаружи от кивательных мышц. Ее пульсация иногда бывает видна и у здоровых лиц.
Подмышечная артерия пальпируется при заложенных за голову кистях рук, иногда возможна ее ограниченная видимая пульсация между бицепсом и верхним концом большой грудной мышцы.
Плечевая артерия. У здорового человека пульсация артерии не видна, однако при пальпации хорошо определяется с двух сторон в sulcus bicipitalis medialis. Плечевая артерия также осматривается и пальпируется в локтевом сгибе (точка аускультации тонов Короткова). Пульсация плечевой артерии в точке Короткова может быть хорошо видна у здоровых лиц при выпрямленной руке, на которой нет подкожного жира.
Лучевая артерия. Пульсация этих артерий видна очень редко, пальпируется на передней стороне предплечья, проксимальнее лучезапястного сустава, между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием внутренней лучевой мышцы. Руки исследуемого захватывают таким образом, чтобы большой палец руки исследующего приходился с локтевой стороны, а остальные пальцы – с лучевой стороны предплечья исследуемого. Важно, чтобы пульсирующая артерия ощущалась на большом протяжении хотя бы двумя, а лучше тремя пальцами (указательным, средним и безымянным). Указательный палец при исследовании пульса располагается дистальнее других по ходу предплечья.
Локтевая артерия. Пальпируется на передней поверхности предплечья, проксимальнее лучезапястного сустава, прижимается к локтевой кости.
Задние межреберные артерии исследуются при подозрении на коарктацию аорты, пальпируются в межреберных промежутках при разведенных в стороны лопатках, в норме не видны и не пальпируются.
Брюшная аорта должна пальпироваться независимо от того видна или нет подкожная пульсация, для этого производится глубокое давление на брюшную стенку тремя пальцами, концы которых располагаются на одной линии вдоль передней срединной линии чуть левее белой линии живота, начиная от края печени.
Начальный отрезок бедренной артерии прощупывается в паховой области, ниже пупартовой связки на границе ее средней и внутренней третей.
Подколенная артерия исследуется в положении пациента на спине при согнутой в коленном суставе ноге. Пальпацию каждой артерии в подколенной ямке проводят одновременно II-IV пальцами обеих рук. Пульсация определяется у большинства здоровых людей, за исключением пациентов с выраженным развитием мускулатуры или подкожно-жировой клетчатки.
Задняя большеберцовая артерия хорошо пальпируется ниже и позади внутренней лодыжки, в мыщелковом желобке.
Тыльная артерия стопы определяется на тыльной поверхности стопы, в проксимальной части первого межплюсневого пространства. Пальпируется у всех пациентов, кроме лиц с аномалией расположения.
Признаки, по которым описывают артерии при осмотре и пальпации:
1. Наличие видимой пульсации артерии и степень выраженности пульсации в сравнении с нормой для данного сосуда.
2. Симметричность свойств пальпируемой артерии (для парных сосудов).
3. Определение величины пульсовой волны (достаточная, усиленная, ослабленная), остальные свойства пульса описываются только на лучевых артериях.
4. Наличие извитости артерии и ее изменение при прохождении пульсовой волны.
5. Состояние стенки артерии (эластичная, уплотненная, ригидная).
6. Болезненность артерии при пальпации.
Вопрос 2.Пульс на лучевых артериях, его свойства: симметричность величины, ритм, частота, напряжение, наполнение, высота, форма.
Исследование свойств артериального пульса на лучевых артериях проводится в определенном порядке:
1. Симметричность величины.
2. Свойства сосудистой стенки (см вопрос 4).
3. Ритм.
4. Частота.
5. Напряжение.
6. Наполнение.
7. Величина (высота) пульса.
8. Скорость (форма) пульса.
Симметричность.Вначале исследования пульса на лучевых артериях необходимо убедиться, что он одинаково хорошо прощупывается на обеих руках, после чего определить его величину. Для этого пальпируют одновременно обе лучевые артерии и сравнивают величину пульсовых волн на правой и левой руке, в норме она одинакова – пульс симметричен (pulsus simmetricus). Несимметричный пульс у здоровых людей встречается редко, что обусловлено анатомическим вариантом хода или различным калибром лучевых артерий.
Ритм пульса. У здорового человека отдельные пульсовые волны следуют друг за другом через равные промежутки времени – регулярный пульс (pulsus regularis) – и имеют одинаковую величину – равномерный пульс (pulsus alqualis). Нерегулярный пульс (pulsus irregularis) у здорового обусловлен дыхательной аритмией.
Частота пульса – это число пульсовых волн в одну минуту, которое равно числу сокращений сердца за этот же период. При регулярном ритме для определения частоты пульса подсчитывают количество пульсовых волн за 15 секунд, результат умножают на 4. У здорового человека число сокращений сердца и соответственно частота пульса в минуту одинаковы и равны 60-90. При неритмичном и редком пульсе для уменьшения погрешности измерений необходимо подсчитывать число пульсовых волн в течение целой минуты.
Напряжение пульса зависит от уровня артериального давления крови, жесткости стенки артерии, объема окружающих артерию мягких тканей. Напряжение пульса определяется той минимальной силой, которую нужно приложить исследующему для полного сдавления пульсирующей артерии. Проксимально расположенным пальцем постепенно пережимают стенку сосуда, а средним пальцем фиксируют момент исчезновения пульса.