Вестибулярный аппарат (орган равновесия)
Рецепторы его раздражаются наклоном или движением головы, при этом возникают рефлекторные сокращения мышц, способствующие выпрямлению тела и сохранению позы. При помощи рецепторов органа равновесия происходит восприятие положения головы в пространстве, а также восприятие движения тела.
Разрушение полукружных каналов и преддверия вызывает потерю чувства равновесия. У человека ориентация в пространстве также осуществляется при помощи органа зрения, проприоцептивной и тактильной чувствительности.
В круглом мешочке пятнышко расположено в вертикальной плоскости, а в овальной маточке – в горизонтальном. При нормальном положении тела сила тяжести заставляет отолиты (состоят из мелких кристалликов карбоната калия, находятся в пятнышках, а пятнышка – в эндолимфе) оказывать давление на определённые волосковые клетки. Когда голова повёрнута теменем вниз, отолит провисает на волосках, при боковом наклоне головы один отолит давит на волоски, а другой провисает. Изменение давления отолитов вызывает возбуждение волосковых клеток, сигнализирующее о положении головы в пространстве.
Невесомость
В невесомости в результате потери массы отолитами и эндолимфой ориентация в пространстве может осуществляться вестибулярным аппаратом выше, что может вызвать нарушение вегетативных функций (АД, дыхания, ЧСС). Отсутствие нагрузки на опорно-двигательный аппарат, меньшие импульсы от проприорецепторов приводят к снижению тонуса коры больших полушарий и скелетных мышц. При длительном пребывании в состоянии невесомости и отсутствии специальных мышечных упражнений возможна атрофия мышц и скелета вследствие выделения больших количеств кальция и фосфора.
V. ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА (ЗАДАНИЕ НА ДОМ)
А. Индивидуальные задания студентам для устных ответов у доски (25 минут).
Расскажите о топографии и морфологии наружного уха.
Расскажите о топографии и морфологии среднего уха.
Расскажите о топографии и морфологии внутреннего уха.
Расскажите об анатомо-физиологических особенностях вестибулярного аппарата.
Расскажите о восприятии звука.
Б. Опережающие задания (реферат)
Невесомость
Учебно-методический план занятия № 29 | группа | дата |
(для преподавателя) |
Дисциплина: Анатомия и физиология человека
Тема занятия: «Железы внутренней секреции»
Вид занятия: урок
Тип занятия: комбинированное
Продолжительность90 минутМесто проведениякабинет анатомии
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Учебная:
Сформировать знания об анатомо-физиологических особенностях желез внутренней секреции