Построение ресурсного состояния

Иногда вам необходимо сразу построить ресурсное состояние. Вы могли быпоэкспериментировать с ресурсными состояниями точно так же, как выпримеряете одежду, выбирая ее по размеру. Для этого существует три способа: * Выберите ролевую модель. Ролевой моделью может служить реальный человек или выдуманный персонаж.Выберите один или несколько персонажей, у которых есть те качества, которыевам хотелось бы иметь. * Физиология. Действуя так, как будто у вас уже есть ресурсы, включите ресурсныеощущения. Ссутулившись, опустив глаза вниз, тяжело передвигаясь и вздыхая,вы скорее всего вызовете тяжелые мысли. А они еще более утяжелят вашиперемещения и усилят тяжесть размышлений. Этот порочный круг вы можетеразорвать, поднявшись, посмотрев вверх, глубоко вздохнув и улыбнувшись. Иэти движения, вероятно, включат хорошие ощущения. Это не самообман --ведь вызнаете, что не чувствуете себя прекрасно (пока еще). Вы просто изменяетесвое состояние. * Приятное переживание в прошлом. Вспомните какое-нибудь действительно приятное переживание. Мысленновернитесь в ту ситуацию. Снова посмотрите на него своими собственнымиглазами, прислушайтесь к любым звукам, которые там были. Приятные ощущениятоже вернутся. Наш мозг реагирует на воспоминание о событии точно так же,как он реагирует на реальное событие. Именно так работают якоря. Мелодия,фотография, запах могут снова вернуть вас в прошлое переживание. В этом силасчастливых талисманов. Они являются якорями для теплых переживаний впрошлом, и поэтому человек вновь переживает это тепло в настоящем. Ониработают не благодаря магии, а благодаря ассоциациям. Каким бы ни было эторесурсное состояние, если у вас было хотя бы мимолетное представление илислабый намек на него в прошлом, вы сможете перенести его в настоящее. Создайте якорь для этого приятного переживания, чтобы вы моглипереносить его в настоящее в любое необходимое для вас время. Лучше всегоиспользовать то, что естественным образом связано с этим воспоминанием:картинка, мелодия -- своего рода напоминание. Если ничего такого у вас ненайдется, создайте ассоциацию. Остановитесь на том якоре, который вамнравится. И каждый раз, увидев его, вернитесь мысленно в прошлое, вновьпереживите этот опыт, войдите внутрь него и восстановите связанные с нимэмоции. Постановка якорей требует практики, но повторив эти действия в течениенескольких дней, вы придете к тому, что ассоциация будет воспроизводитьсяестественно и автоматически, и вам больше не понадобится сознательно думатьо том переживании. Приятные ощущения будут приходить сами собой каждый раз,когда вы увидите, услышите или почувствуете этот якорь.

АССОЦИАЦИЯ И ДИССОЦИАЦИЯ

НЛП -- это исследование структуры субъективного опыта. Существует двасущественно различных способа структурирования состояний, и лучшаявозможность оценить их -- на собственном опыте. Подумайте о печальном переживании -- лучше о том, когда вы были слегкарасстроены, а не когда получили серьезную травму. Обратите внимание, видители вы себя в этой ситуации, как в телевизоре или на экране кино, или же высами находитесь внутри ситуации, глядя на все своими собственными глазами,видя все точно так же, как в то время, когда это происходило. Может быть, вы быстро перескакиваете то в одно состояние, то в другое. Теперь отвлекитесь. Подвигайтесь, стряхните с себя печаль и подумайтенедолго о чем-то другом. Подумайте о действительно приятном переживании, от которого вы на самомделе получили удовольствие. Вспоминая его, снова обратите внимание на то,видите ли вы себя в картинке или вы сами находитесь внутри ситуации. Еще раз отвлекитесь и вернитесь в настоящее. Когда вы смотрите на самого себя в ситуации с другой точки зрения, выоказываетесь диссоциированным от нее. Когда же вы вспоминаете ситуацию,глядя на нее своими собственными глазами, видя, слыша и ощущая все так, какбудто вы снова находитесь в ней,-- тогда вы ассоциированы с ней. Самое важное различие заключается в том, что, когда вы ассоциированы,вы получаете ощущения той ситуации. Когда же вы диссоциированы, выавтоматически снижаете интенсивность этих ощущений. Выбор между ассоциированным и диссоциированным воспоминаниемпредоставляет огромную свободу в закреплении того или иного эмоциональногосостояния. Когда вы вспоминаете приятную ситуацию, ассоциируйтесь с ней.Тогда вы получите связанные с ней приятные ощущения. Когда же вам в головуприходит неприятная ситуация, диссоциируйтесь. Тогда у вас появитсявозможность держаться от нее на расстоянии и извлечь из нее урок. Трудно учиться на собственных ошибках, если мы ассоциированы с этимиошибочными ситуациями. Мы получаем в них сильные неприятные ощущения ивыпрыгиваем обратно в настоящее. (Вот почему фобии оказываются такимистойкими -- ощущения настолько интенсивны и неприятны, что почти невозможновернуть назад и переоценить первоначальную ситуацию. НЛП может лечить фобиибыстро, используя диссоциацию для смягчения переживания и получениявозможности извлечь из него урок на будущее. Альтернативный путь -- этомесяцы десенсибилизации и, главным образом, разрушения старых якорей изамены их новыми.) Когда вы ассоциируетесь с негативным состоянием, вы сноваи снова погружаете свое тело в эти неприятные ощущения. В этом нетнеобходимости. Существует распространенное высказывание: "Кто не учится насвоем прошлом -- повторяет его". Когда вы извлекаете новый опыт изнеприятного переживания, вы непроизвольно сохраняете его в видедиссоциированной картинки. Ассоциация и диссоциация -- это способы существования. Когда вывовлечены в ситуацию, получая от нее удовольствие, вы оказываетесьассоциированными (по крайней мере, мы так надеемся, в противном случае вымногое потеряли бы). Когда же вы задумчивы -- вы диссоциированы. Диссоциациязащищает нас от ударов и травм, мы просто "отсутствуем". Ассоциация не может быть лучше или хуже диссоциации, все зависит оттого, что вы хотите. Если вы хотите проанализировать опыт и поучиться нанем, тогда диссоциируйтесь. Если же вам хочется быть "здесь и сейчас" внастоящем моменте, тогда было бы полезным ассоциироваться.

УЧИТЬСЯ НА ОПЫТЕ

Подумайте о прошлом негативном переживании, может быть, связанном создоровьем. На одну или две минуты вернитесь в ту ситуацию и заметьте,диссоциированы вы или ассоциированы. Если вы ассоциированы, диссоциируйтесь.Вы можете сделать это, выйдя мысленно из своего тела и продолжая наблюдать.Это можно сделать также, поместив себя и всех других людей в картинку передсобой. Вы могли бы диссоциироваться еще и по-другому, заняв другую точкунаблюдения прямо в сцене, быть может, глядя на все происходящее с потолка. Если вы уже диссоциированы, тогда измените свою точку зрения.Посмотрите на- эту сцену под совершенно другим углом. Теперь, когда вы видите себя в ситуации и наблюдаете за происходящим насцене прямо перед собой, спросите себя: "Чему я могу научиться на этомопыте?". Заметьте, как изменились ваши ощущения, когда вы извлекли этот урок.

Наши рекомендации