Банк тестовых заданий по разделу: «Физиология ФУС, поддерживающей оптимальный для метаболизма клеточный состав крови».
Клеточный состав крови.
Цель занятия: Изучить особенности формирования гомеостатических ФУС организма, обеспечивающих поддержание оптимального клеточного состава крови, роль исполнительных элементов в регуляторных механизмах приспособления к факторам внешней и внутренней среды.
Знать | Уметь |
1) Общие принципы формирования и структуру ФУС, определяющей оптимальное для метаболизма количество форменных элементов крови; 2) Архитектонику ФУС регуляции оптималь-ного для метаболизма количества эритроци-тов в циркулирующей крови, функциональ-ную роль её компонентов. | Представлять схематически структурную организацию у здорового человека ФУС, обес-печивающих поддержание оптимального клеточного состава крови для анализа возмож-ных нарушений их функционирования. Анализировать закономерности включения регуляторных механизмов этих гомеостатиче-ских ФУС организма в определённых условиях внутренней или внешней среды и при отклоне-ниях количества форменных элементов крови от физиологических показателей. |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:
1. Физиология эритроцитов: функции, количественные показатели в крови человека.
2. Физиология лейкоцитов: функции, количественные показатели в крови человека.
3. Характеристика защитных систем крови: специфические и неспецифические клеточные и гуморальные механизмы.
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы
1. Характеристика компонентов ФУС, определяющих оптимальное для метаболизма количе-ство форменных элементов крови: центров регуляции, аппарата контроля, исполнительных органов.
2. Способы поддержания оптимального результата. Роль нервных и гуморальных влияний.
3. Особенности ФУС регуляции оптимального для метаболизма количества эритроцитов в циркулирующей крови.
4. Характеристика реакции исполнительных органов экстренного типа и более инертного действия.
5. Функции системы эритрона, специфические и неспецифические механизмы её регуляции. Роль автономных механизмов регуляции при участии почек.
6. Особенности регуляции количества лейкоцитов в периферической крови.
7. Роль лейкоцитов в защитной функции крови, её специфических и неспецифических меха-низмах.
8. Значение внешних факторов среды в регуляции количества форменных элементов крови.
В тетради для практических занятий выполнить следующие задания:
1. Расшифруйте понятие системы эритрона. Представьте схематически скоростную взаимо-связь органов, обеспечивающих синтез эритроцитов, их циркуляцию в крови, разрушение в конце жизненного цикла и возвращение продуктов их распада в места эритропоэза.
2. Перечислите места депонирования эритроцитов и лейкоцитов в организме.
3. Укажите органы, принимающие участие в иммунитета.
Информационный блок.
Схема ФУС регуляции количества эритроцитов в циркулирующей крови
СХЕМА СИСТЕМЫ ЭРИТРОНА
↓
Защитные системы крови включают 2 системы - неспецифическую (сопротивляемость организма) и специфическую (иммунная система). Каждая из них имеет гуморальные и клеточные механизмы защиты.
Неспецифическая защита – 1. фагоцитирующие клетки крови (клеточные механизмы);
2. гуморальные факторы: система комплемента, интерфероны с антивирусной, противоопу-холевой, иммуномодулирующей и радиопротекторной функцией, лизоцимы (регулируют рост сапрофитной микрофлоры), кинины (повышают проницаемости стенок микрососудов, стимулируют миграцию фагоцитов).
Специфическая защита: 1. Инфекция, вызванная каким‑либо возбудителем, приводит к развитию защиты только против этого возбудителя или близко-родственного агента.
2. Возникновение иммунологической памяти после реализации иммунного ответа на конкре-тный возбудитель. Сохраняется, как правило, в течение всей последующей жизни в качестве защиты от повторной инфекции, вызываемой этим же возбудителем.
3. Различение «своего» и «чужого» выражается в распознавании компонентов собственных тканей организма и чужеродных продуктов.
4. Клеточные механизмы обусловлены функцией Т-лимфоцитов, гуморальные – В-лимфо-цитов.
Основные алгоритмы клеточных механизмов: - Макрофаги после выделения антигена через ИЛ-1 активируют Т-амплифайеры и Т - хелперы.
- Т-хелперы передают антигенные свойства Т-киллеру через детерминантные группы самого антигена. Т-амплифайеры - через ИЛ-2 активируют Т-киллеры (макрофаги через ИЛ-12).
- Пролифирация Т-киллеров и активация цитотоксических белков их мембран (типа иммуно-глобулинов) - рецепторов настроенных на данный антиген. Рецепторы взаимодействуют с антигенорм, его лизис за счёт иммунологической реакции.
- Специфическая сенсибилизация части Т-лимфоцитов – образование клеток иммунологи-ческой памяти.
Основные алгоритмы гуморальных механизмов: Макрофаги передают информацию В-лим-фоцитам о специфичес-ком антигене с поверхности мембран Т – лимфоцитов через ИЛ-6.
- В этом процессе участвуют также Т–хелперы, стимулированные Т-амплифайерами через ИЛ-2. Т–хелперы активируют В-лимфоциты через ИЛ- 3,4,5.
- Пролифирация В-лимфоцита в клон плазматических клеток. Синтез специфических иммуноглобулинов, выброс их в кровь для взаимодействия с чужеродным антигеном.
- Часть В-лимфоцитов превращаются в клетки иммунологической памяти.
Учебная литература основная:
1. Нормальная физиология: Учебник. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 880 с.
2. Физиология человека: Атлас динамических схем К.В. Судаков, В.В. Адрианов, Ю.В. Вагин, И.И. Киселёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.
3. Нормальная физиология. Практикум. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 232 с.
4. Физиология функциональных систем. Учебно-методическое пособие кафедры нормальной физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов к практическим занятиям.
5. Лекции по нормальной физиологии и физиологии ФУС.
Дополнительная литература:
1. Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. -784с.
2. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. /Под ред. Ю.И. Савченкова. Ростов н/ Д. - Феникс, 2007. - 160с.
Тематика рефератов:
1. Иммунитет как регуляторная система. Понятие о психонейроиммуномодуляции.
2. Особенности становления системы крови в онтогенезе.
3. Геронтологические особенности системы крови.
Практические работы:
Работа 1. Оценка состояния ФУС регуляции количества эритроцитов,лейоцитов по анали-
зам состава крови в разных условиях и ситуациях.
1.1. При анализе крови у жителя высокогорного района было обнаружено количество эритроцитов 5,9 ∙1012 /л и гемоглобина 180 г/л. Соответствуют ли норме эти показатели крови? Объясните причину и механизм изменения состава крови у длительно живущих в горах людей.
1.2. У туриста (поломника), посетившего высокогорный храм, взяли анализ крови. Опреде-лили показатель гематокрита - 0,52, количество эритроцитов 5,5 ∙1012/л, количество лейкоцитов - 9,5 ∙10 9 /л. Соответствуют ли норме полученные данные? Объясните причину и механизм возможных изменений состава крови у посетителей высокогорного храма.
Работа 2. Анализ способов регуляции клеточного состава крови на примере ФУС, поддержи-
вающей оптимальное количество эритроцитов в циркулирующей крови.
Изобразите схематически структурные компоненты ФУС регуляции количества эритро-цитов в периферической крови. Опишите способы достижения оптимального для метаболиз-ма конечного результата. Расшифруйте эффекты действии специфических и неспецифи-ческих механизмов саморегуляции.
Ситуационные задачи.
1.У спортсмена альпиниста перед тренировочными сборами в горах определили в крови количество эритроцитов 4,5 ∙1012 /л. Изменится ли у него этот показатель на высоте 3000 м над уровнем моря? Почему?
2. После непродолжительной мышечной работы у здорового человека появился эритроцитоз. Объясните, почему это произошло?
3. После сужения почечной артерии у человека обнаружены изменения количества эритроцитов в крови. Чем они могут быть обусловлены?
4. В кровь кролика А перелили плазму крови кролика В, находившегося в условиях низкого содержания кислорода в воздухе. Количество эритроцитов в крови кролика А начало возрас-тать. Почему?
5. После соревнований (бег на 5 км) у спортсмена был следующий анализ крови: эритроци-тов 61012 / л, лейкоцитов 10 109 / л. Из них сегментоядерных нейтрофилов 60 %, лимфоци-тов - 40 %. Оцените данную реакцию организма на физическую нагрузку.
6. Чем отличается реакция эритрона на гипоксию у нефрэктомированного животного (удалены почки) от реакции нормальных животных?
7. У кролика ежедневно для исследования брали 15 мл крови. Через 10 дней количество гемоглобина и эритроцитов у него стало больше, чем в начале опыта. Почему?
Банк тестовых заданий по разделу: «Физиология ФУС, поддерживающей оптимальный для метаболизма клеточный состав крови».
1. Каждые сутки в организме обновляется примерно _____% числа эритроцитов. 1) 0,4
2) 0,8 3) 1,2 4) 1,6 5) 2
2. У лиц, длительно живущих в условиях высокогорья, наблюдается _____
1) абсолютный эритроцитоз 2) абсолютная эритропения 3) относительный эритроцитоз 4) относительная эритропения 5) нормальное содержание эритроцитов.
3. У лиц, регулярно сдающих кровь в системе донорства, наблюдается ___
1) абсолютный эритроцитоз 2) абсолютная эритропения 3) относительный эритроцитоз 4) относительная эритропения 5) нормальное содержание эритроцитов.
4. Саморегулирующаяся система, обеспечивающая постоянное образование и разрушение эритроцитов с необходимой скоростью, называется ____ 1) эритропоэзом 2) ретикуло-
эндотелиальной системой 3) эритроном 4) функциональной системой
5) эритропоэтиновой системой.
5. После кровопотери увеличение эритропоэза наблюдается ____ 1) через несколько часов
2) через сутки 3) через 2 дня 4) через 3-5 дней 5) через 7-8 дней.
6. При длительном пребывании в условиях низкого барометрического давления в крови человека количество эритропоэтинов ____ 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не
изменяется 4) изменяется непредсказуемо.
7. При снижении парциального давления кислорода в атмосферном воздухе количество эритропоэтинов ____ 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется
4) изменяется непредсказуемо.
8. Гипоксия является стимулом для образования ____ 1) тироксина 2) инсулина
3) эритропоэтина 4) гонадотропина 5) соматотропина.
9. Ингибиторами эритропоэза являются _____ 1) эритропоэтины 2) андрогены
3) глюкокортикойды 4) кейлоны 5) лейкопоэтины.
10. Под влиянием эстрогенов эритропоэз ____ 1) увеличивается 2) уменьшается
3) сначала увеличивается, потом уменьшается 4) сначала уменьшается, потом
увеличивается 5) не изменяется.
11. Синтез эритроцитов угнетают гормоны ____ 1) соматотропиный 2) тиреотропный
3) эстрогены 4) андрогены 5) АКТГ.
12. Под влиянием соматотропного гормона скорость эритропоэза ____ 1) увеличивается
2) уменьшается 3) сначала увеличивается, потом уменьшается 4) сначала
уменьшается, потом увеличивается 5) не изменяется.
13. Интенсивность пролиферации и дифференцировку стволовых клеток костного мозга ускоряют ____.1) эритроцитарные кейлоны 2) эстрогены 3) эритропоэтины
4) глюкокортикойды 5) соматотропины.
14. Рецепторным аппаратом ФУС, обеспечивающей оптимальное количества эритроцитов в периферической крови, являются _____ 1) барорецепторы 2) волюморецепторы
3) механорецепторы 4) хеморецепторы 5) терморецепторы.
15. После удаления одной почки скорость эритропоэза ____ 1) увеличивается
2) уменьшается 3) не изменяется 4) сначала увеличивается, потом уменьшается
5) сначала уменьшается, потом увеличивается.
16. Эритропоэтический фактор в основном синтезируется в _____ 1) легких 2) сердце
3) красном костном мозге 4) почках 5) гипофизе
17. У жителей высокогорных районов изменение содержания эритроцитов и гемоглобина в крови обусловлено _____ 1) усилением эритропоэза 2) выбросом крови из депо 3) угнете-
нием эритропоэза 4) интенсивной работой 5) гемолизом эритроцитов в селезенке.
18. При эмоциональных реакциях изменение содержания эритроцитов в крови обусловлено _____ 1) гемолизом эритроцитов в селезёнке 2) усилением эритропоэза 3) выбро-
сом крови из депо 4) угнетением эритропоэза 5) интенсивным обменом веществ.
19. При действии болевого раздражителя количество эритроцитов в крови _____ 1) сначала
увеличивается, потом уменьшается 2) сначала уменьшается, потом увеличивается
3) уменьшается 4) увеличивается 5) не изменяется.
20. Мужские половые гормоны _____. 1) угнетают эритропоэз 2) ингибируют эритро-
поэтины 3) стимулируют выброс крови из депо 4) увеличивают эритропоэз
5) стимулируют биосинтез эритропоэтинов.
21. При кратковременной мышечной работе наблюдается _____ 1) усиление эритропоэза
2) выброс крови из депо 3) угнетение эритропоэза 4) гемолиз эритроцитов
5) количество эритроцитов не изменяется.
22. Регулярная интенсивная мышечная нагрузка приводит к _____ 1) усилению эритропоэза
2) относительному эритроцитозу 3) угнетению эритропоэза 4) депонированию крови
5) относительной эритропении.
23. При раздражении задних ядер гипоталамуса наблюдается ______ 1) замедление эритро-
поэза 2) ускорение эритропоэза 3) депонирование крови 4) торможение активности
эритропоэтинов 5) появление ингибиторов эритропоэза.
24. Стимулирующее действие на лейкопоэз оказывают ___ 1) эстрогены 2) тиреоидные
гормоны 3) эритропоэтины 4) лейкопоэтины 5) соматотропин.
25. При повышении тонуса симпатической нервной системы содержание лейкоцитов в крови _____ 1) сначала увеличивается, потом уменьшается 2) сначала уменьшается, потом
увеличивается 3) уменьшается 4) увеличивается 5) не изменяется
26. Разрушение форменных элементов в органах ретикуло-эндотелиальной системы вызы-вает ____ 1) замедление гемопоэза 2) ускорение гемопоэза 3) депонирование крови
4) торможение активности гемопоэтинов 5) появление ингибиторов гемопоэза.
27. Быстрыми механизмами реагирования ФУС, обеспечивающей оптимальный клеточный состав крови, являются ____ 1) гемопоэтические факторы 2) система эритрона 3) местные
механизмы, связанные с разрушением клеток 4) влияния парасимпатической
нервной системы 5) влияния симпатической нервной системы