Творогова Н.Психологический контакт // Сестринское дело, 1997, № 6, 1998, № 1
Тюльпин Ю. Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, - 320 с.
Яровинский М.Я. Медицинский работник и пациент // Медицинская помощь, 1996, №5
Эмото Масару. Послания воды: Тайные коды кристаллов льда/ Перев. С англ. – М.: ООО Издательский дом «София», 2006. – 96 с., илл.
Эмото Масару.Энергия воды длясамопознания и исцеления/ Перев. С англ. – М.: ООО Издательский дом «София», 2006. – 96 с., илл.
Тема 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ. - 3. часа.
Цель.Рассмотреть причины возникновения биоэтики и её сущность, принципы, своеобразие её становления в России, связь с классической медицинской этикой.
Задачи.
1. Изучить международные стандарты биоэтики.
2. Рассмотреть отражение стандартов биоэтики в российском медицинском праве и практической медицине.
3. Рассмотреть принципы этики биомедицинских исследований.
Вопросы для повторения .
Сравните понятия медицинская этика и медицинская деонтология.
Что такое ятрогения?
Вопросы для подготовки к занятию и опроса.
1. Происхождение биомедицинской этики. Этические проблемы применения современных медицинских технологий. Движение за права пациентов за рубежом. Проблемы становления биомедицинской этики в России. Биомедицинская этика как теория и социальный институт.
2. Принципы классической медицинской этики в биомедицине. Принцип автономии пациента. Патерналистская и сотрудническая модель поведения врача. Информированное согласие пациента. Объём, содержание и формы передачи информации пациенту. Доверие больного и сотрудничество с врачом в современных условиях. Границы конфиденциальности. Проблема сохранения медицинской тайны в условиях современного медицинского учреждения. Принцип справедливости в современных социальных условиях.
3. Моральная ответственность ученого в современном мире. Этические проблемы исследований в области биомедицины. Положения современной редакции Хельсинкской декларации и Конвенции Совета Европы « О правах человека и биомедицине» об этических принципах проведения научных исследований на человеке. Этические принципы клинических испытаний. Права пациента, участвующего в медицинском эксперименте. Информированное согласие участника медицинского эксперимента. Уязвимые группы испытуемых. Этические экспертные комитеты, функции и принципы деятельности. Гуманное отношение к животным в эксперименте.
Вопросы для обсуждения и тестовые задания
1. Почему становление биоэтики в России опоздало на 25-30 лет по сравнению с США и Западной Европой?
2. В каких международных документах отражены принципы биоэтики?
3. Почему патернализм в российской медицине сохранялся дольше, чем в странах Запада?
4. Почему введение платных медицинских услуг в России способствовало внедрению принципа информированного согласия пациентов?
5. Чем можно объяснить усилившийся интерес общества и средств массовой информации к фактам причинения вреда пациентам и врачебным ошибкам?
6. Принцип информированного согласия должен соблюдаться только в платной медицине?
7. Принцип конфиденциальности легче было соблюдать во времен Гиппократа или в современной медицине?
8. В России конфиденциальность абсолютная или относительная?
9. Почему детей нельзя вывести из клинических испытаний?
10. Какие клинические испытания можно проводить на лицах, находящихся в домах престарелых и детских домах?
1) Автор термина биоэтика:
а) Ван Ренселлер Поттер;
б) Андре Хеллегерс;
в) Уиллард Гейлин;
2) В биоэтику включил проблемы современной медицинской этики: а) Ван Ренселлер Поттер;
б) Андре Хеллегерс;
в) Уиллард Гейлин.
3) Термин деонтология ввел в обиход:
а) И.Бентам;
б) И.Кант;
в) А.Швейцер.
4) Термин медицинская деонтология ввёл в обиход советской медицины:
а) Н.А.Семашко;
б) Н.Н.Петров;
в) В.Ф.Войно-Ясенецкий.
5) Поступок Н.И.Пирогова, который во время военных действий на Кавказе сделал операцию горцу, воевавшему на стороне противника, соответствует принципу медицинской этики:
а) не вреди;
б) справедливости;
в) конфиденциальности.
6) Современная биомедицинская этика рекомендует модель поведения врача:
а) патерналистскую; б) сотрудническую;
в) техническую.
7) Выполнение диагностических и лечебных процедур с безразличием к больному и отсутствием сострадания характерно для модели поведения врача: а) патерналистской;
б) сотруднической;
в) технической.
8) Принцип поведения медицинского работника, возникший в биомедицинской этике:
а) не вреди;
б) автономии пациента;
в) справедливости.
9) Вред, квалифицируемый, как ошибка медицинского работника наносится пациенту
в результате:
а) злонамеренного действия;
б) заблуждения;
в) халатности и небрежности.
10) Принцип информированного согласия пациента является неотъемлемой стороной модели поведения врача:
а) патерналистской;
б) сотруднической;
в) технической.
11) Принцип, востребованный западной биомедицинской этикой из этики И.Бентама:
а) гедонизм;
б) альтруизм;
в) утилитаризм.
12) Принцип медицинской этики, который в этическом кодексе Гиппократа сформулирован следующими словами: «А если доведётся услышать и увидеть по долгу профессии или вне её в моих отношениях с людьми нечто, что не подлежит разглашению, о том сохраню молчание, и как священную тайну уберегу.»:
а) не вреди;
б) справедливости;
в) конфиденциальности.
13) Психогенная ятрогения- это вред, причинённый медицинским работником пациенту в результате:
а) деонтологических ошибок;
б) диагностических ошибок;
в) ошибок, совершенных в процессе выполнения лечебных процедур.
14) Если больной отказывается от рекомендуемого врачом метода лечения, то врач должен:
а) выполнять медицинские манипуляции, не учитывая мнение больного;
б) сразу согласиться с больным, не возражая ему;
в) попытаться разъяснить больному доступными терминами целесообразность и преимущества предлагаемого метода.
15) На участие ребёнка в клинических испытаниях согласие дают:
а) родители или опекуны без учёта желания ребёнка;
б) ребёнок без учёта мнения родителей или опекунов;
в) родители или опекуны с учётом желания ребёнка.
16) Если испытуемый даёт устное согласие на участие в клиническом эксперименте, то врач должен:
а) пригласить свидетеля, который подтвердит факт согласия документально; б) пригласить свидетеля без документального подтверждения свидетельства;
в) принять согласие пациента без свидетельств.
17) Лечащему врачу, вовлекающему своего пациента в клинические испытания, следует: а) получить у потенциального испытуемого информированное согласие на
участие в эксперименте;
б) воспользоваться согласием , которое пациент дал на лечение.
18) Заключённые нежелательны в качестве участников клинических испытаний, поскольку возникает сомнение в таком условии получения их согласия как:
а) осознанность;
б) добровольность.
19) В условиях российского здравоохранения наиболее целесообразным вознаграждением за риск участников клинических испытаний является:
а) бесплатное квалифицированное лечение;
б) моральное удовлетворение сделанным вкладом в науку;
в) денежные компенсации за риск.
20) Способ, которым можно разрешить спор учёных и общественности, опасающейся последствий биомедицинских исследований на человеке:
а) запретить исследования;
б) продолжать исследования, поскольку их польза для человечества окупает
моральные издержки;
в) проводить исследования в рамках этических ограничений с минимальным риском для испытуемых.
Вопросы для обсуждения Хельсинкской декларации ВМА «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека».
1. В чём состоит долг врача? В чём состоит долг врача при проведении научных исследований?
2. Что имеет приоритет, благо и здоровье отдельного человека или интересы науки и общества?
3. Какова главная цель проведения научных исследований с привлечением человека в качестве объекта?
4. Какие категории населения требуют особых мер защиты при вовлечении их в медицинские исследования?
5. Какая предварительная подготовка должна быть проведена до начала исследований с привлечением человека?
6. Каким должно быть отношение к животным при использовании их в исследованиях?
7. Каково место и функции комитетов по этике в медицинской науке?
8. Какова мера соотношения риска для участников исследования и полезности научного результата?
9. О чём исследователь должен информировать участников исследования до его начала?
10. Каковы правила получения информированного согласия испытуемого?
11. Каковы правила вовлечения лиц для участия в медицинских исследованиях?
12. Следует ли несовершеннолетнего спрашивать о его согласии, принять участие в исследовании?
13. Как поступить исследователю, если лицо, привлекаемое к испытаниям, не может дать информированного согласия?
14. Какие этические принципы следует соблюдать при публикации материалов медицинских исследований?
15. Каковы меры защиты прав пациентов, которых вовлекают в научное исследование во время оказания медицинской помощи?
Основные идеи темы.
Биоэтика возникает в США и Западной Европе в конце шестидесятых – начале семидесятых годов ХХ века. Причины возникновения биоэтики: а) научные – внедрение в практическую медицину новейших медицинских технологий (интенсивная терапия, экстракорпоральное оплодотворение, генетическое тестирование, пренатальная диагностика), а также вовлечение пациентов в рискованные биомедицинские эксперименты без их ведома; возникновение угрозы для сохранения уникальных форм жизни и биологического разнообразия на Земле, угрозы потери контроля над продуктами генетических манипуляций; б) социальные – уникальные и трудноразрешимые этические ситуации взаимодействия врачей и пациентов в процессе использования новейших медицинских технологий в лечении, причинение вреда пациентам в ходе биомедицинских исследований. Стержнем системы ценностей биоэтики является принцип приоритета интересов индивида над интересами общества и науки. Эта идея диаметрально противоположна принципу коллективизма, являвшегося главным принципом официальной этики советского периода, что было одной из причин неприятия биоэтики в СССР. В России биоэтика с опозданием на четверть века распространяется в девяностые годы ХХ века по мере принятия государством, обществом, здравоохранением международных демократических стандартов.
Ныне сформировавшаяся биомедицинская этика имеет своим ядром принципы классической медицинской этики и один новый принцип – «автономии пациента». Врач, соблюдающий право пациента на автономию, работает в сотруднической модели поведения: допускает право пациента на собственный выбор, для чего обеспечивает пациента в доступной форме необходимой информацией и не предпринимает манипуляций без его согласия.
На протяжении второй половины ХХ века сформировалась этика научных исследований при проведении биомедицинских исследований с участием человека и животных. В основу этики биомедицинских исследований были положены принципы, сформулированные при подготовки материалов к суду над фашистскими врачами на Нюрнбергском процессе. Развитие этих принципов закреплено в ряде международных документов, среди которых одним из наиболее важных является Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека». Соблюдение принципов добровольности, информированности, безопасности, конфиденциальности при проведении таких исследований необходимо, чтобы свести до минимума причинение вреда людям и животным, являющимся объектами биомедицинских экспериментов, исключить унижение человеческого достоинства, пытки и страдания инициированные интересами исследователя, но игнорирующие интересы отдельных пациентов и добровольцев, включённых в исследования.
Рефераты.
Принципы биомедицинской этики в медицинском законодательстве.
Проблема информированного согласия в психиатрии.
Проблемы соблюдения принципов биомедицинской этики в лечебных учреждениях.
Этические проблемы испытания лекарственных средств.
Этические нормы проведения клинических испытаний на детях
Гуманное отношение к лабораторным животным.
Обязательная литература
Реверчук, И.В., Левина, В.Н. Методология и психология клинического исследования: уч. пособ. – Ижевск, 2007, 108с.,Гл. «Планирование этической корректности в схеме дизайна клинического исследования».
Уильямс Дж.Р. Руководство по медицинской этике/ Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина, Л.А.Михайлова; пер. с англ. Булыгиной Т.В., Васильевой Л.Л.- ГЭОТАР-Медиа, 2006, С.115-120, 126.
Левина, В.Н. Биоэтика: методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям. – Ижевск: ГОУ ВПО «Ижевская медицинская академия, 2005, 48с.
Положение об этической экспертизе биомедицинских исследований /сост. Н.А. Кирьянов, В.Н. Левина. Ижевск, 2006. – 44с.
Лопатин, П.В. Карташова О.В. Биоэтика: учебник/ Под ред. П.В. Лопатина – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 240с.
Кэмпбелл, А. Джиллет, Г. Джонс, Г. Медицинская этика: Пер. с англ: Учеб. Пос. /Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.
Силуянова, И.В. Биоэтика в России: ценности и законы – М.: ЗАО «Литера», 1997.
Введение в биоэтику / Под ред. Б.Г. Юдина.- М.: Прогресс, 1998
Дополнительная литература
Алгиров, Н.Х. Альбицкий, В.Ю. Ф.Т. Нежметдинова, Ф.Т. Медицинская биоэтика как наука и предмет преподавания // Казанский медицинский журнал, Том L XXIX, 1998, № 2
Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы //Вопросы философии, 1992, № 10
Биомедицинская этика./ Под ред. В.И.Покровского. – М.: Медицина, 1997.- 224с.
Биомедицинская этика /Под ред. В.И. Покровского. Ю.М.Лопухина. Вып. 2.-М.: Медицина, 1999.- 248с.
Биомедицинская этика. Учебное пособие / Под. ред. Т.В. Мишаткиной. С.Д. Денисовой, Я.С. Яскевич.- Минск, ТетраСистемс, 2003. – 320с.
Введение в биоэтику / Под ред. Б.Г. Юдина.- М.: Прогресс, 1998.-384с.
Вич, Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений //Вопросы философии, 1994, № 3
Григорович, И.Н. Взаимоотношения хирурга и больного с позиций современных представлений о медицинской этике // Детская хирургия, 1997, Вып. 2,
Горбачёва, А. Этические границы медицины // Врач, 1999, № 1
Дуков, Л.Г. Варнаков, П.М. Биоэтика практикующего врача // Клиническая медицина, 1998, № 8
Законы о правах пациентов // Главный врач, 1998, № 6
Иванюшкин, А.Я.Профессиональная этика в медицине. – М.: Медицина, 1990.- 224с.
Иванюшкин, А.Я.Биоэтика и психиатрия // Вопросы философии, 1994, № 3
Комаров, Ф.И. Рудаков, А.Г. Барманова, Е.Ю. Порядок и правила организации комитетов по этике в учреждениях, занимающихся проведением клинических испытаний // Клиническая медицина, 1998, № 3
Комаров, Ф.И. Лопухин, Ю.М. Права человека и биомедицинская этика //Клиническая медицина, 1998, № 4
Крылова, Н.Е. Уголовное право и биоэтика: проблемы, дискуссии, поиск решений. – М.: ИНФРА – М.: 2006, -320с.
Кубарь,О.И. Этические и правовые проблемы исследований на человеке: из истории России ХХ века // Человек, 2001, №3.
Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г.Медицинская этика: Пер. с англ.: Учебн.пос./ Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.
Левина, В.Н. Биоэтика: методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям. – Ижевск: ГОУ ВПО «Ижевская медицинская академия, 2005.- 48с.
Лещинский, Л.А. Медицинская этика и деонтология.- Ижевск: Экспертиза, 2000. - 116с.
Левина, В.Н. Тенденции развития биомедицинской этики // Труды Ижевской государственной академии, т. XXXV, 1997
Лисицин, Ю.П . Медицинская этика, деонтология и биоэтика // Проблемы социальной
гигиены и истории медицины, 1998, № 2
Лопатин, П.В. Карташова О.В. Биоэтика: учебник. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 240с.
Лопухин, Ю.М. Биоэтика: контуры, проблемы // Вестник Российской академии наук, 1994, № 3
Лопухин, Ю.М.Биоэтика в России//Вестник Российской академии наук. Том 71, 2001, №9.
Малеина, М.Н. Человек и медицина в современном праве – М.: БЕК, 1995 – 272с.
Международный кодекс медицинской этики // Врач, 1994, № 4
Огурцов, А.П. Этика или биоэтика: аксиологические перспективы // Вопросы философии, 1994, № 3
Основы биоэтики. Учебное пособие. – Красноярск: ПИК «Офсет», 1997
Пищита А.Н.,Хончаров Н.Г., Журилов Н.В. Права пациентов и медицинская карта.// Главврач, 2004,№6.
Пищита, А.Н .Хончаров, Н.Г. Журилов, Н.В. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство // Главврач, 2004, №6.
Покуленко, Т.А.Принцип информированного согласия: вызов патернализму // Вопросы философии, 1994, № 3
Положение об этической экспертизе биомедицинских исследований /сост. Н.А. Кирьянов, В.Н. Левина. Ижевск, 2006. – 44с.
Реверчук, И.В., Левина, В.Н. Методология и психология клинического исследования: уч. пособ. – Ижевск, 2007, 108с.,Гл. «Планирование этической корректноти в схеме дизайна клинического исследования».
Решетников А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. – М.:Медицина, 2002.- 504с. Раздел 4,гл.25.
Решетников, А.В. Медико-социологический мониторинг: Руководство – М.:Медицина, 2003.- 1048 с. Раздел 2, гл.7.
Сгречча Э. Тамбоне В.Биоэтика: учебник / Пер. с итальянского В.Зелинского, Н. Костомаровой – М.: Библейско – богословский институт, 2001. - 413с.
Силуянова, И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: ЗАО, 1997.- 223с.
Тирас.Х.Г. Человек и лягушка// Химия и жизнь,2002, №9.
Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философии, 1992, № 3
Тищенко П.Д.. К началам биоэтики // Вопросы философии, 1994, № 3
Тищенко П.Д.О множественности моральных позиций в биоэтике // Человек2008, №1, С.8391.
Философия биомедицинских исследований: Этос науки третьего тысячелетия/ Отв. Ред. Б.Г.Юдин. - М: Институт человека РАН; Независимый институт гражданского общества, 2004. – 128с.
Храмова Ю.Р. Экспериментальное животное: основы правового регулирования// Медицинская право и этика, 2004, №2(6).
Фулфорд,У.М. Хаус, К. Этика научных исследований с вовлечением психиатрических пациентов: принципы, проблемы и ответственность учёных // Социальная и клиническая психиатрия, 1997, № 4
Фукяма Ф. Социальные последствия биотехнологических новаций//Человек, 2008, №2, С.80-88.
Энгельгардт Х.Т. Почему не существует глобальной биоэтики? // Человек,2008, №1, С.74-82.