Реальность такова, какой вы ее создаете

НЛП вместе с другими системами психологии и философии предполагает, чтомы, не видя мир таким, каким он является на самом деле, строим модель этогомира. То, что мы воспринимаем, проходит сквозь фильтры наших органов чувств,а потом мы интерпретируем свой опыт в свете собственных убеждений,интересов, воспитания, забот и настроений. Мы составляем карту иотправляемся с ней в плавание по жизни. Если это хорошая карта, мы будемпутешествовать долго, получая при этом удовольствие. Карта, ограниченнаянебольшой территорией, гарантирует короткое путешествие. Все мы двигаемся поодной и той же территории, но с разными картами в руках. На протяжении всейистории человечества люди сражались и умирали в борьбе за то, чья картаявляется правильной. НЛП не предлагает вам "правильную" карту, а претендуетна то, чтобы показать вам процесс ее составления. Это может расширить тукарту, которая у вас есть, и тогда вы сможете предпринять болееувлекательное путешествие. НЛП предполагает, что мы создаем свои карты тремя различными способами: Во-первых, мы стираем часть своего опыта. Из всех доступных намкартинок, звуков, ощущений, вкусов и запахов мы осознаем только те, которыевыделяет наше внимание. Упущение имеет существенное значение: мы очень скорооказались бы перегруженными информацией, если бы не относились избирательнок тому, на что следует обратить внимание. Мы фильтруем свой опыт, опираясьна свои убеждения, интересы и состояние здоровья. Если вы когда-либозабывали о боли, стараясь быстрее завершить какую-то работу, или искалиключи, лежащие у вас под носом, то вы знаете, что такое упущение. Во-вторых, мы занимаемся искажением, придавая большее значение однимчастям своего опыта и принижая значение других частей. Искажение -- этопроцесс создания смысла и определения ценностей того, что с нами происходит.Без этого у нас был бы скучный серый мир фактов и цифр. Искажение -- этооснова для творчества и искусства. Оно также является основой дляподозрительности, паранойи и непонимания. Используя этот процесс, мы придаемопределенный смысл нашим симптомам- Например, один человек может обвинятьдругого в том, что тот заразил его простудой, несмотря на тот факт, что онтысячи раз в своей жизни вступал в контакт с простуженными людьми, неподхватив при этом никакой болезни. В-третьих, мы, занимаемся обобщением своего опыта, выводя правила изнебольшого числа случаев. Мы учимся, делая обобщения. Например, мы учимсясчитать, ухватывая законы арифметики на небольшом количестве задач.Убеждения -- тоже обобщения. Умение обобщать имеет огромное значение: мысталкиваемся с неизвестным, опираясь на то, что мы знаем. Проблема возникаетлишь тогда, когда мы выбираем неподходящий пример для обобщения или остаемсязакрытыми для нового опыта. Например, если один человек обманул нас, то былобы глупо делать обобщение и предполагать, что все люди мошенники. Все мы занимаемся упущениями, искажениями и обобщениями. Но, как и вслучае с репрезентативными системами, люди имеют склонность кпредпочтительному использованию одного из этих процессов в ущерб другим, такчто одни больше упускают, вторые в большей степени искажают, а третьи чащеобобщают. Все три процесса являются полезными, но то, как мы используем их,может привести к неприятностям. Люди, упускающие из виду большое количество информации, могут оказатьсянечувствительными к своему организму. Не обращая внимания на боль идискомфорт, они могут зайти слишком далеко, игнорируя те предупредительныесигналы, которые подает им их организм. Они могут также игнорироватьинформацию о том, как чувствуют себя другие. Те же, кто чаще занимаетсяискажением, могут оказаться слишком озабоченными собственными чувствами,вплоть до ипохондрии. Они часто бывают очень чувствительными к другим,вкладывая свой смысл в то, что они говорят или делают. Склонные к обобщениюмогут оказаться весьма негибкими, следуя определенным правилам поведения иожидая того же от других. Они могут пытаться применить вчерашнее решение ксегодняшней проблеме и с трудом справиться с изменениями.

Наши рекомендации