Честная злоба и злоба лживая
Всем нам известно, как ведет себя озлобленный человек. Лишь общественное осуждение принуждает его держаться в рамках приличия, обуздывая свой норов. Подавляемая злоба теряет остроту и ясность, ее губительная сила становится медленной и коварной.
Чем больше человек склонен приравнивать откровенность к невоспитанности, а сдержанность считать интеллигентностью, тем больше его злоба за внешним фасадом порядочности перерастает в презрение.
Сравните двух женщин. Рассказываю обеим о главных жизненных задачах женщины и мужчины.
Первая, недолго думая, выпаливает: "Нет уж! Такого мужчину любить нельзя! Пропойца и лодырь. Если бы он не пил, то все было бы в порядке". Тогда я перечисляю положительные стороны ее мужа, она соглашается и как бы уже не хочет отказываться от мужа. Нужно ей лишь одно - чтобы муж был порядочным человеком. У этой женщины желчнокаменная болезнь. И время от времени появляется некое странное заболевание кожи, которое проходит само по себе и которое врачи считают аллергией.
Муж у нее весельчак, который время от времени ударяется в запои, после чего с головой уходит в недоделанные дела: на работе его ценят. (В этот период у женщины временно проходит кожная болезнь.) Приказы жены он воспринимает в штыки, хотя впоследствии их исполняет. Женщину сильно раздражает то, что он обзывает ее глупой и в ответ на ее нравоучения велит ей вязать носки. Муж говорит правду, но жена ему не верит, поскольку современная женщина хочет отмахнуться от кухни и рукоделия, не понимая, что тем самым она губит свою женственность. Вместо разумного подхода к домашним делам современная женщина хочет освободиться от кухни, так как в борьбе за выживание пища потеряла свое значение. Зато детям и внукам в мечтах рисуется образ доброй матери и бабушки, которая пахнет пирогами и готовит так, что пальчики оближешь.
Вторая женщина с налетом презрения спрашивает: "Скажите, как можно любить такого человека? Ведь он этого не стоит. Я терплю его только из жалости и потому, что он - отец моих детей. Мы должны помогать дочери и ее семье, у нее больной от рождения ребенок". Эта женщина больна раком груди.
Ее муж - беспомощный, покорный, немногословный человек, с потухшим взором, который хоть и делает все по указке жены, но стоит ему добраться до бутылки, как его уже не остановишь. Если бутылку не отобрать силой, то сам он ни за что не прекратит. По мнению жены, муж не ценит ее, хотя все вокруг ее уважают. Из жалости к этому жалкому человеку женщина говорит, что сама вышла за него замуж, однако не хочет признать, что жизнь свела ее именно с ним, а не с кем-либо другим, потому что ей был нужен именно такой жизненный урок. Она видит, что всего в жизни добилась сама, без поддержки со стороны мужа. Но успехи ее не радуют. Ее мысли постоянно вертятся вокруг никчемного мужа, поскольку ей больно оттого, что муж позорит ее своей бесхребетностью.
Обе женщины вместо любви одаривают мужа злобой. У первой злоба шумная, открытая; у второй презрительная, чтобы не унизиться самой до неприглядной ругани.
Первой женщине легко освободиться от своей злобы, так как она сразу признает свои ошибки и умеет ценить положительные качества мужа. Она еще помнит, как выходила замуж за симпатичного парня, и поначалу все складывалось хорошо. Она не хочет выставить себя в лучшем свете, по сравнению с мужем, а хочет наладить свою жизнь. Мужа она продолжает считать главой семьи. Она не представляла себе, что повинна в падении мужа, и соглашается немедленно освободить свою злобу, если от этого изменится муж, а она сама избавится от камней в желчном пузыре. На первых порах она не может освободиться полностью от упрямства, ибо привыкла к тому, что жизнь - это непременно борьба, где кто-то побеждает, а кто-то оказывается побежденным. Ей даже интересно знать, какова она, правильная любовь.
Со второй женщиной проблема гораздо сложнее, поскольку у презрения корни тонкие, разветвленные. На это указывает и ее болезнь. Она не открывается с радостью учению о прощении, так как не ощущает его в себе. Эта женщина не замечает, что она относится с легким презрением ко всему, что вызывает у нее непонимание и что выходит за пределы материалистических представлений. При виде выражения холодного презрения на ее лице иных пробирает озноб, а у кого-то начинают чесаться кулаки. И если ей приходится поплатиться за свое презрение к другим, то она все равно будет считать себя непогрешимой. Но жизненные законы не станут интересоваться ее мнением, они лишь преподносят уроки.
Презрение растет медленно. Тело пытается помочь человеку очиститься и выводит презрение наружу в виде температуры. Человек именует это простудой, вирусным заболеванием и продолжает жить во мраке. Чем больше человек хочет возвыситься над трудностями и другими людьми, тем меньше смысла в появлении у него температуры. Столь пошлый, примитивный урок ему ни к чему. Он достоин большего.