Основное содержание занятий
«Закончи предложение».Ведущий говорит о том, что человек не всегда радуется, иногда ему может быть и очень грустно. Далее дети заканчивают предложение:
«Ребенку грустно, когда,..» «Учительнице грустно, когда...» «Маме грустно, когда...»
«Грустные ситуации».Дети вспоминают и рассказывают ситуации в школе, когда им было очень грустно. Ведущий старается помочь им осознать, как они действуют в грустной ситуации: плачут, обижаются, злятся или как-то еще.
«Котенок загрустил».Дети по очереди играют роль котенка, который загрустил, а остальные разными способами стараются его утешить.
Работа со сказкой.Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
Сказка про котенка Ваську (К. Ступницкая)
Жил-был котенок Васька, и был он большим хулиганом. Оставит мама-кошка вязанье на столе, Васька схватит клубок, весь его размотает, всю мебель в комнате опутает. Варит мама суп, Васька залезет в кастрюлю лапой, мясо выловит и утащит куда-нибудь, даже не съест, а так бросит. Или просто ходит, своих братьев-сестер задирает, а те обижаются, плачут.
Попадало Ваське за его шалости, но он ничего поделать с собой не мог, все равно безобразничал. Да и что ему еще оставалось, скучно ему было. Папа почти все время проводил на охоте, мама по хозяйству возилась, а братья-сестры (их у него было целых шесть) Ваську не любили (так ему казалось). Вот он и хулиганил, чтобы как-то развлечься.
Однажды Васька сильно провинился. Бегал он по комнате за мухой, да так заигрался, что не заметил, как смахнул с полки дедушкин портрет, тот упал, и стекло в рамочке разбилось. Очень рассердились на Ваську родители, без ужина оставили, выставили на крыльцо «думать над своим поведением».
Сидит Васька один на крыльце, грустно ему, есть хочется. Обидно — не хотел он портрет разбивать. Решил Васька пойти побродить. Недалеко от их дома был скотный двор, зашел Васька туда. Там теплее было и светлее. Идет Васька по двору, видит, сидит курица, а вокруг нее цыплята. Она кудахчет ласково, перышки им клювом чистит, крылом укрывает. И тут совсем Ваське грустно стало: вспомнил он свою маму. Та уже давно Ваську не ласкала, все больше ругалась, а если не ругалась, то казалось, и вовсе не замечала. Сел Васька в углу и заплакал.
В это время пришла из поля во двор корова Буренка. Увидела Ваську и спрашивает его:
Что ты, Васька, тут делаешь? Почему плачешь?
Выгнали меня — портрет дедушкин разбил. А плачу, потому что грустно.
Эх, Васька, что ж ты такой хулиган?
Да не хотел я его разбивать, случайно вышло, — ответил Васька. Усы его от слез совсем повисли.
Жалко стало Буренке Ваську.
Хочешь молока? — предложила она. Напоив Ваську молоком, Буренка спросила:
Ну, расскажи мне, отчего тебе грустно. Васька всхлипнул и ответил:
Вон мама-курица как своих цыплят любит: перышки им чистит, под крылом греет. А моя мама совсем меня не любит,не натворю чего, так и вовсе не заметит.
Ну что ты, Васька? Конечно, она тебя любит! А не ласкает тебя потому, что некогда ей — дел-то вон сколько, вас у нее семеро. Ты бы, чем шалить, лучше бы помог ей, вот увидишь,как она обрадуется!
Васька посмотрел на Буренку недоверчиво, но плакать перестал.
— Ступай теперь домой, тебя уж, наверное, ищут.
Пришел Васька домой, его действительно искали.
Тяжелый день был у Васьки, он быстро заснул. Проснувшись на следующее утро, он вспомнил слова Буренки. Решил помочь маме. Пришел на кухню, спросил, что сделать. Мама-кошка удивилась, но поручение Ваське дала — отправила за молоком к Буренке. Потом попросила шишки для самовара собрать. После обеда — посуду помыть. За ужином мама рассказала папе-коту, как Васька ей помогал, тот удивился и похвалил Ваську.
Устал Васька за день, лег спать, и когда он почти^уже заснул, подошла к его кроватке мама и сказала:
— Спасибо, тебе, Васька, за то, что так помог мне сегодня!
Помурлыкала немного и даже лизнула Ваську.