Первый этап - сбор информации

Уход является квалифицированным в том случае, если он отвечает трем необходимым требованиям:

- научность;

- системность;

- индивидуальность.

Очевидно, что для реализации этих требований медсестра должна яс­но представлять себе пациента во всем своеобразии его личностной, жи­тейской, клинической и социальной ситуации,

Источники информации о пациенте у медсестры те же, что и у врача:

- расспрос пациента;

- физическое исследование пациента по органам и системам;

- знакомство с медицинской историей болезни;

- беседа с врачом;

- беседа с родственниками пациента;

- чтение медицинской литературы и специальной литературы по уходу.

Встает вопрос - почему медсестра не может воспользоваться данными врачебного осмотра, то есть почерпнуть все необходимые ей для органи­зации ухода сведения из медицинской истории болезни? Дело в том, что сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как врач и медсестра в своей работе преследуют различ­ные цели.

Задача врача - поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач исследует пациента для того, чтобы выявить нарушения функций внутренних органов и систем и установить их причины. Например: причи­ной острой боли в животе служит воспаление червеобразного отростка слепой кишки, необходима срочная операция для его удаления.

Задача медсестры - обеспечить пациенту максимальный комфорт, в пределах своей сестринской компетенции постараться облегчить его со­стояние. Поэтому для медсестры важны не столько причины нарушения функций различных органов и систем (инфекция, опухоли, аллергия и так далее), сколько внешние проявления заболевания как результат глубокого нарушения функций организма и основная причина дискомфорта.

Такими внешними проявлениями наличия патологического процесса в организме могут являться, например: одышка, кашель с мокротой, отеки, чувство тревоги, нарушенный сон.

Поскольку медсестра и врач преследуют разные цели, следовательно, и информация, которую они собирают при обследовании пациента, долж­на существенно отличаться.

Какого же рода информация необходима медсестре для организации качественного ухода за пациентом?

Запомните!

В основе сестринского обследования лежит учение о человеческих потребностях

Потребность - это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.

Существует несколько классификаций потребностей. Согласно клас­сификации американского психолога А.Маслоу, каждый человек имеет 14 •жизненно важных потребностей:

ДЫШАТЬ

ЕСТЬ

ПИТЬ

ВЫДЕЛЯТЬ

ДВИГАТЬСЯ

БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ)

ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА

СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ

ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ

БЫТЬ ЧИСТЫМ

ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ

ОБЩАТЬСЯ

ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

РАБОТАТЬ

ИГРАТЬ И УЧИТЬСЯ

Любое заболевание, то есть наличие в организме патологического процесса, сопровождается нарушением функций различных органов и си­стем. Сестра, в силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешние проявления. Нарушение функций внешне про­являет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей. Например, воспаление легких приводит к нарушению функций дыхатель­ной системы и нарушению удовлетворения потребности ДЫШАТЬ. Паци­ент ощущает нарушение удовлетворения потребностей как дискомфорт, что и служит поводом для обращения за медицинской помощью.

Поскольку конечная цель работы сестры - комфорт ее пациента, по­стольку для устранения возникшего дискомфорта она обязана выяснить его причины - другими словами, оценить по специальной методике сест­ринского обследования, которая отражена в сестринской истории болезни, эффективность удовлетворения потребностей.

Таким образом, сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным.

Использование 14 последовательных ступеней иерархии Маслоу по­зволяет добиться системности сестринского обследования, делает его все­сторонним и полным, составляя как бы организационную рамку сестрин­ского обследования.

Первый этап сестринского процесса заканчивается определением на­рушения удовлетворения основных человеческих потребностей. После точной документации всех собранных данных в сестринской истории бо­лезни медсестра в перечне потребностей отмечает те из них, удовлетворе­ние которых пострадало в данном случае.

Документация к осуществлению сестринского процесса - это своеоб­разный научный протокол самостоятельной профессиональной деятель­ности медсестры, отражающий все 5 этапов сестринского процесса. Ино­гда ее называют сестринской историей болезни.

Сестринская история болезни - зеркало квалификации и уровня мышления медицинской сестры

Наши рекомендации