Первый этап - сбор информации
Уход является квалифицированным в том случае, если он отвечает трем необходимым требованиям:
- научность;
- системность;
- индивидуальность.
Очевидно, что для реализации этих требований медсестра должна ясно представлять себе пациента во всем своеобразии его личностной, житейской, клинической и социальной ситуации,
Источники информации о пациенте у медсестры те же, что и у врача:
- расспрос пациента;
- физическое исследование пациента по органам и системам;
- знакомство с медицинской историей болезни;
- беседа с врачом;
- беседа с родственниками пациента;
- чтение медицинской литературы и специальной литературы по уходу.
Встает вопрос - почему медсестра не может воспользоваться данными врачебного осмотра, то есть почерпнуть все необходимые ей для организации ухода сведения из медицинской истории болезни? Дело в том, что сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как врач и медсестра в своей работе преследуют различные цели.
Задача врача - поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач исследует пациента для того, чтобы выявить нарушения функций внутренних органов и систем и установить их причины. Например: причиной острой боли в животе служит воспаление червеобразного отростка слепой кишки, необходима срочная операция для его удаления.
Задача медсестры - обеспечить пациенту максимальный комфорт, в пределах своей сестринской компетенции постараться облегчить его состояние. Поэтому для медсестры важны не столько причины нарушения функций различных органов и систем (инфекция, опухоли, аллергия и так далее), сколько внешние проявления заболевания как результат глубокого нарушения функций организма и основная причина дискомфорта.
Такими внешними проявлениями наличия патологического процесса в организме могут являться, например: одышка, кашель с мокротой, отеки, чувство тревоги, нарушенный сон.
Поскольку медсестра и врач преследуют разные цели, следовательно, и информация, которую они собирают при обследовании пациента, должна существенно отличаться.
Какого же рода информация необходима медсестре для организации качественного ухода за пациентом?
Запомните!
В основе сестринского обследования лежит учение о человеческих потребностях
Потребность - это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.
Существует несколько классификаций потребностей. Согласно классификации американского психолога А.Маслоу, каждый человек имеет 14 •жизненно важных потребностей:
ДЫШАТЬ
ЕСТЬ
ПИТЬ
ВЫДЕЛЯТЬ
ДВИГАТЬСЯ
БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ)
ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА
СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ
ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ
БЫТЬ ЧИСТЫМ
ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ
ОБЩАТЬСЯ
ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
РАБОТАТЬ
ИГРАТЬ И УЧИТЬСЯ
Любое заболевание, то есть наличие в организме патологического процесса, сопровождается нарушением функций различных органов и систем. Сестра, в силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешние проявления. Нарушение функций внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей. Например, воспаление легких приводит к нарушению функций дыхательной системы и нарушению удовлетворения потребности ДЫШАТЬ. Пациент ощущает нарушение удовлетворения потребностей как дискомфорт, что и служит поводом для обращения за медицинской помощью.
Поскольку конечная цель работы сестры - комфорт ее пациента, постольку для устранения возникшего дискомфорта она обязана выяснить его причины - другими словами, оценить по специальной методике сестринского обследования, которая отражена в сестринской истории болезни, эффективность удовлетворения потребностей.
Таким образом, сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным.
Использование 14 последовательных ступеней иерархии Маслоу позволяет добиться системности сестринского обследования, делает его всесторонним и полным, составляя как бы организационную рамку сестринского обследования.
Первый этап сестринского процесса заканчивается определением нарушения удовлетворения основных человеческих потребностей. После точной документации всех собранных данных в сестринской истории болезни медсестра в перечне потребностей отмечает те из них, удовлетворение которых пострадало в данном случае.
Документация к осуществлению сестринского процесса - это своеобразный научный протокол самостоятельной профессиональной деятельности медсестры, отражающий все 5 этапов сестринского процесса. Иногда ее называют сестринской историей болезни.
Сестринская история болезни - зеркало квалификации и уровня мышления медицинской сестры