Виды аускультации, их преимущества и недостатки.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со студентами
III курса
по пропедевтике внутренних болезней
Тема: Аускультация как метод исследования: виды, правила.
Аускультация легких.
Время: 3 часа
Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний.
Цель занятия.
Познакомиться с видами аускультации легких. Научиться правилам, технике и методике аускультации легких, приобрести навыки выявления и оценки основных и добавочных дыхательных шумов.
Мотивация для усвоения темы.
Основоположник современной аускультации, великий французский врач Р. Лаэннек (1781-1826) предложил для выслушивания стетоскоп и разработал основы аускультации настолько полно, что за последующие годы к ним мало что пришлось добавить. Несмотря на почти 200 летнюю историю этого метода исследования, аускультация абсолютно не утратила своего значения. И если выслушивание тонов и шумов сердца дополнилось инструментальными методами исследования (фонокардиография), то аускультация легких до сих пор сохраняет свое первостепенное значение в клинической диагностике большинства заболеваний бронхолегочной системы.
Требования к исходному уровню знаний
Студент должен знать.
1. Понятие об аускультации как о методе исследования больного.
2. Физическое обоснование аускультации.
3. Методику аускультации легких.
4. Виды дыхательных шумов (главные и добавочные) и их диагностическое значение.
5. Понятие, методику проведения и диагностическое значение бронхофонии.
Студент должен уметь.
1. Проводить аускультацию легких.
2. Определять и оценивать основные и добавочные дыхательные шумы.
3. Проводить исследование бронхофонии.
Контрольные вопросы из смежных дисциплин.
1. Закон Бернулли.
2. Физические основы звука.
3. Анатомия и гистология верхних и нижних дыхательных путей. Доли и сегменты легких. Структурно-функциональная единица легких.
4. Нормальная физиология системы органов дыхания.
5. Анатомические и гистологические особенности строения плевры.
Контрольные вопросы по теме занятия.
1.Что такое аускультация?
2.Виды аускультации, их преимущества и недостатки.
3.Физические основы аускультации.
4.Общие правила аускультации. Правила и техника аускультации легких.
5.Классификация дыхательных шумов.
6.Механизм возникновения везикулярного дыхания и его характеристика в норме.
7.Количественные и качественные изменения везикулярного дыхания, их диагностическая значимость.
8.Что такое бронхиальное дыхание? Где оно выслушивается в норме?
9.Патологическое бронхиальное дыхание. Причины возникновения, виды, диагностическое значение.
10.Смешанное дыхание: причины возникновения, диагностическое значение.
11.Что такое добавочные дыхательные шумы?
12.Что такое хрипы, как они классифицируются?
13.Причины и механизм возникновения сухих хрипов.
14.Причины и механизм возникновения влажных хрипов.
15.Диагностическое значение выявления хрипов.
16.Что такое крепитация? Механизм ее возникновения и отличия от влажных хрипов.
17.Шум трения плевры и механизм его возникновения, отличительные особенности.
18.Специфические аускультативные феномены, выявляемые при гидропневмотораксе.
19.Что такое бронхофония? Методика ее выявления и диагностическое значение.
Практическая часть занятия.
1. Методика аускультация легких (см. в ходе занятитя, п.4).
2. Методика исследования бронхофонии (см. в ходе занятия, п.19).
Ход занятия.
В ходе занятия отрабатываются практические навыки (п.4), обсуждаются основные контрольные вопросы по теме занятия.
1. Что такое аускультация?
Аускультация – это метод исследований, заключающийся в выслушивании звуковых явлений, возникающих в организме в результате колебаний тех или других элементов его, и в суждении по характеру звука о физическом состоянии организма.
Виды аускультации, их преимущества и недостатки.
1. Непосредственная аускультация (производится путем прикладывания уха к больному).
2. Посредственная аускультация (производится при помощи стетоскопа или фонендоскопа).
Достоинствами непосредственной аускультации являются:
- позволяет выслушивать более слабые и высокие звуки;
- позволяет выслушивать сразу большую площадь тела;
- выслушиваются естественные звуки;
- врач получает осязательные ощущения (это важно при выслушивании непостоянных тонов сердца – III, IV).
Недостатками непосредственной аускультации являются:
- трудность в локализации звуков, особенно при выслушивании сердца;
- невозможность выслушивания ряда областей грудной клетки (надключичные и подмышечные области), шеи;
- негигиеничность.
Достоинствами посредственной аускультации являются:
- гигиеничность;
- удобство для больного и врача;
- возможность локализовать место возникновения звуков;
- возможность выслушивать зоны, недоступные непосредственному методу;
- гибкий стетоскоп позволяет выслушивать больного при любом положении его тела;
- удобство при исследовании детей раннего возраста, тяжелых и обездвиженных больных;
- усиление звука.
Недостатками посредственной аускультации являются:
- искажение звука (необходимо пользоваться одним стетоскопом, врач к нему привязан);
- большое количество дополнительных шумов, обусловленных применением стетофонендоскопа.