СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2. ТИПОВЫЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Актуальность темы:Голодание, как типичный патологический процесс, является частой формой патологии, что обусловлено как внешними факторами
Тема 11. Голодание.
Актуальность темы:Голодание, как типичный патологический процесс, является частой формой патологии, что обусловлено как внешними факторами, так и патологией системы пищеварения, патологией обмена веществ и его регуляции. Вместе с тем, полное голодание встречается довольно редко, значительно чаще встречается неполное голодание, еще чаще - частичное (качественное) голодание. Последствия этих различных форм голодания является неодинаковыми. Вместе с тем, голодание можно использовать и для профилактики и лечения заболеваний - лечебное голодание.
Цель занятия:Дать определение основных видов голодания: полного, неполного, частичного. Знать этиологию основных видов голодания, особенности их течения (изменения основного обмена, обмена веществ, функций организма) и последствия. Выяснить значение факторов, влияющих на резистентность организма к голоданию.
Задачи:
1. Изучить причины и условия возникновения различных видов голодания.
2. Изучить патогенез основных форм голодания и последствия.
3. Понятие о лечебном голодании.
Необходимые базовые знания и умения:
Обмен веществ и его составляющие факторы.
Регуляция обмена веществ.
Значение обмена веществ для змереження гомеостаза организма и его функций.
Основные вопросы темы:
1. Определение понятия и виды голодания.
2. Нарушения основного обмена и обмена веществ в отдельные периоды полного голодувавння с водой.
3. Изменения функций организма при полном голодании.
4. Этиология и патофизиологические особенности неполного голодания.
5. Виды, этиология, патогенез частичного (качественного) голодание.
6. Белково-калорийная недостаточность, ее формы и причины.
7. Понятие о лечебном голодании.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Внешние и внутренние причины голодания........................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
2. Факторы, влияющие на продолжительность и резистентность организма к голоданию...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
3.Заполнить структуро-логическую схему:
Тестовый контроль.Проверка уровня подготовки к занятию с помощью тестов выполняется в компьютерном классе.
Ситуационные задачи
Задача № 1.Пациент находится 7-й день полного лечебного голодания с водой. Уровень глюкозы в крови равен 3,1 ммоль/л, концентрация кетоновых тел в перечне на ацетон - 95 мг/л (норма 20-40 мг/л), рН крови - 7,30.
1.какой период голодания пациент проходит?
2. Почему изменен показатель концентрации Н+ ионов?
3. Какой дыхательный коэффициент следует ожидать у пациента?
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
Задача № 2. Родители мальчика четырех лет обратились к врачу-окулисту, что ребенок в последнее время стала хуже видеть, особенно в сумерках. Выяснено, что некоторое время назад ребенок тяжело переболел корью. Выявлено подсыхания коньюктивы и роговицы.
1. С дефицитом какого вещества связано заболевание ребенка?
2. К какому виду голодание относится этот дефицит?
3. Имеет ли болезнь корью отношение к этой болезни ребенка?...........................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
Рекомендуемая литература.
Основная:
1. Патологическая физиология: учебник / Под ред. Н.Н. Зайко и Ю.В.Быця. –К.: Медицина, -2008. –С. 302-314.
2. Патологическая физиология / Под ред. М.Н. Зайко, Ю.В. Быця. –К: Высшая школа. –1995. – С. 325-337.
Дополнительная:
1. Атаман А.В. Патологическая физиология в вопросах и ответах: Учебное пособие- Винница.-Нова книга. –2007.- С. 162-165
2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник. - 3-е изд.– М.: ГЭОТАР-МЕД., - 2006. –Т.1. – С. 301-311.
Оценка_____________ Подпись преподавателя _____________
Дата «____» _______________ 20__ р. Подпись студента____________
МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ