Сказание о двенадцати пятницах
В течение многих столетий у нашего народа существовала вера в то, что если в определенные дни, имеется в виду пятница, не принимать пищи, то есть поститься, пить только воду, то такой человек будет сохранен от многих неприятностей в жизни.
Первая пятница – на первой неделе Великого поста – человек убережется от напрасной смерти.
Вторая пятница – перед Благовещением – человек избежит напрасного убийства.
Третья пятница – на Страстной неделе – человек будет защищен от острого меча и кровопролития.
Четвертая пятница – на Вознесение Господне – от потопления в воде человек сохранен будет.
Пятая пятница – Святодуховская неделя – от плена, боли, лихорадки сохранен будет.
Шестая пятница – неделя перед Петром и Павлом – от грома, огня и пожара сохранен будет.
Седьмая пятница – неделя перед Спасом – сохранен будет от грехов, бедности, разбойников.
Восьмая пятница – перед усекновением главы Иоанна Крестителя – сохранен будет от печали, бедности, от врагов и меча.
Девятая пятница – перед Воздвижением – от головной и зубной боли, охрана в дороге.
Десятая пятница – перед Архистратигом Михаилом – от дикого зверя сохранен будет.
Одиннадцатая пятница – перед Рождеством Христовым: от замерзания на холоде будет сохранен.
Двенадцатая пятница – перед Богоявлением Господним – будет охранен от ветров и лютых морозов.
Немного истории…
Датой сотворения мира Богом христиане считают 1 марта 5508 года до Рождества Христова. Значит, в 2000 году исполнится 7508 лет от сотворения мира.
До 1492 года на Руси год начинался 1 марта. После – c l сентября. С 1700 года по указу Петра I начало года было перенесено на 1 января. В 46 году до нашей эры Юлием Цезарем был введен Юлианский календарь, считавшийся долгое время основным в христианских странах. Именно он дает нам летоисчисление по старому стилю, сохранившемуся в православной церкви до сего дня. С 14 февраля 1918 года мы живем по Григорианскому календарю, введенному папой Григорием XIII в 1582 году. Это – календарь нового стиля. Разница между старым и новым стилем составляла в XIX веке – 12 суток, в XX веке – 13 суток, она же сохранится в течение всего XXI столетия.
В русском православии началом церковного новолетия считается 1 сентября по старому стилю. Как перевести эту дату на новый стиль, на общегражданский календарь? Надо прибавить к ней 13 суток. Например, Благовещение по старому стилю – 25 марта, прибавляем к этой дате 13 дней, получаем Благовещение по новому стилю – 7 апреля.
Пасхалия
По этой таблице определяются переходящие праздники, связанные с Пасхой. Так, Вход Господень в Иерусалим празднуется за семь дней до Пасхи, в воскресенье; Вознесение – в 40-й день по Пасхе, всегда в четверг; Пятидесятница (день Святой Троицы) – в 50-й день по Пасхе, в воскресенье.
Среда и пятница
Некая благочестивая женщина строго соблюдала среду и пятницу – не вкушала в эти дни пищу и не пила воду. Когда же пришла старость, и жить ей – одинокой – стало тяжело, решила она продать свою единственную ценность – корову…
Возвращаясь домой затемно, она остановилась в соседней деревне переночевать. Хозяева выведали у нее, откуда идет, и за сколько продала корову. И пришла им злая мысль – убить старушку, а деньги забрать…
Настала полночь, они уже готовы были приступить к делу, как вдруг в окно постучали. Хозяин распахнул ставни: «Кто там?!»
Видит, стоят двое юношей, требуют открыть дверь:
– Выпустите мать!
– Да никакой матери нет здесь!
– Выпустите! – говорят они снова и очень строго. – Бабушка, выходи, мы не хотим, чтобы тебе причинили зло!
Пришлось хозяевам выпустить старушку. Юноши взяли ее под руки и отвели в деревню прямо к дому, сказав на прощание: «Знай, что в том доме тебя хотели убить и забрать деньги. Оставайся же с Богом».
Старушка упала им в ноги: «Скажите, сыночки, как звать вас, буду за вас молиться».
Один говорит: «Мое имя Пятница», а другой: «Мое имя Среда».
Господь послал двух Ангелов, и они спасли старушку, так как никакое доброе дело не бывает забыто Богом и еще при этой жизни принесет награду.
Если вы хотите, чтобы молитва ваша долетела к Богу, то дайте ей два крыла – милостыню и пост.
Нарушителям постов
Нынешние миролюбцы и плотоугодники ни против одного из постановлений Церкви так не восстают, как против постановления о постах. «К чему посты?» – кричат они. – «Без питательной пищи и здоровье теряется, и разум помрачается и молиться мы не можем, и раздражаемся от них и т. п.» Кричат так они, и выход, по их мнению, как будто пост действительно есть зло, и нарушать его нисколько не предосудительно и даже должно. Но на самом деле они жестоко ошибаются; ибо пост не только не вредит здоровью, но поправляет его; не только не помрачает разум, но просветляет его.
Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, отводил иудеев в плен в Вавилон, то вздумал взять для воспитания при своем дворе несколько детей из лучших семейств еврейских. Между этими детьми были двенадцатилетний отрок Даниил и три его товарища: Анания, Азария и Мисаил. Получая обильную, но запрещенную законом Моисеевым пищу с царского стола, они не захотели оскверняться ею и просили поставленного над ними приставника, чтобы он давал им в пищу только овощи и воду. Приставник сначала в просьбе им отказал, сказав: «Боюсь царя: если он увидит вас изнуренными, тогда лишит меня жизни». На это Даниил отвечал: «Сделай над нами опыт в продолжение десяти дней; и если после сего времени отроки, вкушающие царскую пищу, окажутся полнее нас, то откажи нам в нашей просьбе, в противном же случае исполни ее». Приставник согласился, и что же? По окончании срока явишася лица их блага и крепка плотию паче отроков, ядущих от трапезы царской (Дан. 1, 15). Это было до Рождества Христова. Обратимся к временам новозаветным. Макарий Александрийский в св. Четыредесятницу вкушал однажды в неделю и прожил сто лет. Св. Симеон столпник в св. Четыредесятницу ничего не вкушал и прожил сто три года. Преподобный Анфим тоже Великий пост проводил без пищи и прожил сто десять лет. А некоторые жили и еще дольше, например Павел Фивейский – сто тринадцать, а Алипий столпник сто восемнадцать лет. Ясно, значит, что пост не только не вредит здоровью, но и укрепляет его.
Что же касается мнения, будто от поста разум помрачается, то оно еще неосновательнее первого. Упомянутые Даниил и его товарици держали пост три года и в это время учились. Умалился ли же разум их. Например, даде им Бог, сказано, смысл и мудрость во всяцей книжней премудрости (Дан. 1, 17). И когда по окончании срока воспитания они приведены были к царю, то беседова с ними царь: и не обретошася от всех их подобии Даниилу и Анании и Азарии и Мисаилу; и сташа пред царем, и во всяком глаголе премудрости и умения, о нихже вопрошаше от них царь, обрете я десятирицею паче всех обаятелей и волхвов, сущих во всем царстве его (19–20).
Перейдем теперь опять к временам новозаветным. Макарий Египетский, великий постник, совсем не был учен; между тем сочинения его отличаются глубоким познанием богословия, души человеческой и природы видимой. Антоний Великий учился только по книге природы и посрамил надменных своею ученостию философов. Апостолы, тоже люди неученые, но имевшие обыкновение налагать на себя пост пред выходом на проповедь, не раз также посрамляли мудрых мира сего и покорили Христу целые народы и царства. А сам Он, наконец? И Он также, вступая в общественное служение, постился дней четыредесять и ночей четыредесять. Нечего после сего распространяться в доказательствах о пользе поста и в опровержениях доводов касательно вреда его. Сластолюбцев, которые стали плотию и кровию, пожалуй, не убедишь ничем. Истинные же последователи Христовы, выну распинающие плоть свою со страстями и похотями, останутся, должно думать, верными уставам Церкви и без доказательств, и в каких бы то ни было представлениях пользы поста не нуждаются.
Будем подражать последним и бегать суемудрия первых. Пусть и на самом деле тело нашe от поста ослабеет. Что за дело? Христианин не о полноте и красоте тела должен заботиться, а об обновлении и украшении души; а она и обновляется, и укрепляется только тогда, когда тело подчиним ей. …Но если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Аминь.
Постные блюда
В предлагаемых вашему вниманию рецептах найдется много простых в приготовлении, недорогих и вкусных блюд, которые станут, возможно, для вас небольшим «утешением» в посте.
Салаты, закуски
Никакие продукты животного происхождения не заменят нам овощей и фруктов, которые содержат необходимые каждому человеку витамины, микроэлементы и минеральные вещества, поэтому салаты, винегреты и другие закуски очень полезны, если овощи для них приготовлены правильно.
Несколько советов для приготовления салата:
Все овощи вымыть холодной водой и отварить, не снимая кожицы, под крышкой.
Сырые очищенные овощи не следует долго держать в воде, т. к. при этом теряются витамины.
Нашинкованный лук нужно обдать кипятком, чтобы он имел более нежный вкус.
Готовить салаты нужно перед подачей, а украсив готовое блюдо зеленью, оливками, колечками лука, красивыми ломтиками помидора или огурца, мы порадуем наших близких.
Маринованная свекла
Отварить свеклу, очистить и нарезать на ломтики. Залить маринадом – в 0,5 л воды добавить соль, тмин, немного сахара, уксус и наструганный хрен. Поставить в холодильник на сутки. Вынуть из маринада, нарезать толстой соломкой и подавать как гарнир на листьях зеленого салата к вареной картошке.
1 свекла, соль, тмин, уксус, сахар, хрен.