Значение слухового анализатора в формировании психических процессов.
Нормальное функционирование слухового анализатора имеет огромное значение для развития всех психических функций ребёнка, поскольку слуховой канал является одним из основных источников получения сведений об окружающем мире. Трудно переоценить роль устной речи как универсального средства общения, познания окружающего мира. Известно, что в жизни человеческого общества языку как средству общения принадлежит ведущая роль. Общение – одна из наиболее значительных сторон взаимодействия людей в процессе их деятельности. Оно имеет прежде всего социальную природу. Для осуществления полноценного общения необходима способность собеседников к обмену информацией. Основная роль в общении отводится устной речи. Особенно велика роль устного слова в процессе развития мышления ребёнка, становления его личности. Овладение словом Л.С. Выготский называл "речевым и интеллектуальным феноменом".
Устная речь с самого начала формируется как средство коммуникации, так как дети обучаются общению с окружающими в устной форме. В процессе овладения общением они овладевают лексикой, грамматикой языка. Отсутствие слуха побуждает проводить специальную работу в направлении обучения восприятию устной речи и развитию навыка произношения .
развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи происходит в единстве.
Нарушения слухового анализатора, особенно полное врожденное отсутствие слуха, крайне неблагоприятно отражаются на психосоматическом развитии ребенка. Для полноценного овладения ребенком речью как средством общения и познания окружающего необходима высокая степень сохранности слуха. Овладение значениями слов, различение их по звуковому составу требует слуха, позволяющего слышать с достаточной четкостью каждое обращенное к нему слово, чтобы ребенок мог не только понять его, но и пытался повторить вслед за окружающими. Если ребенок не слышит речевые звуки с достаточной отчетливостью и постоянством, повторяющиеся слова могут каждый раз казаться ему иными, поэтому он не связывает их с теми предметами, которые они обозначают, и, следовательно, не усваивает их значения.
Значительно труднее ребенку с неполноценным слухом научиться произношению звуков и слов. В норме ребенок усваивает произношение по подражанию на основе слуха. Сравнивая свое произношение с произношением окружающих, пользуясь слуховым контролем, ребенок постепенно достигает тех артикуляционных движений, которые требуются для реализации определенного звукового комплекса, исправляет свое дефектное произношение. Это оказывается невозможным при неполноценном слухе, а, следовательно, и достаточное накопление словарного запаса и овладение грамматическим строем речи. У детей с недостатками слуха слуховые представления или отсутствуют, или носят фрагментарный нестойкий характер, речь не может развиваться спонтанно, они не в состоянии овладеть ею самостоятельно, без специальной помощи.
На фоне снижения слухового восприятия и слуховых ощущений у детей с нарушением слуховой функции также развиваются и обостряются зрительные, двигательные, тактильно-вибрационные ощущения, проявляются специфические особенности в формировании таких психических процессов, как память, мышление, речь. При этом в связи с отсутствием звуковой речи у детей развиваются своеобразные формы общения: мимика, чтение с губ, дактилология, жестовая речь. Поэтому нарушения слуха не только ограничивают возможности общения ребенка с окружающими и обедняют диапазон его чувственных восприятий (сенсорная депривация), но и могут обусловить недоразвитие интеллекта (особенно вербального), недостаточность обретения языкового и понятийного опыта, и в целом социальную дезадаптацию.