Необходимо делать постепенно, путем введения в старый комплекс

Нескольких упражнений, вырабатывая новые навыки последующего

Комплекса, и лишь через некоторое время полностью заменять упражнения

Предыдущего комплекса упражнениями нового.

Т а б л и ц а 2

Подбор величины нагрузки в комплексе лечебной гимнастики

Снижение нагрузки

Продление курса занятий по одному и

Тому же комплексу, например, не 3 недели,

А 1—1,5 месяца

Уменьшение времени однократно проводимого

Занятия, например, не 15-20 минут,

А 10-15 минут, за счет уменьшения числа

Повторений каждого упражнения и приемов

Массажа в комплексе

Повышение нагрузки

Более быстрый переход к новым упражнениям

И к новому комплексу лечебной

Гимнастики

Увеличение продолжительности однократно

Проводимого занятия за счет увеличения

Числа повторений каждого упражнения и

Приемов массажа в комплексе

Снижение нагрузки

Снижение темпа и амплитуды движений.

Занятия проводить в медленном и среднем

Темпе

Чаще включать паузы отдыха и дыхательные

Упражнения. Последние делать без

Движения рук и ног ребенка (так называемые

Статические упражнения)

Разбить основной комплекс, проводя его

В течение дня в 2-3 приема

Исходное положение во время занятий —

Лежа

Тон обращения к ребенку при проведении

Занятий негромкий, неторопливый,

Спокойный

Повышение на1рузки

Ускорение темна и увеличение амплитуды

Движений. Занятия проводить в среднем

Темпе, а некоторые упражнения — и

В быстром

Реже включать паузы отдыха, давать дыхательные

Упражнения не только статические,

Но и с движением рук и ног ребенка

(так называемые динамические

Упражнения)

Дополнительно к основному комплексу

Повторять некоторые упражнения и приемы

Массажа 3 5 раз в день по 5-8 минут

Исходное положение лежа. Когда ребенок

Овладеет навыками движений в гори

Зонталышм положении (повороты туловища,

Ползание, самостоятельное приса-

Живание и вставание), некоторые упражнения

давать в положении сидя*, а к 1

Году — стоя

Наряду с обычным тоном обращения

Допустим более оживленный

* Упражнения в положении сидя можно давать в том случае, если у ребенка в этом

Положении спина не круглая, а прямая.

При физическом воспитании недоношенных детей, учитывая несовершенство

Дыхательной системы, обмена веществ, придается особо

важное значение дыхательным упражнениям. Занятия необходимо на- '

Чинать с дыхательных упражнений, а также перемежать ими некоторые

Упражнения комплекса. Дыхательные упражнения настоятельно

Рекомендуется проводить и самостоятельно 3-5 раз в течение дня.

Они способствуют повышению снабжения всех органов и тканей, в

Том числе и центральной нервной системы, кислородом, улучшению

Общего состояния ребенка.

При проведении массажа надо помнить о том, что кожа у недоношенных

Детей первых месяцев жизни тонкая, сухая, легко ранимая.

В связи с этим вначале используют наиболее щадящие приемы массажа

(поглаживание) и лишь постепенно вводят другие приемы (нежная вибрация,

Легкое растирание, похлопывание, разминание).

6» 163

ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА И МАССАЖ

ДЛЯ ЗДОРОВЫХ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

ДО 1 ГОДА 4 МЕСЯЦЕВ

На первом году жизни ребенка происходит становление его психомоторного

Развития. В первые недели движения ребенка беспорядочные,

Несогласованные. До 3-4-месячного возраста тонус мышц-сгибателей рук

И ног повышен, в связи с чем руки и ноги ребенка согнуты в суставах.

Постепенно движения совершенствуются. Вначале появляются координированные

Движения головы, плечевого пояса, рук, затем — движения в

Горизонтальном положении в виде поворота на бок, на живот, на спину,

Ползание. Одновременно идет развитие хватания, опоры рук, ног, сидения,

Стояния и ходьбы. Движения способствуют укреплению опорно-двигательного

Аппарата. Без движений нет нормального развития ребенка.

Наши рекомендации