Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
Дальневосточный филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра уголовно – процессуального права
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Уголовный процесс
Методические рекомендации по выполнению различных
Форм самостоятельной работы
Курс - 3(очная, заочная на базе среднего общего образования); 4(заочная на базе среднего профессионального образования, заочная на базе высшего профессионального образования)
Семестры – 5, 6 (очная); 4,5,6 (заочная на базе среднего общего образования; 4,5 (заочная на базе среднего профессионального образования, заочная на базе высшего профессионального образования)
Форма обучения -очная, заочная на базе среднего общего образования; заочная на базе среднего профессионального образования; заочная на базе высшего профессионального образования
Срок освоения ООП по форме обучения – 4 г. (очная, заочная на базе среднего общего образования); 3 г. (заочная на базе среднего профессионального образования, заочная на базе высшего профессионального образования)
Квалификация выпускника - «бакалавр»
Хабаровск, 2015
Составитель: Лагуткина Н.Б., к.ю.н., доцент кафкдры уголовно-процессуального права
_______________ « » 201 г.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01. Юриспруденция
Программа обсуждена на заседании кафедры протокол № от .
Зав. кафедрой
_______________ « » 2015г.
Рабочая программа одобрена учебно-методическим Советом ___________ протокол № ______ «__» ________ 20___г.
© Российский государственный университет правосудия, 2015
© Лагуткина Н.Б., 2015
Содержание
1. Виды и содержание самостоятельной работы…………………3
2. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов………………………………………4
3. Методические рекомендации по выполнению контрольных заданий……………………………………………………………9
4. Методические рекомендации по выполнению
курсовых работ………………………………………………….12
5. Вопросы к экзамену…………………………………………….15
6. Тестовые задания и задачи для самоконтроля знаний при
самостоятельной подготовке к практическим занятиям……..22
7. Контроль самостоятельной работы студентов………………157
Виды и содержание самостоятельной работы студентов
По дисциплине, формы контроля.
Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение индивидуальных домашних заданий и контрольных заданий.
Самостоятельная работа студентов проводится в следующих формах:
–письменные работы по заданиям, определенным в данных методических рекомендациях, а также иным заданиям, составленным преподавателем,
– выполнение тестовых заданий.
– выполнение контрольного задания,
– решение заданий в форме задач,
– подготовка докладов.
Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студента предусматривает изучение перечня нормативных и литературных источников ,посвященных вопросам уголовного судопроизводства, в том числе: УПК РФ, положений Конституции РФ, определений и постановлений Конституционного Суда РФ ,постановлений Пленума Верховного Суда РФ, посвященных особенностям применения норм УПК РФ; ряда международных актов (Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 5,6), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 14) и др.)
Для освоения дисциплины студенту следует обращаться к содержанию лекционного материала, изучать соответствующую специальную литературу, положения закона, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, решений Конституционного Суда РФ. Целесообразно обращение к рекомендованной литературе, как основной, так и дополнительной, а также к периодическим изданиям, например таким как «Уголовное судопроизводство», «Уголовное право», «Российский судья», «Российское правосудие», «Судья», «Мировой судья», «Законность», «Российская юстиция» и другим изданиям.
Студенту следует постоянно отслеживать изменения законодательства, анализировать материалы судебной практики, анализировать практику Европейского Суда по правам человека.
Главная задача самостоятельной работы – приобретение учебных и научных знаний путем изучения рекомендованной учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативных актов, их конспектирования, обобщения положительной практики оперативных подразделений, суда, прокуратуры и других органов в сфере борьбы с преступностью, поиска дополнительной информации для ответов на контрольные вопросы, формирование интереса к творчеству и решению профессиональных вопросов.
Студентам, изучающим дисциплину «Уголовный процесс», рекомендуем использовать все доступные возможности для усвоения материала. Так, необходимо, во-первых, приобретать навык творческой записи материала во время лекционных занятий. Студент должен учиться не просто фиксировать диктовку преподавателя, а стараться своими словами излагать материал, особенно в том случае, когда даются примеры, ассоциативные ряды, сравнения по аналогии. Это помогает в дальнейшем задержать в памяти суть познаваемых явлений.
Во-вторых, необходимо максимально использовать рекомендации преподавателя на лекционных занятиях по поводу изучения отдельных аспектов, проблем темы.
В-третьих, при подготовке к семинарским занятиям необходимо, базируясь на содержании лекций как методологической базе, изучать рекомендуемую литературу, подготовить конспекты выступлений по вопросам, выносимым на обсуждение.
Для успешного изучения дисциплины студент должен проявлять активность в выполнении всех ниже перечисленных форм учебной работы, дабы сформировать и закрепить систему базовых знаний, приобрести умения, навыки и компетенции, необходимые для самостоятельного оперирования системой основных категорий изучаемой дисциплины, анализа действующего законодательства.
В ходе самостоятельной работы при изучении данного курса студенты приобретают определенные навыки: реферирование, обобщение, выделение и постановка проблем, умение исследовательской работы. Однако это может быть успешным только при условии правильной организации самостоятельной работы, которая проявляется в каждом звене учебного процесса: на лекциях, при подготовке к практическим (семинарским) занятиям к промежуточной аттестации, при выполнении контрольных и тестовых заданий.
Самостоятельная работа – вид деятельности обучающихся, основанный на самостоятельной подготовке к семинарским и практическим занятиям, тестированию, групповым дискуссиям, докладам, выполнению индивидуальных домашних заданий, написании рефератов;
Инновационные технологии обучения:
– метод работы в малых группах – метод имитации принятия решений обучающимися применительно к различным практическим ситуациям;
– метод групповых дискуссий – способ организации совместной деятельности студентов с целью интенсификации принятия решения в группе;
– метод конкретных ситуаций – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта, основанный на анализе конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).
Целью семинарских (практических) занятий является не только контроль знаний студентов, но и привитие навыков устных публичных выступлений, обоснования своей позиции, формирование умений участвовать в полемике, выдвигать аргументы и отстаивать свою точку зрения, привитие первоначальных навыков по составлению процессуальных актов по уголовному делу.
На семинары выносятся вопросы, требующие углубленного изучения понятий, процедур, особенностей толкования действующего законодательства. Подготовка студентов к семинарским занятиям включает (в том числе и подготовка к выступлению с докладом) ознакомление: с соответствующими разделами учебников, нормативными источниками и рекомендуемой правовой литературой и подготовку студента к участию в ролевой игре – исполнению функциональных обязанностей одного из участников процесса. Все это студент выполняет за счет времени, отводимого на самостоятельную работу.
Кроме того, при подготовке к семинару, по заданию преподавателя, студенты решают задачи, выполняют тестовые задания, доклады. При решении задач следует учитывать, что на семинаре студенту предстоит обосновать правильность решения, и в случае неоднозначности ответа на поставленный в задании вопрос, аргументировать собственную позицию. В связи с этим рекомендуется: уяснить условия задачи, определить последовательность разрешения поставленных вопросов, проанализировать нормы и акты высших судебных органов, подлежащие применению, при решении данной задачи.
Подготовка доклада состоит из вдумчивого изучения нормативного материала по теме сообщения. Лишь только после исследования нормативного материала целесообразно приступать к изучению постановлений Пленума Верховного Суда РФ, решений Конституционного суда РФ, специальной литературы и судебной практике по теме доклада. Целесообразно обратить внимание на дискуссионные вопросы, выделить наиболее актуальные моменты и определить собственную позицию по рассматриваемой в докладе проблеме. Учитывая, что временная продолжительность сообщения не может превышать 15 минут, материал следует излагать лаконично, в строгой логической последовательности.
Кроме того, в ходе самостоятельной работы планируется написание курсовых работ, участие в научных конференциях, решение практических ситуаций. Студенты должны участвовать в консультациях и индивидуальных собеседованиях, согласно графику работы преподавателей кафедры.