Тема 17. ЗАРУБЕЖНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. 1 страница
Цель:ознакомиться с существующими системами здравоохранения в зарубежных странах, их достижениями и недостатками.
Задание:подготовка и написание реферата.
Форма выполнения: собеседование, реферат.
Критерии выполнения:
- выполнение полного объема в соответствии с темой
- использование дополнительной литературы.
Сроки сдачи: Согласно календарно тематическому плану.
Критерии оценки:указаны в рабочей программе.
Литература:
1. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.
2. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 2. Организация медицинской помощи. – М.:Медицина, 2003. – 456 с.
3. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов мед.вузов / Под ред. В.А.Миняева, Н.И.Вишнякова. – 4-е изд. – М.:МЕДпресс-информ, 2006. – 528 с.
4. Тульчинский Т.Н., Вараввикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: введение в современную науку. – Иерусалим, 1999. -1028 с.
5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – С.-Петербург, 2000.– 914 с.
Контроль (вопросы):
1. Государственная система здравоохранения: основные принципы, особенности.
2. Частная система здравоохранения и ее особенности.
3. Преимущества и недостатки различных систем здравоохранения.
4. Проблемы и тенденции развития систем здравоохранения в различных странах.
5. Система здравоохранения в США.
6. Системы здравоохранения Великобритании, Канады, Японии.
7. Здравоохранение Бенилюкс.
8. Система здравоохранения в Арабских странах.
9. Системы здравоохранения в странах Южной Америки.
10. Системы здравоохранения в Африканском регионе.
Тема 18. информационные технологии в здравоохранении.
Цель: Изучить информационные ресурсы здравоохранения, их современные особенности и пути совершенствования.
Задание:подготовка и написание реферата.
Форма выполнения: собеседование, реферат.
Критерии выполнения:
- выполнение полного объема в соответствии с темой
- использование дополнительной литературы.
Сроки сдачи: Согласно календарно тематическому плану.
Критерии оценки:указаны в рабочей программе.
Литература:
1. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.
2. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 3. Экономика и управление здравоохранением. – М.:Медицина, 2003. – 392 с.
3. Общественное здоровье и здравоохранение / Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. – М.: МЕДпресс-информ, 2003. – 528 с.
4. Чен А.Н. Руководитель здравоохранения в Казахстане. Теория, методология и практика обучения / Под редакцией М.К. Кульжанова. – Алматы, 2001.
5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – С.-Петербург, 2000. – 914 с.
Контроль (вопросы):
1. Основы информатизации здравоохранения.
2. Типы информационных систем управления в здравоохранении.
3. Принципы построения информационных систем управления в здравоохранении.
4. Этапы создания информационной системы управления в здравоохранении.
5. Показатели качества компьютерной системы.
6. Категории информационных потребностей больницы.
7. Категории информационных потребностей поликлиники.
8. Применение информационных технологий в здравоохранении.
9. Использование метода прогнозирования в здравоохранении.
10. Применение информационных технологий в системе управления здравоохранением.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Дайте полное определение социальной медицине и управлению здравоохранением:
1. Наука об организационных, экономических и правовых проблемах медицины и здравоохранения
2. Общественная научная и учебная дисциплина, изучающая комплекс социальных, экономических, организационных, правовых, социологических, психологических вопросов медицины, охраны и восстановления здоровья населения
3. Наука, изучающая социальные, правовые и организационные мероприятия, направленные на охрану здоровья населения
4. Наука об эффективном функционировании здравоохранения
5. Наука, изучающая медицинскую социологию
2. Что является предметом изучения социальной медицины и управления здравоохранением:
1. Общественное здоровье и факторы, его определяющие
2. Системы, обеспечивающие охрану и восстановление здоровья населения
3. Факторы окружающей среды
4. Управленческие процессы в здравоохранении
5. Кадровые вопросы в здравоохранении
1. 1,2,4,5
2. 1,2
3. 2,3,5
4. 1,2,3
5. 2,3,4,5
3. Что входит в определение общественного здоровья, принятого воз:
1. Состояние полного духовного и социального благополучия
2. Отсутствие болезней и физических дефектов
3. Отсутствие инвалидности
4. Оптимальное равновесие с окружающей средой
5. Уровень развития медицины
1. 3,4,5
2. 1,3
3. 1,2
4. 1,3,5
5. 5
4. Характеристиками общественного здоровья являются:
1. Показатели заболеваемости
2. Демографические показатели
3. Показатели трудовой активности населения
4. Показатели физического здоровья
5. Показатели инвалидности
1. 1,2,4,5
2. 1,2
3. 2,4,5
4. 1,4,5
5. 1,2,3,4
5. Какой фактор оказывает наибольшее влияние на здоровье населения:
1. Экологическая обстановка
2. Организация медицинской помощи
3. Социально-экономические условия и образ жизни населения
4. Наследственность
5. Место жительства
6. Для определения типа возрастной структуры населения необходимо знать численность населения в следующих возрастных группах:
1. До 10 лет, 10-29 лет, 30 лет и старше
2. До 20 лет, 20-39 лет, 40 лет и старше
3. 0-14 лет, 15-49 лет, 50 лет и старше
4. 0-20 лет, 20-60 лет, 60 лет и старше
5. 0-10 лет, 10-20 лет, 20-30 лет, 30-40 лет, 40-50 лет, 50-60 лет, 60 и старше
7. Укажите возрастные структурные компоненты перинатальной смертности:
1. Мертворождаемость
2. Ранняя неонатальная смертность
3. Неонатальная смертность
4. Поздняя неонатальная смертность
5. Младенческая смертность
1. 1,2,3
2. 2,3,4,5
3. 1,2
4. 1,2,5
5. 2,3,4,5
8. Какие документы представляются учреждениями здравоохранения в органы загса для регистрации смерти ребенка:
1. Свидетельство о перинатальной смертности
2. Медицинское свидетельство о смерти
3. Фельдшерская справка о смерти
4. История болезни
5. Протокол патологоанатомического (судебно-медицинского) вскрытия
1. 1,4,5
2. 1,2,3
3. 2,3,4,5
4. 2,3,5
5. 1,2,4,5
9. Средняя продолжительность предстоящей жизни это:
1. Число лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения повозрастные показатели смертности останутся неизмененными
2. Число лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения показатели смертности и рождаемости останутся неизмененными
3. Средний возраст умерших за год
4. Число лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения показатели рождаемости останутся неизмененными
5. Число лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения повозрастные показатели рождаемости останутся неизмененными
10. Для расчета общего показателя рождаемости необходимо иметь:
1. Число живорожденных и среднегодовую численность населения
2. Число родов и численность женского населения
3. Число родившихся живыми и мертвыми и среднегодовую численность населения
4. Число родившихся мертвыми и среднегодовую численность населения
5. Число живорожденных и численность женского населения
11. Свидетельство о рождении выдается:
1. Главным врачом лечебно-профилактического учреждения
2. Врачом, принимающим роды
3. Работником ЗАГСа
4. Администрацией роддома
5. Статистическим управлением
12. Воспроизводство населения характеризуют такие демографические показатели, как:
1. Рождаемость
2. Смертность
3. Фертильность
4. Естественный прирост
5. Летальность
1. 1,2,3,4
2. 1,4
3. 2,3,5
4. 3,4,5
5. 1,2,5
13. Понятие “миграция” населения включает:
1. Переезд больного по направлению из сельской участковой больницы в областной специализированный медицинский центр
2. Перевод больного в другое отделение в пределах данного учреждения
3. Выезд из страны
4. Въезд в страну
5. Естественное движение населения
1. 1,2
2. 1,3,4
3. 2,3,4
4. 3,4,5
5. 2,3
14. Медицинское свидетельство о смерти выдается:
1. Врачом лечебно-профилактического учреждения
2. Судебно-медицинским экспертом
3. Патологоанатомом, проводившим вскрытие
4. Главным врачом ЛПО
5. Статистическим управлением
15. На естественный прирост населения оказывают влияние:
1. Социально-экономические условия
2. Возрастно-половой состав
3. Уровень младенческой смертности
4. Этнические особенности населения
5. Эмиграционные процессы
1. 1,2,3,4
2. 2,5
3. 1,4,5
4. 2,3
5. 3,4,5
16. Естественный прирост населения - это разница между:
1. Рождаемостью и смертностью в трудоспособном возрасте
2. Рождаемостью и смертностью по возрастным группам
3. Рождаемостью и смертностью за год
4. Рождаемостью и смертностью по сезонам года
5. Рождаемостью и смертностью по полу
17. К специальным показателям смертности относят:
1. Смертность в трудоспособном возрасте
2. Смертность по возрастным группам
3. Смертность по полу
4. Смертность по сезонам года
5. Смертность за год
1. 1,2,3,4
2. 1,4
3. 2,3,5
4. 1,3,5
5. 3,4,5
18. При вычислении показателя рождаемости учитывают число родившихся в год:
1. Живыми
2. Мертвыми
3. Живыми и мертвыми
4. Доношенными
5. Недоношенными
19. Явление депопуляции характеризуется наличием в стране такого типа возрастной пирамиды, как:
1. Симметричный тип
2. Регрессивный тип
3. Прогрессивный тип
4. Ассиметричный тип
5. Стабильный тип
20. К специальным показателям рождаемости относятся:
1. Общая плодовитость
2. Брачная плодовитость
3. Повозрастные коэффициенты плодовитости
4. Показатель рождаемости
5. Общая фертильность
1. 1,2,3,5
2. 1,3
3. 2,3,4,5
4. 2,4,5
5. 1,5
21. Назовите основные разделы демографической статистики?
1. Численность и состав населения.
2. Статика и динамика населения.
3. Естественное и механическое движение населения.
4. Состав и миграция населения.
5. Статика и естественное движение населения.
22. Что изучает статика населения?
1. Численность населения.
2. Состав населения по полу, возрасту.
3. Географические особенности численности и состава населения.
4. Состав населения по социальным признакам.
5. Численность и состав населения по полу, возрасту и другим социально-демографическим признакам
23. Что изучает динамика населения?
1. Миграционные процессы и рождаемость населения.
2. Механическое движение и смертность населения.
3. Воспроизводство населения.
4. Механическое и естественное движение населения.
5. Естественное движение и рождаемость населения.
24. Какие показатели характеризуют естественное движение населения?
1. Рождаемость, смертность, естественный прирост, плодовитость.
2. Естественный прирост, средняя продолжительность предстоящей жизни, плодовитость, смертность.
3. Рождаемость, браки, разводы, младенческая смертность, плодовитость.
4. Рождаемость, смертность, естественный прирост, браки, разводы.
5. Брачная плодовитость, общая смертность, рождаемость, средняя продолжительность предстоящей жизни.
25. Какие данные необходимы для вычисления показателя общей смертности населения?
1. Среднегодовая численность населения в данном году, среднегодовая численность населения в предыдущем году.
2. Число умерших в данном году, среднегодовая численность населения.
3. Число умерших за год, число родившихся живыми в данном году.
4. 2/3 умерших в данном году 1/3 умерших в предыдущем году, численность населения.
5. Число умерших в данном году, число родившихся живыми и мертвыми в данном году.
26. Какие данные необходимы для вычисления повозрастной смертности населения?
1. Число умерших в определенном возрасте в данном году, общее число умерших в данном году.
2. Число умерших в определенном возрасте за год, число родившихся живыми в данном году.
3. Число умерших в определенном возрасте в данном году, среднегодовая численность населения данного возраста.
4. Число умерших в определенном возрасте за год, среднегодовая численность населения.
5. Число умерших в данном году, численность населения в определенном возрасте.
27. Какие данные необходимы для расчета смертности населения от отдельных причин?
1. Число умерших от отдельной причины за год, общее число умерших в данном году.
2. Число умерших от отдельной причины за год, число родившихся живыми в данном году.
3. Число умерших от заболеваний в данном году, среднегодовая численность населения.
4. Число умерших от отдельного заболевания, число родившихся живыми и мертвыми в данном году.
5. Число умерших от отдельной причины в данном году, среднегодовая численность населения.
28. Какие причины имеют наибольший удельный вес в структуре смертности населения республики?
1. Заболевания органов дыхания, эндокринные заболевания, травмы.
2. Инфекционные заболевания, заболевания органов кровообращения, заболевания органов дыхания.
3. Травмы, злокачественные новообразования, инфекционные заболевания.
4. Заболевания органов кровообращения, злокачественные новообразования, травмы.
5. Болезни органов пищеварения, заболевания органов кровообращения, болезни крови.
29. Какие данные необходимы для расчета младенческой смертности?
1. Число умерших на 1-м месяце жизни в данном, число родившихся живыми в данном году.
2. Число умерших на 1-й неделе жизни в данном году, число родившихся живыми в данном году.
3. Число умерших в возрасте до 1 года в данном году, число родившихся живыми в данном году, число родившихся живыми в предыдущем году.
4. Число родившихся живыми в данном году, число родившихся живыми и умершими в первые 6 дней, среднегодовая численность населения.
5. Число умерших в возрасте до 1 года в данном году, среднегодовая численность населения.
30. Какова структура причин младенческой смертности в нашей республике?
1. Инфекционные болезни органов пищеварения, болезни органов дыхания, заболевания крови.
2. Болезни органов дыхания, состояния, возникающие в перинатальном периоде, врожденные аномалии.
3. Асфиксия и гипоксия плода, травмы, инфекционные заболевания.
4. Сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования, травмы.
5. Врожденные аномалии, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения
31. Какие причины имеют наибольший удельный вес в структуре перинатальной смертности?
1. Инфекционные болезни органов пищеварения, асфиксия и гипоксия плода, гемолитическая болезнь новорожденных
2. Врожденные аномалии, родовые травмы, болезни органов дыхания.
3. Асфиксия и гипоксия плода, респираторный дистресс-синдром недоношенных, врожденные аномалии.
4. Родовые травмы, инфекционные заболевания, болезни органов дыхания.
5. Респираторный дистресс-синдром недоношенных, сепсис, анемия.
32. Какие данные необходимы для вычисления показателей общей плодовитости?
1. Число родившихся живыми в данном году, среднегодовая численность женщин в возрасте 15-49 лет
2. Число родившихся живыми и мертвыми в данном году от женщин в возрасте плодовитости, среднегодовая численность населения.
3. Численность женщин в возрасте 15-49 лет, среднегодовая численность населения.
4. Число родившихся живыми и мертвыми в данном году, среднегодовая численность населения.
5. Число родившихся живыми в данном году, число родившихся живыми в предыдущем году.
33. Демография – это …
1. Наука о населении в его общественном развитии.
2. Наука, изучающая территориальное размещение население.
3. Наука о здоровье населении
4. Наука о производственных отношениях, влияющих на общественно-экономические фармации.
5. Наука о здоровье и здравоохранении.
34. К методам изучения демографических событий относятся:
1. Текущий учет демографических явлений, метод экспертных оценок, бюджетно-экономический метод
2. Исторический метод, перепись населения
3. Перепись населения, текущий учет демографический явлений, выборочные исследования демографических аспектов.
4. Выборочные исследования демографических аспектов, анамнестический метод, статический метод.
5. Исторически, анамнестический, статистический и экономический методы
35. Какой способ наблюдения применяется при переписи населения?
1. Выборочный
2. Сплошной
3. Механический
4. Типологический
5. Серийный
36. В статистике постнеонатальной смертности учитывается:
1. Смертность с 16 дня жизни.
2. Смертность с 18 дня жизни.
3. Смертность с 19 дня жизни.
4. Смертность с 29 дня жизни.
5. Смертность с 30 дня жизни.
37. Как рассчитывается показатель младенческой смертности?
1.
2.
3.
4.
5.
38. Данные необходимые для расчета неонатальной смертности?
1.
2.
3.
4.
5.
39. Какая формула применяется при расчете ранней неонатальной смертности?
1.
2.
3.
4.
5.
40. Какая формула применяется при расчете поздней неонатальной смертности?
1.
2.
3.
4.
5.
41. Какая формула применяется при расчете показателя мертворожденности?
1.
2.
3.
4.
5.
42. Укажите причину, занимающую первое место при перинатальной смертности (в первой группе заболевания и состояния матери)?
1. Осложнения беременности.
2. Токсикозы 2 половины беременности.
3. Преждевременное отхождение околоплодных вод.
4. Стремительные роды.
5. Преждевременная отслойка плаценты.
43. Укажите причину, занимающую первое место при перинатальной смертности (во второй группе заболевания и состояния ребенка)?
1. Асфиксия.
2. Респираторные заболевания.
3. Врожденные аномалии.
4. Отслойка плаценты.
5. Осложнения пуповины и оболочек.
44. В структуре смертности населения экономически развитых стран ведущие места занимают:
1. Инфекционные и паразитарные заболевания; болезни системы пищеварения; психические заболевания
2. Болезни системы кровообращения; новообразования; травмы и отравления
3. Новообразования; травмы и отравления; болезни органов дыхания
4. Туберкулез, новообразования, болезни кровообращения
5. Новообразования, травмы и отравления, болезни органов дыхания
45. К показателям заболеваемости относятся:
1. Первичная заболеваемость
2. Общая заболеваемость
3. Патологическая пораженность
4. Общая смертность
5. Болезненность
1. 1,2,3,5
2. 4,5
3. 2,3,4,5
4. 2,3,5
5. 1
46. Что необходимо знать для определения первичной заболеваемости?
1. Число заболеваний, зарегистрированных впервые в данном году, среднегодовая численность населения данной территории.
2. Число заболеваний, зарегистрированных впервые в данном году, число заболеваний, зарегистрированных в предыдущем году.
3. Число заболеваний, выявленных при профилактических осмотрах, среднегодовая численность населения.
4. Число заболеваний, зарегистрированных впервые в данном году, общее число зарегистрированных в данном году заболеваний.
5. Общее число зарегистрированных в данном году заболеваний, среднегодовая численность населения данной территории.
47. Что необходимо знать для определения общей заболеваемости?
1. Число заболеваний, зарегистрированных впервые в данном году, среднегодовая численность населения данной территории.
2. Число заболеваний, зарегистрированных при медосмотрах, число прошедших медосмотр.
3. Совокупность всех заболеваний населения, с которыми обратились в данном году, среднегодовая численность населения данной территории.
4. Общее число заболеваний, зарегистрированных в данном году, общее число заболеваний, зарегистрированных в предыдущем году.
5. Число заболеваний, зарегистрированных в предыдущем году, среднегодовая численность населения.
48. К достоинствам метода изучения заболеваемости по данным медосмотров относятся:
1. Дополняют данные о заболеваемости населения.
2. Способствуют выявлению хронических заболеваний в ранней стадии.
3. Характеризуют заболеваемость острыми заболеваниями.
4. Обеспечивают высокое качество диагностики заболеваний.
5. Не зависят от доступности амбулаторно-поликлинической помощи.
1. 1,2,4,5
2. 1,2
3. 1,2,3,4
4. 3,4,5
5. 3,4
49. К заболеваемости по обращаемости (по данным специального учета) относятся следующие виды заболеваемости:
1. Заболеваемость эпидемическими болезнями.
2. Заболеваемость важнейшими неэпидемическими болезнями.
3. Заболеваемость с временной утратой нетрудоспособности.
4. Пищевые и профессиональные отравления.
5. Заболеваемость сердечно-сосудистыми заболеваниями.
1. 1,2,3,4
2. 2,4
3. 2,3,5
4. 5
5. 1,3,4,5
50. К заболеваниям, подлежащих специальному учету относятся:
1. Болезни органов пищеварения.
2. Злокачественные новообразования.
3. Туберкулез.
4. Психические расстройства.
5. Кожно-венерические болезни.
1. 2,3,4,5
2. 4,5
3. 1,2,3
4. 1
5. 1,2,4,5
51. Какой из перечисленных первичных документов используется для изучения заболеваемости госпитализированных больных?
1. Статистический талон для регистрации заключительных диагнозов.
2. Листок нетрудоспособности.
3. Статистическая карта выбывшего из стационара.
4. Листок учета движения больных и коечного фонда.
5. Журнал регистрации приема и выписки больных.
52. Какой из перечисленных статистических документов используется для изучения заболеваемости по обращаемости?
1. Дневник работы врача поликлиники.
2. Статистический талон для регистрации заключительных диагнозов.
3. Листок нетрудоспособности.
4. Талон на прием к врачу.
5. История болезни.
53. Какой из перечисленных документов используется для изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности?
1. А История болезни.
2. Б Амбулаторная карта.
3. В Талон на прием к врачу.
4. ГЛисток нетрудоспособности.
5. Д Дневник работы врача поликлиники.
54.Какой из перечисленных документов используется для изучения заболеваемости по причинам смерти?
1. История болезни.
2. Статистический талон.
3. Врачебное свидетельство о смерти.
4. Протокол патолого-анатомического исследования.
5. Статистическая карта выбывшего из стационара.
55. Что необходимо знать для определения патологической пораженности?
1. Число всех зарегистрированных заболеваний, число обратившихся за медицинской помощью.
2. Число заболеваний, зарегистрированных впервые в данном году, численность населения данной территории.
3.Число заболеваний и функциональных изменений, выявленных при медосмотре, число лиц, прошедших медосмотр.
4. Число заболеваний, зарегистрированных при медосмотре, численность населения данной территории.
5. Число зарегистрированных случаев данного заболевания или функционального изменения, общее число зарегистрированных заболеваний и функциональных изменений.
56. Какой из перечисленных документов используется для изучения эпидемической заболеваемости?
1. Статистический талон для регистрации уточненных заключительных диагнозов
2. Медицинская карта амбулаторного больного.
3. История болезни.
4. Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом и остром профессиональном отравлении.
5. Статистическая карта выбывшего из стационара.