Всех предыдущих стадиях. Все ранее приобретенные навыки помогут ему.

Когда малыш только начинает делать свои первые шаги, помогите ему.

Пусть, сделав 1-2 самостоятельных шага, он попадет в ваши любящие

Объятия.

Но первое время ребенок часто падает. Падение — неотъемлемая

Часть процесса обучения ходьбе. Однако многие мамы и, особенно, бабушки

При каждом неловком движении малыша начинают выражать

свою тревогу и озабоченность криками: «Осторожно! Не упади!» Дети

Прекрасно чувствуют страх взрослых и тоже начинают бояться ходить

Самостоятельно, становятся менее инициативными.

Уберите все опасные вещи из комнаты, и освободите достаточное

Пространство для ходьбы.

Предметы мебели, которые могут служить опорой, должны находиться

Неподалеку друг от друга, так, чтобы ребенок мог переходить от одного

К другому. Постепенно можно будет отодвигать их подальше, увеличивая

Дистанцию.

Для ходьбы хорош ровный (но не скользкий) пол; плотный ковер

Лучше, чем ковер с длинным ворсом.

До тех пор, пока ребенок не будет твердо стоять на ногах, желательно

Не надевать ему обувь. Хотя бы дома он должен ходить босиком. Это очень

Важно для правильного формирования стоп и профилактики плоскостопия.

«Ходьба, как и речь — эти два чуда из чудес, к которым мы настолько

Привыкли, что оцениваем их по достоинству лишь в случае их отсутствия.

Когда обычный ребенок начинает ходить, мы воспринимаем это

Как вполне естественное, само собой разумеющееся дело.

А вот ребенок прекрасно понимает все чудо ходьбы и просто ликует

По этому поводу. Разделите с ним это ликование, ведь это — ликование

самой жизни».

Обеспечьте малышу свободу движений, стимулируйте желание ребенка

Лазать, преодолевать препятствия, пусть он падает и встает из

Различных положений. Детский организм нуждается в разнообразных

Движениях в большей степени, чем взрослый. Если есть возможность,

Поставьте в комнате ребенка специальный детский спортивный комплекс

Или соорудите горку со скатом и лесенкой.

Игрушки должны быть различны по форме, по цвету и на ощупь.

Специалисты по детской психологии рекомендуют предлагать ребенку

Предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые

И легкие. Ребенку интересно все, что его окружает; он трогает и ощупывает

Разные предметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части. Все,

Что малыш делает руками,— собирает или разбрасывает игрушки, рвет

Бумагу и т. п. — развивает его интеллект и творческие задатки.

К этому возрасту ребенок не говорит еще ни слова, но уже многое

Понимает. Продолжайте сопровождать каждое упражнение краткой и

Точной речевой инструкцией-просьбой. Название действия сочетается

С самим действием, и после многократных повторений ребенок запоминает

Название всех упражнений и в дальнейшем выполняет их по

Просьбе взрослого.

Некоторые уже знакомые упражнения выполняются из новых исходных

положений: сидя или стоя, это немного усложняет и разнообразит

Занятия.

Массаж проводится по прежнему плану с использованием всех приемов.

Итак, основной задачей занятий с ребенком в возрасте 9-12 месяцев

является: максимальное разнообразие движений и развитие самостоятельности

Ребенка.

Используйте комплекс предложенных здесь упражнений, а также

Массаж и плавание.

V комплекс упражнений

План занятий

1. «Бокс», 5-6 раз каждой рукой.

Сгибание и разгибание ног, попеременно 5-6 раз каждой ногой.

Поворот со спины на живот, по 1 разу в каждую сторону.

Массаж спины и ягодиц.

Поднимание туловища из положения на животе, 1-2 раза.

Массаж живота.

Поднимание выпрямленных ног до палочки, 3-4 раза.

Наклоны, 2-3 раза.

Приседания, 4-6 раз.

Массаж груди.

Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно,

Раза.

Круговые движения руками, 4-6 раз.

13. «Тачка» (ходьба на руках).

Обучение ходьбе.

Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию.

Методические замечания

1. «Бокс» в положении сидя или стоя

Наши рекомендации