Растирание на грудной клетке.
Поместив большие пальцы обеих рук вдоль нижнего края 5-го ребра, круговыми движениями остальных пальцев обеих рук одновременно немного сдвигают и поднимают кожу грудной клетки.
Растирание на ягодицах.
Выполняется тыльной поверхностью кисти при согнутых в кулак пальцах. Производят круговые движения.
Растирание стоп.
Указательный и средний пальцы правой руки массажист кладет на тыльную сторону стопы ребенка, а большой палец – поперек ступни и круговыми его движениями энергично растирает ступню. Растирание сопровождается пассивными круговыми движениями стопы в голеностопном суставе внутрь и наружу.
РАЗМИНАНИЕ.
Разминание является пассивной гимнастикой для мышц и сосудов. Оно повышает тонус мышц, усиливает их сократительную способность, улучшает подвижность сухожилий и связочного аппарата. При выполнении данного приема могут участвовать одна или обе руки.
Разминание на ногах.
Ребенок лежит на спине. Фиксируя ногу ребенка, массажист производит щипцеобразное разминание, в основном по наружной стороне голени и бедра, начиная от стопы к верхней части бедра.
Другой вид разминания – кольцевое разминание. Большим и указательным пальцами обеих рук массажист обхватывает кольцами (вплотную одно над другим) голень ребенка в нижней её части, затем делает энергичные, расходящиеся кольцевые разминания голени и в 3-4 оборота продвигается до колена, а дальше разминаются только наружные мышцы бедра. Все приемы повторяются 6-8 раз, до порозовения кожи
Разминание спины.
Проводят продольное разминание длинных мышц спины (расположенных по обеим сторонам позвоночника) в направлении от поясницы к шее.
Разминание на ягодицах.
Разминание проводится в продольном и поперечном направлениях, начиная от подъягодичной складки и до подвздошной кости.
Разминание на стопах.
Производят щипцеобразное разминание по наружной и тыльной поверхности стопы.
ВИБРАЦИЯ.
Чаще применяются похлопывание, поколачивание и точечная вибрация.
Вибрация на спине.
Применяется после 4 месяцев жизни ребенка. Проводят похлопывание длинных мышц спины ребенка от ягодицы к голове и обратно тыльной стороной полусогнутых пальцев, начиная с указательных и постепенно, включая в работу остальные пальцы. При похлопывании движения должны производиться в лучезапястных суставах массирующего, а не в локтевых. Похлопывание противопоказано при гипотрофии, т.к. надкостница недостаточно защищена мягкими тканями.
Вибрация на стопах.
Проводят тыльной стороной полусогнутых пальцев (указательного и среднего) правой руки, похлопывают по ступне ребенка.
Вибрация грудной клетки.
Обхватить грудь ребенка так, чтобы большие пальцы легли спереди под сосками, не надавливая на грудь, остальные пальцы – сзади, а ладони плотно прилегли на груди. Затем производить быстрые ритмичные надавливания пальцами на грудную клетку ребенка при одновременном движении рук от середины к боковым поверхностям груди. Нужно внимательно следить за тем, чтобы не надавливать на ребра. Прием повторить 3-4 раза. Данный прием, воздействуя на нервную систему (межреберные нервы), рефлекторно вызывает более углубленный вдох.
Вибрация ягодиц.
Проводится в виде похлопывания и легкого рубления.
ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Гимнастические упражнения бывают:
- Рефлекторные (применяют в первые 3-5 месяцев).
- Пассивные (выполняет массажист без сопротивления ребенка, они возможны при исчезновении гипертонуса и выполняются медленно).
- Активные (ребенок делает сам с речевой инструкцией, в определенных исходных положениях, эти упражнения повышают мышечный тонус).
Выкладывание на живот.
Ребенок лежит на животе, руки под грудью, лицо слегка повернуто в сторону. В силу защитного рефлекса ребенок поднимает голову и удерживает её в течении 5-10 сек. Происходит укрепление мышц туловища.
Рефлекторное разгибание позвоночника.
Ребенок лежит на правом боку ногами к массажисту. Левой рукой придерживать таз ребенка, а большим и указательным пальцем правой руки легко проводить вдоль длинных мышц спины, от крестца к шее. В ответ на это воздействие ребенок прогибает позвоночник вперед. То же проделывается левой рукой в положении ребенка лежа на левом боку. После 6 месяцев это упражнение проводится в сидячем положении.