Общие сведения о кафедре русского языка
Заведующий кафедрой – к.ф.н. Матвеева Т.Ф.
Заведующий учебной частью – ст. преподаватель Илюкин А.М.
Кафедра располагается по адресу: ул. Вучетича, д.10, 1 этаж.
Телефон: 611-27-83.
Особенности организации учебного процесса.
Преподавание ведется для студентов-иностранцев. Целью обучения является овладение студентами научным стилем речи – подъязыком медицины (специальность – «стоматология»). Используемые в качестве учебного материала тексты представлены извлечениями из оригиналов учебной и научной литературы по различным аспектам медицины.
В учебном процессе используются современные учебники и учебные пособия, аудио- и видеоматериалы, другие наглядные пособия, применяются современные методики обучения.
Студенты стоматологического факультета изучают курс «Русский язык» в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 семестрах. В 1, 2, 3, 4, 6 семестрах итоговым контролем является только зачет, а в 5 и 7 семестрах, помимо зачета, студентами сдается экзамен.
Русский язык
Цель и задачи изучения дисциплины
Приобретение студентами-иностранцами теоретических знаний и овладение русским языком как средством общения, в первую очередь в профессиональной сфере.
Содержание разделов дисциплины:
Раздел 1. Корректировочный курс. Грамматика. Род, число, падеж существительных и прилагательных. Тип словосочетаний.
Раздел 2. Имя прилагательное.
Раздел 3. Наречия, предлоги, союзы. Выражение пространственных и причинно-следственных отношений.
Раздел 4. Причастие.
Раздел 5. Деепричастие.
Раздел 6. Словообразование.
Раздел 7. Работа с текстом.
Раздел 8. Синтаксическая синонимия. Трансформация словосочетаний в предложения. Раздел 9. Управление глаголов. Лексическая синонимия.
Раздел 10. Работа с текстом. Беседа по содержанию. Составление тезисного плана.
Раздел 11. Социально-культурная сфера. Выдающиеся деятели русской истории. Знаменитые русские медики.
Требования к уровню освоения дисциплины
Студент должен знать:
· графику русского языка;
· особенности фонетической системы русского языка;
· лексику в определенном объеме; многозначность слов, синонимию, антонимию;
· морфологию: части речи и их категории;
· синтаксис: словосочетания, порядок слов в предложении;
· средства связи слов в предложении и тексте;
· особенности научного, официально – делового и разговорного стилей речи.
Студент должен уметь использовать эти знания на всех последующих этапах обучения.
Уровень компетентности
Для обеспечения теоретического фундамента подготовки врача-стоматолога студент должен обладать теоретическими знаниями и практическими навыками в области русского языка и культуры речи в объеме, необходимом для профессиональной деятельности врача-стоматолога.
Коммуникативность
Студент должен уметь владеть речевыми навыками и корректно использовать язык в профессиональной деятельности врача-стоматолога при полемике и дискуссиях с соблюдением норм и правил речевого общения.
Практические навыки
Студент должен иметь практические навыки:
· реализации своих коммуникативных потребностей, продуцируя правильную речь, т.е. в соответствии с ситуацией общения, формой общения (устной или письменной);
· осуществления речевого общения в профессиональной среде в соответствии с вышеуказанными признаками правильной речи.
Общее представление
Студент должен иметь представление:
1) на уровне фонетики:
· о произношении звуков в слове (оглушение, озвончение, редукция);
· о правильной постановке ударения;
· о типах интонационных конструкций.
2) на уровне морфологии:
· о частях речи и их категориях;
· о словообразовательных моделях различных частей речи.
3) на уровне синтаксиса предложения:
· о порядке слов в предложении;
· о средствах связи в предложении.
4) на уровне синтаксиса текста:
· о структуре текста.
5) на уровне стилистики:
· об особенностях общения в научной, официально – деловой, социально – культурной и социально – бытовой сферах.