Тема 8. Оценка психомоторного развития детей.
Тема практического занятия: Психомоторное развитие детей.
Место: учебная комната в соматическом отделении.
Профессиональная ориентация студентов:Умение оценивать психомоторное развитие ребенка необходимый раздел работы врача-педиатра. Общий уровень психомоторного развития отображает состояние центральной нервной системы ребенка. Под влиянием разнообразнейших факторов возникает задержка психического развития детей. Своевременное выявление отклонений в развитии и поведении ребенка имеет важное значение, поскольку позволяет на ранних этапах провести необходимую коррекцию.
Базовый уровень знаний и умений:
Дисциплина | Знать |
Нормальная анатомия | Анатомическое строение нервной системы (центральной, периферической, вегетативной). |
Нормальная физиология | Врожденные безусловные рефлексы новорожденных детей. Типы высшей нервной деятельности. |
План проведения занятия:
№ | Елементы практического занятия | Время (минуты) |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Проверка присутствующих. Тестовый контроль для оценки исходного уровня знаний и его анализ. Преподаватель демонстрирует и объясняет методику оценки психомоторного развития ребёнка в зависимости от его возраста. Студенты самостоятельно работают с больными, собирают анамнез, обследуют их. Преподаватель со студентами совершает обход обследуемых детей. Во время клинического контроля преподаватель проводит заключительный контроль уровня знаний. Выводы и итоговая оценка знаний и умений студентов и задания для самостоятельной подготовки к следующему занятию. | 5 мин 15 мин 15 мин 25 мин 15 мин 5 мин Итого: 80 мин |
Перечень теоретических вопросов:
• Понятие о психомоторном развитии детей, его особенности в разные периоды детского возраста.
• Особенности оценки нервно-психического развития новорожденного.
• Основные критерии оценки психомоторного развития ребенка 1-го года жизни.
• Основные показатели психомоторного развития детей 2-го и 3-го лет жизни.
• Рассчеты коэффициента психического развития ребенка и его оценка.
• Семиотика нарушений нервно-психического развития детей.
• Режим дня для детей разного возраста.
• Типы высшей нервной деятельности и фазовые состояния у детей и их значение для воспитания.
• Элементы нервно-психического воспитания детей раннего возраста (развитие эмоций, эстетическое, моральное и умственное воспитание).
Методика проведения практического занятия:
• После проверки присутствующих и объявление темы занятия с подчеркиванием ее актуальности преподаватель проводит письменный тестовый контроль знаний.
• Анализ выполненных тестов и рассмотрение допущенных ошибок.
• В палате отделения преподаватель демонстрирует методику оценки психомоторного развития ребенка в зависимости от его возраста.
• Преподаватель распределяет больных для курирования, дает задачи.
№ | Задача | Указания преподавателя студентам | Примечание |
Собрать жалобы и анамнез у матери ребенка. Провести объективное обследование ребенка. Сделать вывод в состоянии психомоторного развития ребенка. | Алгоритм сбора анамнеза • Динамика психомоторного развития ребенка: а) развитие эмоций; б) развитие моторики; в) развитие активного языка; г) понимание речи; д) развитие привычек и умений 2. Анамнез жизни: а) ход беременности у матери; б) ход родов; в) состояние здоровья ребенка в периоде новорожденности и грудного возраста; г) заболеваемость ребенка; д) характер вскармливания; е) режим дня ребенка; ж) особенности нервно-психического воспитания ребенка. Алгоритм практической работы студента 1. Осмотр ребенка 1-го года жизни: а) состояние зрительно-ориентировочных реакций; б) состояние слуховых ориентировочных реакций; в)эмоции ребенка; г) движения руки и действия с предметами; д) общие движения; е) активная речь; ж) понимание языка; з) привычки и умения ребенка. 2. Осмотр ребенка 2-го или 3-го года жизни: а) оценка активной речи; б) понимание языка; в) оценка сенсорного развития ребенка; г) действия с предметами и участие в игре; д) развитие моторики; е) оценка привычек ребенка; ж) конструктивная и изобразительная деятельность ребенка. Алгоритм практической работы студента 1. Оценить показатели нервно-психического развития ребенка. 2. Рассчитать коэффициент психического развития ребенка (QD), оценить его уровень. 3. Определить группу и гармоничность развития ребенка с учетом вековых епикризних сроков. Указать ступней задержки нервно-психического развития ребенка. | Необходимо задавать вопросы, которые касаются психомоторного развития ребенка в зависимости от его возраста. Необходимо указать факторы риска нарушений нервно-психического развития ребенка. Обследование ребенка проводится с учетом возрастных особенностей его психомоторного развития. Дать оценку выявленных изменений психомоторного развития ребенка с учетом вековых особенностей. |
• Студенты самостоятельно работают с детьми: собирают анамнез, обследуют их. Оформляют протокол осмотра больного с оценкой психомоторного развития ребенка.
• Преподаватель проводит разбор больных с анализом заключення по психомоторному развитию обследованных детей. Подпись протоколов.
• Во время клинического контроля преподаватель проводит заключительный контроль знаний студентов по данной теме с использованием ситуационных клинических задач.
• Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задачу для самостоятельной подготовки к следующему занятию.
Формы и методы самоконтроля:
Тестовые задачи.
1.Из которого возраста ребенок начинает лепетать?
A.с 4 мес
В. с 6 мес
C.с 8 мес
D.с 10 мес
E.с 12 мес
2.Который из приведенных рефлексов новорожденных принадлежит к рефлексам орального автоматизма?
А. Бабкина
B.Мор
C.Кернига
D.Галанта
E.Бабинского
3.К режиму дня имеют отношение такие понятия, кроме:
A.пребывание на свежем воздухе
B.учебная и игровая деятельность
C.прием пищи
D.продолжительность сна
Е. проветривание и кварциирование палат
4.Ребенок выговаривает отдельные слоги. Знает свое имя. Перекладывает игрушки с руки в руку. Переворачивается из живота на спину. Сидит самостоятельно, если его посадят. Укажите возраст ребенка.
А. 4 мес
B.5 мес
С. 6 мес
D. 7 мес
E.8 мес
5.Ребенок самостоятельно ходит, приседает без опоры. Понимает слово “ нельзя”. Проговаривает 8-10 слов. Самостоятельно пьет с чашки (берет руками, ставит на стол). Укажите возраст ребенка.
A. 8 мес
B.9 мес
C.10 мес
D. 11 мес
Е. 12 мес
6. Ребенок громко кричит, спит около 22 часов в сутки, принимает эмбриональную позу, если ее развернуть, хорошо выраженные врожденные безусловные рефлексы опоры, ползание, автоматической ходьбы, хватательный, Мор, Галанта, Переса. определите возраст ребенка.
A. 1 мес
B. 2 мес
С. новорожденный ребенок
D. 1,5 мес
E. 3 мес
7. Ребенок хорошо отличает близких и чужих. Различает суровые и ласковые интонации. Берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее в руках. Долго лежит на животе, опираясь на ладони и выпрямленные руки. Переворачивается из спины на живот. Ровно стоит при поддержке под подмышки. Ест из ложечки полугустую и густую пищу. Назовите возраст ребенка.
A. 3 мес
B. 4 мес
C. 5 мес
D. 6 мес
E. 7 мес
8. Ребенок выговаривает отдельные слоги. Знает свое имя. Перекладывает игрушки с руки в руку. Переворачивается из живота на спину. Сидит самостоятельно, если ее посадить. Укажите возраст ребенка.
А.4 мес
В.5 мес
C. 6 мес
D.7 мес
E.8 мес
9. Ребенок следит за падающим предметом, ищет игрушки, скрытые под пеленку. На вопрос “где?” находит знакомые предметы в поле зрения. Дает руку. Переходит от одного предмета к другому, держась за них руками. Какой возраст ребенка?
A.5 мес
B.6 мес
C.7 мес
D.8 мес
E. 9 мес
10. Ребенок самостоятельно ходит, приседает без опоры. Понимает слово “ нельзя”. Проговаривает 8-10 слов. Самостоятельно пьет с чашки (берет руками, ставит на стол). Укажите возраст ребенка.
A. 8 мес
B. 9 мес
C. 10 мес
D. 11 мес
E. 12 мес
Эталоны ответов:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
B | A | E | C | E | C | C | C | E | E |
Ситуационные задачи.
Задача 1
Ребенок громко кричит, спит около 22 часов в сутки, принимает эмбриональную позу, если его развернуть, хорошо выраженные врожденные безусловные рефлексы опоры, ползание, автоматической ходьбы, хватательный, Мор, Галанта, Переса. Назовите возраст ребенка.
Задача 2
Ребенку 7 мес. Беременность у мамы сопровождалась ранним и поздним токсикозом. Ребенок родился доношенный, в асфиксии. К груди приложенная на 3-и сутки. Грудь сосала вяло. Головку начала удерживать в 4 мес., узнает голос матери, по разному реагирует на свое и чужое имя, свободно берет игрушку, долго занимается ею, перекладывает с одной руки в другую, радуется второму ребенку, тянется к ней, удерживает голову, из спины переворачивается на живот, но с жыивота на спину не переворачивается, не ползает, неважно опирается на ноги при поддержке под подмышки, выговаривает случайные слоги, с чашки не пьет, но пищу с ложечки ест. На вопрос “где?” не реагирует. Оценить психомоторное развитие ребенка и дать рекомендации матери.
Задача 3
Оценить нервно-психическое развитие ребенка, возрастом 1 год и 6 мес, за шкалой оценки уровня психического развития. Полученные в процессе обследования данные об развитии ребенка внесены в таблицу. Какой прогноз? Дать рекомендации матери.
Линии развития | Надлежащие значения, в мес. | Фактические значения, в мес. |
Понимание языка Активная речь Сенсорное развитие Игра и действия с предметами Общие движения Привычки и умения в процессах |
Эталоны ответов:
Задача 1
Новорожденный ребенок
Задача 2
1. Оценка показателей:
Линии развития | Надлежащие значения, в мес. | Фактические значения, в мес. |
Зрительноориентировочные реакции Слухоориентировочные реакции Эмоции и социальное поведение Движения руки и действия с предметами Общие движения Подготовительные этапы развития активного языка Привычки и умения в процессах |
2. Календарный возраст ребенка (КВ) в неделях: 7x4=28 недели
3. Общий возраст психического развития ребенка (ВПР) в неделях:
(6x4 + 5x4 + 6x4 + 5x4 +6x4 + 6x4 + 6x4) : 7 = 23 недель
4. Определение QD = 23 : 28 х 100 = 82
5. Заключение: Согласно шкалы оценки психического развития нервно-психическое развитие ребенка отвечает слабому нормальному развитию и ее можно отнести к второй группе из нетипичным негармоническим развитием, ІІІ степеня задержки развития. Рекомендован консультация психоневролога.
Задача 3
1. Календарный возраст ребенка (КВ) в мес : 12 + 6 = 18 мес.
2. Общий возраст психического развития ребенка (ВПР) в мес.:
(12 + 12 +11 + 12 + 11 + 11) : 6 = 69 : 6 = 11,5 мес.
3. Определение QD = 11,5 : 18 х 100 = 64
4. Заключение: Согласно шкалы оценки психического развития ребенок отстает в нервно-психическом развитии и ее можно отнести к четвертой группе, с нетипичным развитием, отмечена задержка нервно-психического развития ІІІ степени. Прогноз: ребенок может нуждатся в обучении в специальных школах, не нуждается в опеке, способный овладеть привычками самообслуживания. Рекомендованная консультация и “Д” наблюдение психоневролога.
Технические средства и материальное обеспечение занятия:
• Таблицы:
а) “Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни ”
б) “Показатели нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни ”
в) “Безусловные рефлексы новорожденного ребенка”
г) “Режим дня детей разного возраста”
2) Набор тестовых задач исходного уровня (10 экземпляров).
3) Набор ситуационных клинических задач (5 экземпляров).
4) Методические разработки: “Важнейшие константы детского организма”.
Источники информации.
Основные:
• Чеботарева В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтическая педиатрия. - К., 1999. - С. 91-115.
• Мазурин А.В., Воронцов І.М. Пропедевтика детских болезней. - С-Пб.: Фолиант, 2001. - С.145-172, 175-178.
• Т.В.Капитан Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. - Винница, 2003. - С. 88-103; 117-121.
• Практикум из пропедевтической педиатрии с уходом за детьми / за ред. В.Г.Майданника, К.Д.Богача. - Киев: “Знание Украины”, 2002. - С.23-38.
Приложения:
• Мазурин А.В., Запруднов А.М., Григорьев К.І. Общий уход за детьми. - Москва: “Медицина”, 1998. - С.31-33, 131-150.
• Медицина детства / за ред. П.С.Мощича. - Киев: “Здоровье”, 1994. - Т.1. - С. 107-115; Т.2. - 699-713.
• Майданник В.Г., Дадакина М.А. Диагностика нарушений физического и психического развития детей. - Супрамед, 1995. - С.62-90.
• Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - Москва: “Просвещение”, 1991, 160с.
Программа самоподготовки студентов к теме:
1) Выучить основные критерии и показатели психомоторного развития детей разного возраста.
2) Уметь оценить психомоторное развитие ребенка 1-го года жизни и детей преддошкольного возраста.
3) Обратить внимание на организацию режима дня и основы нервно-психического воспитания детей раннего возраста (развитие эмоций, эстетичное, моральное и умственное воспитание).