Формировать правовую компетенцию путем изучения

Алматы 2014

Силлабус составлен сотрудниками модуля стоматологии детского возраста (проф. Ермуханова Г.Т.,асс. Камиева З.Р.,) на основании типовой программы по стоматологии детского возраста для студентов медвузов, утвержденной приказом и.о. Министром здравоохранения Республики Казахстан от 17 сентября 2010 г. № 731

Обсужден на заседании модуля стоматологии детского возраста. Протокол № 1 от «29 » августа 2014г.

Заведующий модуля, профессор Ермуханова Г.Т.

1. Общие сведения:

1.1.Казахский национальный медицинский университет

1.2.Модуль « стоматологии детского возраста»

1.3.Дисциплина – Стоматология детского возраста код ПДО 08

1.4.Специальность 051302 «Стоматология»

1.5.Объем учебных часов: 405

1.6.Курс 5, Семестр 9,10

Сведения о преподавателях

№ п/п ППС Степень, должность Приоритетные научные интересы
1. Ермуханова Г.Т. Д.м.н., профессор «Опухолевые заболевания и опухолеподобные образования головы и шеи»
2. Есім Ә.Ж. Д.м.н., профессор «Заболевания ВНЧС, врожденная патология»
3. Кабулбеков А.А. Д.м.н., профессор «Профилактика стоматологического заболевания»
4. Камиева З.Р. ассистент «Состояние зубочелюстной системы и особенности оказания стоматологической помощи детям с патологией щитовидной железы»
5. Ибрагимова К.Х. ассистент «Инновационые методы профилактики кариеса зубов у детей»
6. Король Л.У. ассистент «Воспалительные заболевания ЧЛО у детей и методы хирургического лечения»
7. Коробкина Т.В. ассистент «Особенности зубочелюстной системы у детей в районе иододефицита при оптимальном содержание фтор воде и оказание им лечебно-профилактической помощи»
8. Утепов Д.К. ассистент Реабилитация детей с врожденными расщелинами губы и неба
9. Ахмед Х.И. к.м.н., ассистент Воспалительные заболевания ЧЛО у детей
10. Фазылов Ж.А. к.м.н., ассистент Воспалительные заболевания ЧЛО у детей

1.8. Контактная информация:Место нахождения кафедры: Алматы, ул. Толе би 88, модуль стоматологии детского возраста: тел. -

Электронный адрес модуля – [email protected]

1.9. Политика дисциплины:

В процессе прохождения занятий студент должен выполнять следующие требования:

- своевременно приступать к занятиям строго по расписанию;

- иметь санитарную книжку с допуском к лечебной работе;

- иметь сменную обувь, одежду (чистый халат или хирургический костюм, колпак, маску, перчатки);

- изучить и строго соблюдать правила техники безопасности и охрану труда на рабочем месте, производственную санитарию;

- подчиняться правилам внутреннего распорядка, действующим на соответствующей клинической базе;

- посещать все лекционные занятия; иметь лекционную тетрадь по стоматологии детского возраста;

- в конце учебного года студент после завершения учебной программы сдает государственный экзамен по стоматологии детского возраста;

- экзамен по стоматологии детского возраста в 2-этапа: 1-этап тестирование в ЦТ (когнитивной и правовой компетенции), 2-этап ОСКЭ по перечню практических навыков и коммуникативные. Оценивается по установленной балльно-рейтинговой буквенной системе, результаты вносятся в ведомость.

В течение изучаемой дисциплины оцениваются компетенции, определенные образовательной программой в соответствии с Моделью медицинского образования КазНМУ:

- когнитивные и операциональные знания на каждом занятии;

- коммуникативные навыки – 2 раза по детской терапевтической стоматологии, 2 раза по детской хирургической – стационар, поликлиника);

- правовые – 2 раза по детской терапевтической стоматологии, 2 раза по детской хирургической – стационар, поликлиника);

-. защита 9 тем СРС по одной из избранных форм в установленное время по тематическому плану (4- терапевтической, 5- хирургической детской стоматологии- 3 (пол), 2 (стац)

- сдача рубежного контроля на 9, 17, 26, 34 занятиях.

Расписание занятии: 1 смены – 8.00-13.20; 2 смены-13.30-19.20, перерыв 10.30-11.00; 16.00-16.30.

Штрафные меры:

Студент, пропустивший занятия должен отработать:

- если причина уважительная – болезнь, предоставляется справка, подтвержденная врачом студенческой поликлиники;

- студент, пропустивший 30 % от объема лекционных и практических занятий, направляется на повторное прохождение цикла по пропущенной дисциплине или отчисляется из вуза.

Программа.

Введение.

Теоретическая и практическая подготовка согласно учебной программе

- овладение методами обследования детей с заболеваниями пародонта;

- изучение особенности клинического течения;

- методы диагностики, лечения и профилактики болезни пародонта у детей;

- изучение особенностей течения заболеваний слизистой полости рта у детей;

- обоснование клинического диагноза;

- составление плана и лечения детей с заболеваниями слизистой полости рта.

Детский возраст имеет свои характерные особенности в проявлении и течении патологических процессов челюстно-лицевой области, в периоде новорожденности и в грудном возрасте, когда формируются лицо, челюстные кости и закладывается структура твердых тканей зубов. В зависимости от состояния здоровья матери и ребенка, влияния наследственных факторов развивается или проявляется наследственная патология или формируются пороки развития твердых тканей зуба. Поэтому от практического врача требуется знание возрастной анатомии и физиологии ребенка; умение определять сроки и выбирать методы предупреждения заболеваний, консервативного или хирургического лечения; умение своевременно распознавать врожденные пороки развития и предупреждать дальнейшее развитие аномалий и деформаций зубочелюстной системы.

Врач-стоматолог должен быть хорошо ориентирован в современных принципах организации стоматологической помощи детскому населению, уметь организовать профилактику основных стоматологических заболеваний у детей, проводить плановую санацию полости рта у организованного детского населения и санацию по обращаемости.

2.2 Цель дисциплины:

1) Формировать когнитивные знания по:

- этиологии и особенностям клинического течения стоматологических заболеваний и патологии челюстно-лицевой области у детей и подростков;

- методам диагностики стоматологических заболеваний и патологии челюстно-лицевой области у детей и подростков;

- способам лечения детей и подростков со стоматологическими заболеваниями и патологией челюстно-лицевой области;

- принципам реабилитации детей и подростков со стоматологическими заболеваниями и патологией челюстно-лицевой области.

2) Формировать операциональные навыки:

- выяснения и детализации жалоб ребенка;

- сбора анамнеза;

- проведения и интерпретации результатов осмотра;

- пальпации регионарных лимфатических узлов и интерпретации полученных данных;

- интерпретации результатов рентгенологического исследования;

- заполнения учетно-отчетной документации.

3) Развивать коммуникативные навыки:

- путем введения новых терминов и понятий: «Вербальная и невербальная коммуникация», «Выяснение и детализация жалоб», «Анамнез заболевания», «Анамнез жизни», «Пальпация регионарных лимфатических узлов», «Интерпретация результатов рентгенологического исследования»;

- вербальной и невербальной коммуникации в процессе обследования ребенка со стоматологическими заболеваниями и патологией челюстно-лицевой области.

Формировать правовую компетенцию путем изучения

- протокола обследования стоматологического больного терапевтического профиля;

- отчетно-учетной документации врача-стоматолога-терапевта и правил ее ведения и хранения.

5) Развивать мотивацию студентов к изучению темы:«Основные и дополнительные методы обследования детей со стоматологическими заболеваниями и патологией челюстно-лицевой области. Правила ведения медицинской документации».

2.3. Задачи обучения:

· научить распознавать клинические проявления врожденной патологии лица, костей лицевого скелета и органов полости рта у детей и подростков;

· научить распознавать клинические проявления патологии тканей пародонта, слизистой оболочки полости рта у детей и подростков;

· знать патологию губ и языка у детей и подростков;

· ориентироваться в проблемах детской онкостоматологии, проводить дифференциальную диагностику между различными нозологическими формами доброкачественных опухолей и опухолеподобных образований мягких тканей, костей лицевого скелета и органов полости рта у детей и подростков;

· правильно разрабатывать лечебную тактику при травмах временных и постоянных зубов у детей;

· знать принципы проведения первичной хирургической обработки ран мягких тканей лица у детей;

· уметь оказывать первую медицинскую и квалифицированную стоматологическую помощь при переломах челюстных костей и костей лицевого скелета у детей и подростков;

· ориентироваться во врожденной и приобретенной патологии височно-нижнечелюстного сустава у детей и подростков.

2.4. Конечные результаты обучения:

· овладение методикой проведения обследования ребенка;

· овладение методами обследования состояния тканей пародонта с использованием индексов PMA, ПИ, CPITN;

· овладение методикой проведения местного медикаментозного лечения заболеваний пародонта,

слизистой полости рта, красной каймы губ.

· организация работы стоматологического кабинета, знание техники безопасности при работе со

стоматологическим оборудованием;

· овладение методикой проведения обследования ребенка с гнойно-воспалительными

заболеваниями челюстно-лицевой области у детей;

· овладение методикой дренирования гнойно-воспалительных очагов челюстно-лицевой области

у детей;

· определение положения уздечки верхней и нижней губ и языка, глубины преддверия полости

рта;

· овладение методикой проведения операции френулотомии, френулэктомии, вестибулопластики;

· овладение методикой обследования детей и подростков с патологией височно-

нижнечелюстного сустава;

· определение показаний к различным методам лечения при доброкачественных опухолях и

опухолеподобных образованиях мягких тканей лица, органов полости рта, костей лицевого

скелета.

· составление плана поэтапной реабилитации детей с расщелинами губы и неба

2.5. Пререквизиты:детские болезни, профилактика стоматологических заболеваний, пропедевтика стоматологии детского возраста и ортодонтия. фармакология, инфекционные болезни, основы психологии, коммуникативные навыки, внутренние болезни, оториноларингология.

2.5. Постреквизиты: стоматологические дисциплины по интернатуре

2.6. Краткое содержание дисциплины: Организация детской стоматологической помощи. Санитарные нормы основных и вспомогательных помещений детского стоматологического отделения, их оснащение. Рабочее место врача-стоматолога детского, медсестры, санитарки. Штаты врачей и вспомогательного персонала. Учетно-отчетная документация. Этика и деонтология.

Особенности строение тканей пародонта у детей. Методы обследования детей с заболеваниями пародонта. Гингивиты у детей. Этиология, патогенез, особенности клинического течения, методы диагностики и лечения. Пародонтиты. Этиология, патогенез, особенности клинического течения, методы диагностики и лечения. Быстропрогрессирующий агрессивный пародонтит у детей. Этиология, патогенез, особенности клинического течения, методы диагностики и лечения. Профилактика заболеваний пародонта у детей.

Особенности строения слизистой полости рта в различные возрастные периоды. Классификация болезней слизистой полости рта у детей по Т.Ф.Виноградовой. Методы обследования детей с заболеваниями слизистой полости рта. Травматические повреждение слизистой полости рта. Клиника, лечение. Изменения слизистой полости рта при инфекционных и соматических заболеваниях. Клиника, лечения. Проявление СПИДа и специфических заболеваний в полости рта у детей. Методы диагностики, особенности клинического течения, принципы лечения и профилактики. Вирусные заболевания слизистой полости рта у детей. Острый герпетический стоматит. Особенности клинического течения, лечение, профилактика. Рецидивирующий герпетический стоматит. Особенности клинического течения, лечение, профилактика. Вирусные бородавки, герпангина, везикулярный стоматит у детей. Особенности клинического течения, лечение, профилактика. Грибковые заболевания у детей. Острый псевдомембранозный кандидоз. Особенности клинического течения, лечение, профилактика. Хронические кандидозы у детей. Особенности клинического течения, лечение, профилактика. Аллергические болезни слизистой полости рта у детей. Медикаментозный стоматит. Особенности клинического течения, лечение, профилактика. Рецидивирующие афты полости рта у детей. Особенности клинического течения, лечение, профилактика. Многоформная экссудативная эритема у детей. Синдром Стивенса – Джонсона. Синдром Лайелла. Особенности клинического течения, лечение, профилактика. Заболевания губ у детей. Особенности клинического течения, лечение, профилактика. Заболевания языка у детей. Особенности клинического течения, лечение, профилактика.

Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области (одонтогенные и неодонтогенные). Абсцессы и флегмоны челюстно-лицевой области у детей. Особенности клинического течения и диагностики. Принципы лечения. Острые и хронические остеомиелиты челюстных костей у детей.

Травмы зубов, повреждения мягких тканей лица, переломы костей лицевого скелета, особенности клинического течения, диагностики и лечения.

Врожденные пороки развития тканей, органов и систем у детей. Классификация. Этиологические факторы. Принципы поэтапной реабилитации детей с расщелинами верхней губы и неба. Задачи центров по диспансеризации детей с ВРГН.

Опухолевые процессы челюстно-лицевой области у детей. Классификация, гистологическая классификация, этиологические факторы. Клинические проявления различных опухолей и опухолеподобных образований мягких тканей лица и полости рта у детей. Заболевания височно-нижнечелюстного сустава, клиника, диагностика, методы лечения. Возможные осложнения.

Тематические планы, лекций, практических занятий, темы, форма проведения и продолжительность, время консультаций, рубежного и итогового контролей

Тематический план лекций

(продолжительность академического часа 50 минут)

Наименования тем лекций Часы Форма проведения
1. Болезни пародонта у детей. Классификации болезней пародонта. Этиология. Методы диагностики. Обзорная лекция
2. Особенности клинического течения и лечения заболеваний пародонта у детей, профилактика. Лекция пресс- конференция
3. Особенности строения слизистой полости рта у детей в возрастном аспекте. Классификации заболеваний и повреждений СОПР. Обзорная лекция
4. Вирусные заболевания слизистой полости рта у детей. Этиология, патогенез. Методы диагностики, клиника, лечение и профилактика. Проблемно-ориентированная лекция
5. Грибковые болезни. Острые и хронические кандидозы слизистой полости рта у детей. Клиника, лечение. Проблемно-ориентированная лекция
6. Повреждения слизистой полости рта. Изменения слизистой полости рта при инфекционных и соматических заболеваниях у детей. Обзорная лекция
7. Аллергические болезни слизистой полости рта у детей. Медикаментозный стоматит. Рецидивирующие афты. Клиника, лечение. Многоформная экссудативная эритема. Синдром Стивенса – Джонсона. Синдром Лайелла. Клиника, лечение. Обзорная лекция
8. Болезни губ и языка у детей. Клиника, диагностика и лечение. Обзорная лекция
9. Причины детского травматизма, меры по предупреждению. Травма зубов у детей. Травмы мягких тканей и костей лица. Клиника, диагностика и лечение. Лекция пресс- конференция
10. Болезни височно-нижнечелюстного сустава у детей. Классификация, этиология, клиника, диагностика и комплексное лечение. Лекция пресс- конференция
11. Одонтогенный, гематогенный и специфические остеомиелиты костей лицевого скелета у детей. Классификация, клиническое течение, диагностика и лечение. Обзорная лекция
12. Врожденная патология лица. Врожденные расщелины верхней губы и неба. Классификация, этиология, патогенез, клиника, диагностика. Сроки и принципы комплексного лечения. Лекция пресс- конференция
13. Опухоли и опухолеподобные образования мягких тканей челюстно-лицевой области у детей. Классификация, клиническое течение, диагностика, методы и принципы лечения, исходы. Обзорная лекция
14. Опухоли и опухолеподобные образования челюстных костей у детей. Классификация, клиническое течение, диагностика, принципы и методы лечения, исходы. Лекция пресс- конференция
15. Методы и принципы лечения аномалий развития и деформаций челюстных костей, зубов, уздечек губ, языка и слизистой полости рта. Реплантация и вопросы имплантации в детской стоматологии Обзорная лекция
  Всего часов:  

Тематический план практических занятий

(продолжительность академического часа 50 минут)

Наименования тем по детской терапевтической стоматологии Часы Форма проведения
1. Особенности строения тканей пародонта у детей. Методы обследования детей с заболеваниями пародонта Презентация, блиц-опрос
2. Гингивиты у детей. Этиология, патогенез, особенности клинического течения, методы диагностики и лечения. Метод «цепочка», «515»
3. Пародонтиты у детей. Этиология, патогенез, особенности клинического течения, методы диагностики и лечения. Быстропрогрессирующий агрессивный пародонтит у детей. Этиология, патогенез, особенности клинического течения, методы диагностики и лечения.   Составить алгоритм диагностики и лечения, метод «цепочка». Составить алгоритм диагностики, лечения
4. Профилактика заболеваний пародонта у детей. Дискуссия, «515»
Особенности строения слизистой полости рта в различные возрастные периоды. Классификация болезней слизистой полости рта у детей по Т.Ф.Виноградовой. Презентация, решение ситуационных задач
6. Методы обследования детей с заболеваниями слизистой полости рта. Эссе, решение ситуационных задач,«515»
7. Травматические повреждения слизистой полости рта у детей. Клиника лечение. Кейс-стади, решение ситуационных задач
8. Изменения слизистой полости рта при инфекционных и системных заболеваниях. Клиника, лечение. Составить алгоритм диагностики и лечения, блиц-опрос «515»
9. Проявления СПИДа и специфических заболеваний в полости рта у детей. Методы диагностики, особенности клинического течения, принципы лечения и профилактика. Составить алгоритм диагностики и лечения, блиц-опрос, решение ситуационных задач
  Рубежный контроль    
10. Вирусные заболевания слизистой полости рта у детей. Острый герпетический стоматит. Особенности клинического течения, лечение, профилактика. Кейс-стади, решение ситуационных задач,«515»
11. Рецидивирующий герпетический стоматит. Особенности клинического течения, лечение, профилактика. Составить алгоритм диагностики и лечения, блиц-опрос, решение ситуационных задач
12. Вирусные бородавки, герпангина, везикулярный стоматит у детей. Особенности клинического течения, лечение, профилактика. Эссе, составить алгоритм диагностики, лечения, решение ситуационных задач,«515»
Грибковые заболевания у детей. Острый псевдомембранозный кандидоз. Особенности клинического течения, лечение, профилактика. Хронические кандидозы у детей. Особенности клинического течения, лечение, профилактика. Составить алгоритм диагностики и лечения, блиц-опрос, решение ситуационных задач,«515»
Аллергические болезни слизистой полости рта у детей. Медикаментозный стоматит. Особенности клинического течения, лечение, профилактика. Рецидивирующие афты полости рта у детей. Особенности клинического течения, лечение, профилактика.   Составить алгоритм диагностики и лечения, блиц-опрос, решение ситуационных задач,«515»
15. Многоформная экссудативная эритема у детей. Синдром Стивенса – Джонсона. Синдром Лайелла. Особенности клинического течения, лечение, профилактика. Составить алгоритм диагностики и лечения, эссе, решение ситуационных задач,«515»
16. Заболевания губ у детей. Особенности клинического течения, лечение, профилактика. Эссе, составить алгоритм диагностики и лечения, решение ситуационных задач
Заболевания языка у детей. Особенности клинического течения, лечение, профилактика. Составить алгоритм диагностики и лечения, блиц-опрос,решение ситуационных задач
  Рубежный контроль    
Травмы зубов у детей. Особенности клинического течения, диагностики и лечения. Реабилитация ребенка с острой травмой зуба. Презентация. Кейс-стади  
Повреждения мягких тканей лица у детей. Особенности клинического течения, диагностики и хирургического лечения. Показания к госпитализации. Сочетанные повреждения челюстно-лицевой области у детей. Особенности клинического течения, диагностики и принципы лечения «Мозговой штурм». Блиц-опрос. Кейс-стади.
Особенности клинического течения, диагностики и принципы лечения переломов верхней челюсти у детей Презентация. Блиц-опрос. Кейс-стади.
Особенности клинического течения, диагностики и принципы лечения переломов нижней челюсти у детей Блиц-опрос. Кейс-стади. Набор рентгенограмм
Показания и особенности выполнения операции по устранению коротких уздечек губ и языка. Методы пластических операций при мелком преддверии и аномалиях слизистой оболочки полости рта. Презентация. Блиц-опрос. Кейс-стади.
Болезни височно-нижнечелюстного сустава у детей и подростков. Клиника, диагностика. Методы и принципы лечения. Исходы лечения презентация рентгенограммы
Одонтогенные воспалительные кисты челюстей от молочных зубов у детей. Особенности клинического течения, диагностики и лечения. презентация фотография,
Принципы поэтапной реабилитации детей с ВРГН презентация рентгенограммы фотография,
Цель и задачи центров по диспансеризации и реабилитации детей с ВРГН презентация рентгенограммы
  Рубежный контроль    
  Стационар    
Абцессы и флегмоны челюстно-лицевой области у детей.особенности клинического течение,лечение ,исходы. Фурункулы и карбункулы челюстно-лицевой области у детей. Особенности клинического течения, лечение, .исходы. операция, схема операций
Острый одонтогенный остеомиелит челюстных костей у детей. Особенности клинического течения, диагностики и хирургического лечения. Презентация. Видеоальбом. Алгоритм. обследования и лечения
Хронический остеомиелит костей лицевого скелета. Клинико-рентгенологические формы одонтогенного остеомиелита челюстей, их диагностика и лечение. Презентация. Видеоальбом. Алгоритм. обследования и лечения
30. Гематогенный остеомиелит челюстных костей у детей. Особенности клинического течения, диагностики и лечения. альбом, схема
Врожденная расщелина верхней губы. Клиника, диагностика, принципы хирургического лечения, исходы операций. презентация, схема
32. Врожденная расщелина неба. Клиника , диагностика,принципы хирургического лечения, исходы операций. МРТ, таблицы
33. Опухоли и опухолеподобные образования мягких тканей лица и полости рта у детей. Дифференциальная диагностика, принципы хирургического лечения. Исходы. рентгенограммы, фотографии и демонстрация больных
34. Доброкачественные опухоли и опухолеподобные образования костей лицевого скелета у детей. Дифференциальная диагностика. Принципы хирургического лечения. Исходы. Реабилитация детей с послеоперационными дефектами челюстных костей. Презентация. Видеоальбом. Алгоритм. обследования и лечения
35. Злокачественные опухоли мягких тканей и челюстей у детей и принципы организации лечения детей со злокачественными новообразованиями.   Презентация. Видеоальбом. Алгоритм. обследования и лечения
  Рубежный контроль    
  Всего  

Тематический план для самостоятельной работы под руководством преподавателя

(продолжительность академического часа 50 минут)

Наши рекомендации