Микрофлорой

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

УСЛОВНО-ПАТОГЕННОЙ

МИКРОФЛОРЫ

Определенную роль в пищевых ток-сикоинфекциях могут играть некоторые бактерии, объединяемые названием «ус­ловно патогенные». К ним относят бак­терии группы кишечной палочки (БГКП) и протея, которые чаще являются винов­никами пищевых заболеваний. Эти бак­терии довольно широко распространены во внешней среде, встречаются или по­стоянно обитают в кишечном канале жи­вотных и человека. Как и бактерии рода сальмонелла, морфологически представ­ляют собой палочки с закругленными концами или овальной формы. За исклю­чением некоторых являются подвижны­ми, по Граму окрашиваются отрицатель­но, спор и капсул не образуют, аэробы, хорошо растут на обычных питательных средах.

Нязв£ние_^,ицтечная палочка» носит собирательный характер, так как вклю­чает в себя большое количество разно­видностей, отличающихся друг от друга культуральными, биохимическими, серо­логическими и патогенными свойствами. Название «эшерихия» эта группа микро­организмов получила в честь немецкого ученого Эшериха, который в числе пер­вых в 1885 г. выделил кишечную палоч­ку. Бактерии группы кишечной палочки имеют сложное строение антигена. В от­личие от сальмонелл они имеют не два, а три различных антигена: О (соматиче­ский), Н (жгутиковый) и К (капсульный). Среди всей этой группы бактерий встре­чаются патогенные серовары, условно патогенные и даже полезные для челове­ка. Полезная для человека роль кишеч­ной палочки сводится к ее участию в син­тезе витаминов комплекса В и К, а так­же в антагонистическом действии на сибиреязвенные и дизентерийные палоч­ки, стафилококки и др. Серологическая типизация кишечной палочки по О-анти-гену позволяет отличить патогенные штам­мы от непатогенных.

Биохимически БГКП весьма активны. Все они расщепляют лактозу, глюкозу, маннит, мальтозу, декстрозу, галактозу и ксилозу; разжижают желатин, редуци­руют нитраты в нитриты, подавляющее большинство образует индол, но они не разлагают инозита и не образуют серово­дород. Для выделения кишечной палоч­ки из различных объектов и дифферен­циации их подгрупп в лабораторных ус­ловиях широко используют элективные среды Эндо, Левина, Хейфеца, В. М. Кар-ташовой, Симонса, Кларка, «нитрин-б», для определения коли-титра среду Кес-слера и т. д.

Бактерии группы протея также име­ют различную антигенную структуру, которая положена Кауфманом и Перчем в основу серологической типизации и диагностики. На основании ряда кудь-турально-биохимических признаков опи­саны такие виды протея, как Proteus vulgaris, mirabilis, morganii, rettgeri и др. Наиболее постоянным признаком для всех видов протея является способ­ность разлагать мочевину.

Все условно патогенные микроорга­низмы обладают относительно высокой устойчивостью. На различных объектах внешней среды сохраняются от 10 суток до 6 месяцев, устойчивы к высоким кон-

центрациям поваренной соли и к высы­ханию, не погибают при минусовых тем­пературах, жизнеспособны в сырой ко­лодезной и водопроводной воде и т. д. Быстро погибают эти бактерии при тем­пературе 68°С и выше.

ПАТОГЕННОСТЬ

К настоящему времени систематизи­ровано, около 100 патогенных серотипов кишечной палочки, вызывающих забо­левания у человека, животных и птиц. Из представителей группы кишечной па­лочки наиболее патогенной следует счи­тать подгруппу A. aerogenes. Эти бакте­рии часто вызывают колибактериоз у те­лят и детей, тяжелые маститы у коров, острое воспаление легких и мочеполовых путей у человека и животных. Кроме за­болевания животных и человека, некото­рые виды бактерий кишечной палочки вызывают порчу молока и молочных про­дуктов. Бактерии группы протея у жи­вотных иногда вызывают тяжелые гаст­риты, гастроэнтериты. Они также могут отягощать основное заболевание (у мо­лодняка животных — сальмонеллез, у человека — раневую инфекцию), вызы­вая секундарную инфекцию.

Длительное время считали, что эти условно патогенные бактерии у людей не вызывают пищевых заболеваний. Такое утверждение обосновывали тем, что ки­шечная палочка постоянно обитает в же­лудочно-кишечном тракте человека, а Вас. proteus vulgaris в 6-8% случаев об­наруживают в кишечнике здоровых лю­дей. На основании многочисленных ис­следований и наблюдений в последние десятилетия эпидемиологическая роль условно патогенных бактерий, особенно кишечной палочки и протея, в возникно­вении пищевых токсикоинфекций у лю­дей полностью доказана. Доказано и то, что далеко не все штаммы кишечной па­лочки способны вызвать у человека пищевое заболевание, а токсикоинфекцию вызывают только те, которые приобрели и имеют известную степень патогеннос-ти. Одним из условий возникновения ток­сикоинфекций данной этнологии являет­ся большая обсемененность этими бакте­риями пищевых продуктов.

Инкубационный период при токси­коинфекций колибактериоидной этиоло­гии у людей составляет от .8 часов до 1 суток. Клинически проявляется схват­кообразными болями в области живота, тошнотой и жидким многократным сту­лом. Температура тела бывает чаще нор­мальной и редко повышается до 38-39°С, выздоровление наступает через 1-3 суток.

Пищевые токсикоинфекций, вызы­ваемые протеем, развиваются обычно через 8-20 часов после приема пищи. За­болевание может иметь бурное начало, сопровождаться режущими болями в ки­шечнике, тошнотой, рвотой, поносом. Бо­лезнь длится 2-3, иногда 5 суток. В тя­желых случаях наблюдают цианоз, су­дороги, упадок сердечной деятельности, приводящие к летальному исходу (смерт­ность до 2%). Процесс возникновения и развития заболевания аналогичен с та­ковым при пищевых сальмонеллезах, так как непременным условием является также попадание в организм человека живых бактерий вместе с пищевыми про­дуктами.

Наши рекомендации