Дифенин применяют при нижеперечисленных формах эпилепсии

1) больших припадках эпилепсии

2) при фокальной форме эпилепсии

3) при эпилептическом статусе

4) при сердечных аритмиях

5) при атриовентрикулярной блокаде

12.ПРИ МИОКЛОНУС – ЭПИЛЕПСИИ ЭФФЕКТИВЕН

1) дифенин

2) этоксуксимид

3) клоназепам

4) фенобарбитал

5) карбамазепин

13.ВИНПОЦЕТИН УМЕРЕННО СНИЖАЕТ АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ И УЛУЧШАЕТ МОЗГОВОЕ КРОВООБРАЩЕНИЕ,К МЕХАНИЗМУ ДЕЙСТВИЯ ЭТОГО ПРЕПАРАТА ОТНОСЯТСЯ

1) ганглиоблокирующее действие

2) спазмолитическое действие

3) ингибирование фосфодиэстеразы

4) блокада альфа-2-адренорецепторов

5) накопление цАМФ

14.ОПРЕДЕЛИТЬ ПРЕПАРАТ. Относится к средствам, повышающим мозговой кровоток, блокаторам кальциевых каналов, является производным дигидропиридина, обладает нейропротекторной активностью, снижает тонус артериол мозга, увеличивает оксигенацию тканей мозга, применяется после перенесенной острой ишемии мозга, субарахноидальном кровоизлиянии, хронической ишемии мозга

1) нимодипин

2) циннаризин

3) винпоцетин

4) ницерголин

5) ксантинола никотинат

15.ВЫБЕРИТЕ ОДИН НАИБОЛЕЕ ВЕРНЫЙ ВАРИАНТ, НИЦЕРГОЛИН ЯВЛЯЕТСЯ

1) блокатором кальциевых каналов

2) производным пирензепина

3) a- адреноблокирующим, спазмолитическим препаратом

4) производным никотиновой кислоты

5) производным пуриновых алколоидов

16.ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ГЕПАРИНА

1) повышает синтез тромбоксана

2) ингибирует образование простациклина

3) образует комплекс с антитромбином III

4) блокирует тромбин

5) конкурирует с витамином К

17.ДЛЯ РАСТВОРЕНИЯ СВЕЖИХ ТРОМБОВ ПРИМЕНЯЮТ

1) викасол

2) гепарин

3) фенилин

4) тиклопидин

5) стрептодеказа

Ответы тестов для рубежного контроля по модулю «Нервная система»

Тесты  
Тест №1 1,2,3,4
Тест №2
Тест №3 1,2,3,5
Тест №4
Тест №5
Тест №6
Тест №7
Тест №8 1,2,3,4
Тест №9 2,3,4,5
Тест №10
Тест №11 1,2,4
Тест №12
Тест №13
Тест №14
Тест №15
Тест №16
Тест №17

Модуль «Дыхательная система»

Лекционный комплекс по модулю «Дыхательная система»

Лекция №1

1. Тема: «Принципы антимикробной терапии и выбор препарата при пневмонии. Особенности действия и использования у детей»

2.Цель:формирование знаний особенностей фармакокинетики и фармакодинамики антимикробной терапии и выбор препарата при пневмонии.

Тезисы лекций

Болезни органов дыхания относятся к числу широко распространенных заболеваний. Среди них значительный процент составляют больные пневмонией. Это связано с урбанизацией жизни современного общества, сопровождающейся загрязнением окружающей среды и широким распространением среди населения вредной привычки курение. В последнее время увеличилось количество атипично протекающих пневмоний. Углубленное изучение привело к выделению новых возбудителей пневмонии. Создаются новые антибактериальные средства и параллельно этому увеличивается число осложнений лекарственной терапии. Все это подчеркивает актуальность проблемы. При внебольничной пневмонии наиболее частыми возбудителями являются: пневмококки, микоплазма, гемофильная палочка. У больных с вторичными иммунодефицитными состояниями и тяжелой соматической патологией в качестве возбудителей пневмонии, наряду с гемофильной палочкой и микоплазмами, часто встречаются стафилококки, грамотрицательная флора и микробные ассоциации. Источниками аспирационных пневмоний являются анаэробы из ротоглотки, стафилококки и микробные ассоциации. Залогом успешной фармакотерапии больного пневмонии является эрадикация возбудителя инфекционного агента. Однако, результаты микробиологического анализа бывают готовы через 3-5 дней после взятия мокроты. Поэтому принципы эмпирической антибактериальной терапии в настоящее время являются основой для первоначального выбора препаратов.

Ведущая роль инфекции бронхолегочного аппарата в развитии пневмонии требует назначение антибиотиков. При нетяжелом течении пневмонии у больных до 60 лет без сопутствующей патологии препаратами выбора являются амоксициллин или макролиды II поколения, а в качестве альтернативного препарата допустимо применение доксициклина. У больных с наличием сопутствующих заболеваний препаратами выбора считаются амоксициллины (клавуланат, а в качестве альтернативных препаратов выступают цефуроксим) цефаклор+макролиды. В качестве препарата выбора нередко используют бензилпенициллина натриевую или калиевую соли по 500 000 – 1000 000 ЕД внутримышечно 4-6 раз в сутки. Это оправдано при пневмококковой (крупозной) пневмонии. В последнее время для лечение пневмоний все чаще используются «респираторные» фторхинолоны (левофлоксацин), которые обладают широким спектром действия, включающим основные возбудители респираторных инфекций.

4. Иллюстративный материал:электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре)

5. Литература:

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Издание десятое –М.: Медицина ГЭОТАР, 2008. – с. 750

2. Маркова И.В., Неженцев М.В. Фармакология. С-Петербург. 2001. – С. 7-31.

Дополнительная:

1. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология по Гудману и Гилману. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006 г. 1648 с.

2. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.- С. 26 – 80.

3. Клиническая фармакология и фармакотерапия. Под редакцией акад. РАМВ В.Г.Кукес и проф. А.К. Стародубцева.- М.: Издательский дом ГЭОТАР- МЕД., 2004. – 631 с.

4. Л.В.Деримедведь, И.М. Перцев, Е.В. Шуванова, И.А.Зупанец, В.Н. Хоменко «Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии» -Издательство «Мегаполис» Харьков 2002.- 782 с.

5. Справочник врача общей практики. Издание Москва ЭКСМО – Пресс, 2002. т. 1-2.

6. Лоуренс Д.Р., Бенетт П.Н. Клиническая фармакология. – М.: Медицина, 2002, т.1-2. – 669 с.

7. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.

Контрольные вопросы (обратная связь)

1. Какие возбудители наиболее часто встречаются при внебольничной пневмонии?

2. Какие антибиотики являются препаратами выбора при внебольничной пневмонии?

3. Какие средства являются препаратами выбора у больных с пневмонией на фоне сопутствующих заболеваний?

4. Какие препараты из группы фторхинолонов применяются при пневмонии?

Лекция №2

1. Тема: «Основные принципы и выбор средств, применяемых при синдроме нарушения бронхиальной проходимости. Особенности их применения у детей»

2. Цель:формирование представления об общих закономерностях действия средств, влияющих на функции органов дыхания для обеспечения рационального выбора препаратов при синдроме бронхиальной обструкции, в том числе и у детей.

Тезисы лекции

1. Стимуляторы β-адренергических рецепторов:

а) прямого действия – адреналин (α –β адреномиметик), изопреналин (βадреномиметик), тербуталин, салбутамол, фенотерол, сальметерол (преимущественно β2 адреномиметики ) и др.;

б) непрямого действия (эфедрин - симпатомиметик и препараты, в состав которых он входит: теофедрин, солутан и т.д.).

2. М-холиноблокаторы: атропина сульфат, платифиллин, метацин, ипратропиум бромид.

3. Метилксантины — препараты, действующие на гладкую мускулатуру бронхов непосредственно (миолитики): теофиллин, эуфиллин, аминофиллин, диафиллин, дипрофиллин и т.д.

Основные группы бронхолитических средств: стимулирующие β-2 – адренорецепторы, М-холиноблокаторы, спазмолитики миотропного действия.

Метилксантины обладают бронходилатирующими свойствами и наиболее широко используются при бронхиальной астме. Они оказывает комплексное действие: блокируют рецепторы аденозина и тем самым воздействуют на пуринергическую тормозящую систему; усиливают синтез и высвобождение эндогенных катехоламинов в коре надпочечников; улучшают сократительную способность “истощенной” диафрагмальной мышцы

Особое место в терапии бронхиальной астмы занимают глюкокортикоиды (ГК) с их многогранным действием на все звенья патогенеза заболевания. ГК незаменимы во всех случаях тяжелого течения астмы. Насколько надежны они при всех формах БА, настолько спорными представляются детали механизма их действия. Наиболее существенны из них следующие: торможение синтеза или высвобождение медиаторов воспаления, в том числе Pg; потенцирование эффекта катехоламинов за счет увеличения количества и/или эффективности цАМФ; торможение М-холинергической стимуляции за счет снижения количества и/или эффективности цГМФ; прямое действие на гладкие мышцы бронхов. В настоящее время чаще назначают преднизолон и триамцинолон, что обусловлено стойкостью и выраженностью их лечебного эффекта, возможностью варьировать малые дозы, лучшей переносимостью по сравнению с кортизоном. Они меньше задерживают в организме натрий и воду, однако для преднизолона характерным является ульцерогенный эффект, а для триамцинолона — похудание, мышечная слабость, атрофии (“триамцинолоновая миастения”). Весьма эффективен метилпреднизолон (урбазон), который хорошо переносится больными, по действию близок к преднизолону, однако имеет перед ним существенное преимущество — он почти лишен ульцерогенного эффекта и поэтому может быть использован при сопутствующих желудочно-кишечных заболеваниях. Дексаметазон не пригоден для длительной терапии и используется в виде коротких курсов лечения. Отмечена высокая эффективность бетаметазона (целестона) при астматическом статусе.

Кроме того, выделяют группу средств, обладающих противовоспалительной и бронхолитической активностью – противоаллергические средства (кетотифен, недокромил натрия), средства, влияющие на систему лейкотриенов (зафирлукаст, монтелукаст, зилеутон).

4. Иллюстративный материал:электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре)

5. Литература:

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Издание десятое – М.: ГЭОТАР Медиа, 2008, с.750

2. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – 8-е изд., перераб., доп. и испр. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005 - 735 с.

  1. Маркова И.В., Неженцев М.В. Фармакология. С-Петербург. 2001. - 415 с.

Дополнительная:

  1. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология по Гудману и Гилману. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006 г. 1648 с.

2. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006.

3. Клиническая фармакология и фармакотерапия. Под редакцией акад. РАМВ В.Г.Кукес и проф. А.К. Стародубцева.- М.: Издательский дом ГЭОТАР - МЕД., 2004. – 631 с.

  1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004. C.244-251, 372-388

5. Л.В.Деримедведь, И.М. Перцев, Е.В. Шуванова, И.А.Зупанец, В.Н. Хоменко «Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии» -Издательство «Мегаполис» Харьков 2002.-с.782

6. Справочник врача общей практики. Издание Москва ЭКСМО – Пресс, 2002. т. 1-2.

Контрольные вопросы (обратная связь)

  1. Препараты, применяемые для купирования и для профилактики приступов бронхиальной астмы.
  2. Препараты, применяемые для купирования и для профилактики приступов бронхиальной астмы.
  3. Механизм бронхолитического действия метилксантинов.
  4. Средства, обладающие противовоспалительным и противоаллергическим эффектами, применяемые только для профилактики бронхоспазма.

Методические рекомендации для практических занятий по модулю «Дыхательная система»

Занятие №1

Тема: «Антибактериальные препараты, применяемые при патологии органов дыхания. Особенности дозирования у детей»

1. Цель: формирование знаний по оосбенностям фармакокинетики и фармакодинамики антибактериальных препаратов, применяемых при патологии органов дыхания, в том числе в детской практике, умение выбора препаратов для рациональной фармакотерапии при различных патологических состояниях органов дыхания.

Задачи обучения

Когнитивная компетенция:

1. Знание сравнительной характеристики антибактериальных препаратов, применяемых при патологии органов дыхания, в том числе у детей.

2. Знание особенности применения и противопоказания к применению антибиотиков, фторхинолонов, сульфаниламидных препаратов при патологии органов дыхания, в том числе у детей.

3. Знание нежелательных эффектов антибактериальных препаратов, применяемых при патологии органов дыхания.

4. Знание возможностей комбинации антибактериальных препаратов, применяемых при патологии органов дыхания для усиления основных терапевических эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов.

Операциональная компетенция:

1. Выписывание рецептов с разбором на антибактериальные средства, применяемые при патологии органов дыхания.

2. Расчет разовых доз препаратов.

3. Выбрать антибактериальные препараты, применяемые при патологии органов дыхания с целью повышения эффективности терапии.

Коммуникативная компетенция:

1. Владение грамотной и развитой речью.

2. Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

3. Использование вопросов мотивации, стимулирования для влияния на отношения между членами коллектива.

4. Изложение самостоятельной точки зрения.

5. Логическое мышление, владение свободной дискуссией по проблемам фармакологии.

Правовая компетенция:

Формирование правовых знаний и навыков: основные законы, регулирующие правила выписывания рецептов

Непрерывное обучение и самообразование:

1. Самостоятельный поиск информации, ее обработка и анализ с использованием современных методов исследований, компьютерных технологий.

2. Выполнение различных форм СРС (составление эссе, тестовых заданий, презентаций, рефератов и т.п.)

Хронометраж

Наши рекомендации