Преодоление сложных водных преград

Подготовка маршрута предстоящего путешествия по горной местности или в предгорьях иногда сводится, в основном, только к изучению перевалов. О переправах через горные реки группа в подобных случаях имеет слабое представление. В то же время поиск места переправы и связанные с ним переходы по 10—15 км вдоль реки по скальным прижимам и разведка — все это по сво­ей сложности и опасности не уступает преодолению перевала.

Преодоление серьезной водной преграды требует от группы в процессе подготовки к походу сбора необходимых данных: озна­комления со схемами и фотографиями данной переправы (по от­четам предыдущих групп), выбора непосредственно на местности места предстоящей переправы, проведения предварительной его разведки, переправы первых участников, организации страховки остальных участников похода, а затем и самой их переправы. Ана­лизируя полученные сведения, следует учесть, что нельзя полнос­тью доверяться материалам, имеющим многолетнюю давность. Это объясняется одной из особенностей горных рек — изменени­ем рельефа дна реки и самого русла в периоды паводков.

При наличии в отчете подробного описания места и выб­ранного группой способа переправы вброд, четкой схемы, фотоснимков района переправы и характерных, расположен­ных вблизи места переправы ориентиров, нельзя упускать из вида сложность четкого указания в отчете места нахождения переправы вброд (особенно в среднем и нижнем течении реки) в связи с однотипностью характера долины реки и малым ко­личеством постоянных, ярко выраженных ориентиров. Такая од­нотипность затрудняет четкую привязку места переправы к местности. Ошибка при поиске описанного места переправы да­же на 20—30 м может достаточно резко изменить характер са­мой переправы.

Во всех случаях целесообразно при движении группы вверх по течению реки справляться у местных жителей (особенно само­го верхнего поселения) о мостах, бродах и кладках, имеющихся в верховьях данной реки. Если мосты и кладки есть, а их рас­положение и наличие троп не вызовут серьезного изменения ут­вержденной трассы маршрута, туристские группы могут ими вос­пользоваться. Большую помощь туристам окажут и сведения о бродах, которыми пользуются местные жители (уточнить, как они переправляются: пешком или на лошадях). Благодаря получен­ным сведениям туристы смогут быстрее и точнее выбрать место переправы.

Организацию переправы через сложную водную преграду группе следует начинать с разведки возможностей заброски пе­рильной веревки или трассы движения первых участников. Про­водить указанные действия группа должна, располагая доста­точным запасом времени. Так как наилучшее время для переправы — утренние часы, то все подготовительные работы должны быть закончены в предыдущий день до наступления темноты. Составляя график движения предстоящего похода, рекомендуется предусмотреть подход группы к месту переправы задолго до ве­чера.

ВЫБОР МЕСТА ПЕРЕПРАВЫ

Перед переправой вброд через сложные участки реки следу­ет осмотреть местность с целью выбора пригодного места; опреде­лить скорость, ширину и глубину реки.

Осмотр местности.

Переправляясь вброд, следует подыски­вать участок реки с минимальной по всему сечению скоростью течения, ровным дном с малым количеством крупных камней, возможно меньшей глубиной русла реки, небольшой кривизной берегов, наличием на противоположном берегу у воды крупных камней или деревьев для заброса и закрепления перильной ве­ревки.

Поскольку наибольшую опасность для туристов пред­ставляет сила потока, то необходимо выбрать место, где она минимальная. Желательно, чтобы глубина потока была наимень­шей при наибольшем (за счет увеличения ширины реки) попереч­ном его сечении. Такие относительно мелкие и спокойные участки встречаются в местах, где река разбивается на несколько рука­вов, или имеет наибольшую ширину; течение спокойное, без бу­рунов, что свидетельствует о сравнительно ровном характере дна; при столкновении двух потоков (например, ниже по течению сра­зу за крупным выступающим из воды камнем) скорость течения за счет их завихрения резко падает. Наличие отдельных остров­ков или отмелей позволит не только организовать промежуточ­ный отдых переправляющихся туристов, но и повысить эффективность разведки дальнейшего пути через реку за счет получе­ния во время отдыха тех или иных рекомендаций от ру­ководителя группы с учетом хода переправы через первый ру­кав реки.

В среднем и нижнем течениях хорошие возможности для пе­реправы вброд создают зоны перекатов, а в лесистых долинах из-за увеличения глубины русла реки они резко сокращаются.

Особое внимание руководитель группы должен обращать на выбор места для организации страховки, наблюдения и руко­водства переправой.

Не рекомендуется выбирать участок реки с крутыми берега­ми. Такие берега, возвышающиеся над водой более чем на 2 м, хотя и облегчают страховку первого туриста при переправе (не требуется большого натяжения страховочной веревки для того, чтобы она не касалась воды), но не позволяют обеспечить натя­жение перильной веревки горизонтально поверхности воды на уровне груди переправляющегося туриста, а это — главное.

Нельзя проводить переправы на участках берега, завален­ных вблизи воды крупными камнями, так как в случае сноса первого туриста при переправе с шестом страхующий должен иметь возможность быстро передвигаться вдоль этого берега. Перелезая через большие камни, страхующий не может с должным вниманием наблюдать за положением в воде сбитого потоком туриста. Более того, при рывке веревки он сам может упасть на камни и упустить страховочную веревку.

Не следует искать место для переправы и на участках изгиба русла реки. Здесь измерение скорости потока, если оно произведе­но туристами на середине реки, не будет соответствовать истинной величине. Это объясняется тем, что наиболее мощная часть пото­ка при изгибе русла смещается к дальнему от центра поворота берегу. Быстрое течение размывает этот берег, делает его крутым и труднодоступным. Поток углубляет русло вблизи крутого бере­га, скорость его при этом резко увеличивается за счет концентра­ции здесь значительной массы воды. Понятно, что сила воздейст­вия потока на переправляющегося туриста также возрастает. Ес­ли крутой берег еще и высокий, то, как говорилось выше, здесь невозможно обеспечить нужное натяжение перильной веревки.

Желательно, чтобы исходный берег, имея хороший спуск к реке и площадку для нормального по высоте над уровнем потока закрепления веревки, возвышался над поверхностью реки на 1—1,5 м, что позволит уменьшить число случаев касания воды страховочной веревкой.

Скорость течения

определяют следующим образом- с отме­ченной на берегу точки в поток забрасывают легкий предмет — поплавок. Одновременно засекают время по минутной и секунд­ной стрелкам часов. По истечении 2—3 мин отмечают место на­хождения плывущего предмета и измеряют расстояние, которое он проплыл. Делением расстояния (в м) на время (в с) определяют скорость течения реки на данном участке.

Имеется и несколько другой способ. На исходном берегу вдоль течения реки устанавливают две вехи (два камня) на рас­стоянии 60 или 80 м. У дальней (нижней по течению) вехи стано­вится наблюдатель. В поток забрасывают предмет — поплавок и одновременно засекают время по секундной стрелке часов. В мо­мент прохождения поплавка у нижней вехи наблюдатель подает команду голосом или делает отмашку рукой. Это время сразужезасекают. Делением расстояния между створами на время полу­чают величину скорости течения. Туристы должны повторить нес­колько раз эти измерения, бросая желательно как можно более однотипные (одной конфигурации, массы и объема) предметы на разное расстояние от берега. Для получения более точных резу­льтатов желательно, чтобы забрасываемые предметы не были слишком громоздкими и не имели большой парусности. Итоги измерений не усреднять, брать только максимальное показание. Очень полезно заметить и запомнить примерное удаление от бе­рега места, где поток имеет максимальную скорость. Именно здесь при переправе первого туриста понадобится особое внима­ние как страхуемого, так и страхующих.

В среднем течении реки при установившемся струйном (ла­минарном) режиме скорость движения потока по ширине русла неодинакова. Так, она достигает наибольшей величины по оси потока и близка к нулю у берегов, т.е. имеет колоколообразную фор­му (рис. 4). В верховьях же за счет обилия крупных камней ха­рактер потока хаотический (турбулентный). Здесь частицы жид­кости оказываются как бы перемешанными между собой и поэто­му существенной разницы в величинах скоростей движения от­дельных участков потока не наблюдается.

преодоление сложных водных преград - student2.ru

ШИРИНА ПОТОКА, М

Рис. 4. Зависимость распределения скорости течения по ширине реки от режима потока:

1 — ламинарный режим; 2 — турбулентный режим

Распределение скоростей течения в вертикальном сечении по­тока имеет почти аналогичный характер. Изменение происходит лишь в верхней части потока в месте соприкосновения воды с ат­мосферой, которая как бы тормозит скорость течения верхних слоев воды (рис. 5). Однако при ветре, совпадающем с направле­нием течения реки, верхняя Часть кривой может быть выгнута да­же в сторону течения.

преодоление сложных водных преград - student2.ru

СКОРОСТЬ ТЕЧЕНИЯ М/С

Рис. 5. Зависимость распределения скорости от глубины потока

Средняя скорость потока по вертикали примерно равна значе­нию скорости, измеренной по глубине 0,6 h. В практике турист­ских путешествий достаточную точность обеспечивает определение скорости потока по величине скорости поверхностного слоя Vo, которая измеряется указанным выше способом. Зная Vo, можно вычислить и среднюю по вертикали скорость течения: для мелкого русла (верховья реки) она будет равна 0,8V о, Для большей глубины (среднее течение реки) — 0,9Vo.

Определение ширины реки.

На берегу, в районе выбранного места переправы, подбирают ровный и горизонтальный участок протяженностью вдоль реки до 50 м. Один из туристов стано­вится на верхнем (по течению) краю указанного участка в полобо­рота к реке вниз по течению и надевает на голову шапочку с козырьком (прикладывает ко лбу ладонь «козырьком», книжку, ли­нейку и т. п.). Затем, не меняя положения корпуса, разворачивает голову так, чтобы кромка противоположного берега совместилась с нижним краем козырька. Не меняя наклона головы и положения корпуса, плавно повернуть голову на 90° (вниз по течению) и на исходном берегу заметить какой-либо предмет-ориентир, так­же совместившийся с нижним краем козырька. Измерить расстояние до предмета-ориентира, вычесть из этой величины рас­стояние от точки, где стоял турист на исходном берегу, до воды. Оставшееся значение и есть ширина реки в данном мес­те. Для уточнения полученной величины измерение повторяют. При этом турист должен встать на нижнем (по течению) краю горизонтального участка вполоборота к реке вверх по течению. Результаты измерений усредняют.

Определение глубины реки. При выборе места переправы она определяется визуально, если вода прозрачная и дно просмат­ривается хотя бы на первых метрах намеченной трассы пере­правы. Характер поверхности потока над видимой частью дна позволит иметь группе приблизительное представление о глубине русла. Если видимость отсутствует из-за непрозрач­ности замутненной воды, о глубине русла можно судить лишь по состоянию поверхностного слоя потока. Так, наличие бурунов, пенистых валов, отдельных, ярко выраженных струйных течений, а тем более торчащих из воды камней свидетельствует о том, что глубина потока относительно небольшая — до 1 м. В то же вре­мя при общем крупнокаменистом характере дна реки на обсле­дуемом участке гладкая поверхность быстро текущей воды го­ворит о глубине, превышающей 1 м, где успех переправы вброд сомнителен.

Более точное представление о глубине русла реки дает толь­ко переправа вброд первого участника. Его движение позволит руководителю группы при необходимости скорректировать трас­су переправы так, чтобы движение остальных участников по­хода проходило через поток меньшей глубины.

Наши рекомендации