С л о в о о б р а з о в а н и е
WORD FORMATION
|
СЛОВОСЛОЖЕНИЕ (COMPOUNDING)
образование новых слов путем сложения основ
headголова+ acheболь = headacheголовная боль |
Проанализируйте структуру следующих слов и переведите:
toothache, stomachache, earache, backache
АФФИКСАЦИЯ (AFFIXATION)
образование слов при помощи префиксов (приставок) и суффиксов
СУФФИКСЫ
Суффиксы существительных
-ure | образует существительные от глагольных основ (происходит от латинского –ur-a, обозначающего «результат действия») | structureстроение, структура measureмера pressureдавление |
Проанализируйте структуру следующих слов и переведите:
nature, pleasure, mixture, lecture, picture, future, culture
- ion | образует существительные от глагольных основ (происходит от латинского –io, обозначающего «действие») | to protectпредохранять – protection охрана todecideрешать – decisionрешение |
1. Проанализируйте структуру следующих слов и переведите:
consultation, occlusion, attention, invasion, commission, production, session, occupation, obstruction, conclusion, function, formation, occasion, eruption
2. Образуйте существительные с помощью суффикса -ion:
to discuss (обсуждать), to contract (сокращаться), to connect (соединять), to impress (впечатлять), to invent (изобретать)
-(i)ty | образует существительные от прилагательных со значением «состояние, положение» | difficult трудный – difficulty трудность |
1. Определите, где возможно, от каких слов образованы существительные и переведите их:
activity, reality, humanity, ability, possibility, responsibility, quantity, quality
2. Образуйте существительные с помощью суффикса -ity:
equal (равный), human (человеческий), dense (плотный), immune (невосприимчивый), certain (определенный)
-ment | образует существительные от глаголов со значением «действие, состояние, результат действия» (происходит от латинского –ment-um, обозначающего «средство, инструмент») | to exciteвозбуждать — excitementвозбуждение, волнение |
1. Определите, от каких слов образованы существительные и переведите их:
requirement, treatment, achievement, appointment, department
2. Образуйте существительные с помощью суффикса -ment:
to move (двигаться), to nourish (питать), to improve (улучшать), to develop (развивать), to place (размещать)
-age | passage проход, проток bandage повязка |
Прочтите и переведите.
village, cartilage, haemorrhage, bandage, language, usage, damage
-ance (-еnсе) | образуют существительные преимущественно от глаголов | to enterвходить, поступать – entranceвход, поступление |
Определите, где возможно, от каких слов образованы существительные и переведите их: difference, assistance, attendance, presence, importance, conference, substance
-th | образует имя существительное от имени прилагательного, иногда от глагола. При образовании существительного от прилагательного при помощи суффикса -thчасто происходит изменение ударной гласной корневого слова: strongсильный — strengthсила. | warmтеплый — warmthтеплота togrow расти — growthрост |
Определите от каких слов образованы существительные и переведите их:
depth, length, truth, width, death
–ancy (-ency) | образует существительные от прилагательных (прилагательноеntсуществительное+ncy) | infancyмладенчество insufficiencyнедостаточность |
Определите от каких слов образованы существительные и переведите их:
sufficiency, urgency, persistency, emergency, deficiency, dependency, efficiency
-ness | образует существительные от прилагательных | weakслабый — weaknessслабость |
1. Определите, от каких слов образованы существительные и переведите их: badness, readiness, coldness, whiteness, redness
2. Образуйте существительные с помощью суффикса -ness:
ill (больной), sick (больной), excessive (избыточный), distinctive (отличительный), calm (спокойный)
-er | образует существительные от глаголов со значением «лицо или устройство, совершающее действие» | to write писать – writer писатель to magnify увеличивать - magnifier увеличитель |
1. Определите, от каких слов образованы существительные и переведите их:worker, observer, invader, intensifier, amplifier.
2. Образуйте существительные с помощью суффикса -er:
to examine (обследовать), to lead (вести), to teach (учить), to organize (организовать), to help (помогать)
-ist | образует существительные, обозначающие людей по профессии, занятию, убеждениям | ecologist эколог |
Определите, от каких слов образованы существительные и переведите их:
chemist, anatomist, physiologist, therapist, neurologist
-ship | образует существительные с отвлеченным значением | friendship дружба leadership лидерство |
Прочтите и переведите:relationship, partnership, authorship, championship, hardship
-hood | образует существительные с отвлеченным значением | brotherhoodбратство |
Прочтите и переведите:
babyhood, motherhood, childhood, manhood, likelihood
Суффиксы прилагательных
-ic, -al, -ar | образуют прилагательные от основ существительных (происходят от соответствующих латинских –ic-us, -al-is, -ar-is, обозначающих «относящийся к тому, что названо основой») | base основание — basic основной personлицо — personal личный cellклетка - cellularклеточный |
1. Определите, от каких слов образованы прилагательные и переведите их:
experimental, prophylactic, anatomic, practical, democratic, social, medical, ventricular, corpuscular, muscular, vascular, regular, particular
Образуйте прилагательные
a) с помощью суффикса-al: form (форма), practice (практика), person (личность), experiment, clinic;
b) с помощью суффикса-ic:history, chemistry, mechanism, toxicity, spleen
-ive | образует прилагательные от глаголов | to connectсоединять — connectiveсоединительный |
1. Определите, от каких слов образованы прилагательные и переведите их:
attentive, relative, effective, decisive, demonstrative
2. Образуйте прилагательные с помощью суффикса -ive:
to construct, to collect (собирать), to act (действовать), to illustrate (иллюстрировать), to protect (защищать)
-ous | образует прилагательные от существительных и глаголов (происходит от латинского –os-us, обозначающего «богатый, изобилующий») | fameслава, известность — famous знаменитый, известный |
1. Почтите и переведите:
fibrous, numerous, continuous, various, infectious
2. Образуйте прилагательные с помощью суффикса -ous:
vena, nerve, danger (опасность)
-able (-ible) | образуют прилагательные от основы глаголов со значением «способный к тому, что названо основой» (происходит от латинского –bil-is, обозначающего «доступный действию») | to compareсравнивать– comparableсравнимый |
Определите, от каких слов образованы прилагательные и переведите их:
considerable, changeable, eatable, variable, comfortable, responsible, extensible, possible, curable, predictable
-ant, (-ent) | constantпостоянный significantважный, существенный |
Определите, от каких слов образованы прилагательные и переведите их:
distant, present, absent, important, dependent, different
-ish | образует прилагательные от существительных, а также от прилагательных (в этом случае вновь образованное прилагательное имеет значение неполного качества) | feverлихорадка — feverishлихорадочный yellowжелтый — yellowishжелтоватый |
Определите, от каких слов образованы прилагательные и переведите их:
reddish, thinnish, womanish, fattish, longish, blackish, thickish
-ful | образует прилагательные от существительных и реже от глаголов, указывает на наличие того или иного качества (происходит от прилагательного full – полный (т.е. исполненный того или иного качества) | hopeнадежда — hopefulнадеющийся to forgetзабывать — forgetfulзабывчивый |
1. Определите от каких слов образованы прилагательные и переведите их:
useful, beautiful, helpful, thankful, watchful
2. Образуйте прилагательные с помощью суффикса -ful:
pain (боль), harm (вред), rest (отдых, покой), care (забота), success (успех)
-less | образует прилагательные от существительных, указывает на отсутствие чего-либо или какого-либо качества | useпольза — useless бесполезный childдитя — childlessбездетный |
1. Определите от каких слов образованы прилагательные и переведите их:
sleepless, careless, helpless, homeless, lifeless
2. Образуйте прилагательные с помощью суффикса -less:
pain (боль), hope (надежда), rest (отдых, покой), life (жизнь) frame (скелет, каркас)
Суффиксы наречий
-1у | образует наречия от основы прилагательных и существительных | rapidбыстрый—rapidlyбыстро hourчас— hourlyежечасно |
1. Определите, от каких слов образованы наречия и переведите их:
daily, greatly, beautifully, friendly, yearly,gradually
2. Образуйте наречия с помощью суффикса -1у:
normal, bad, real, short (короткий), part (часть), quick (быстрый), usual (обычный), careful (заботливый)
-ward(s) | образует наречия от основы существительных, прилагательных и наречий со значением направления | upward вверх forward вперед |
Прочтите и переведите:
inward, eastward, backward, onwards, outward
Суффиксы глаголов
-ate | происходит от основы супина – одной из форм латинского глагола | circulate циркулировать |
Прочтите и переведите:
calculate, radiate, operate, regulate, estimate
-ize (-yse, -yze, -ise) | образует глаголы от основы прилагательных и существительных | summarizeрезюмировать analyzeанализировать |
1. Определите, от каких слов образованы глаголы и переведите их:
realize, recognize, criticize, generalize, specialize
2. Образуйте глаголы с помощью суффикса -ize:
oxide, active, material, crystal, immune
-ify | образует глаголы от существительных и прилагательных со значением «производить действие» | class класс – to classify классифицировать |
Определите, от каких слов образованы глаголы и переведите их:
purify, intensify, solidify, notify, signify
Суффиксы, встречающиеся у разных частей речи:
-у | образует прилагательные от существительных saltсоль — saltyсоленый NB! Этот суффикс также встречается у существительных и глаголов: remedyлекарство; carryнести. У глаголов данный суффикс может читаться [ai]: to supplyснабжать. |
Прочтите и переведите следующие слова:
а) существительные: difficulty, study, body
b) глаголы: apply, multiply, study
c) прилагательные: happy, airy, wordy, healthy, sunny, bony windy
-аrу (-еrу, -оrу) | образуют существительные и прилагательные | surgeryхирургия pulmonary легочный. |
Прочтите и переведите следующие слова:
ordinary, alimentary, primary, secondary, respiratory
-ian | является суффиксом прилагательных а также существительных, обозначающих национальную принадлежность, звание или профессию | Russian русский pediatrician педиатр |
Прочтите и переведите следующие слова:
а) прилагательные: Ukrainian, Indian, Siberian
б) существительные: musician, politician, academician
-ate (-ete,-ite,-ute) | суффикс прилагательных и существительных | graduate выпускник accurate точный |
Прочтите и переведите следующие слова:
а) прилагательные: ultimate, complete, minute
б) существительные: delegate
-en | образует прилагательные от существительных, обозначающие материал, а также глаголы от именных основ | wood дерево – wooden деревянный deep глубокий – deepen углубляться |
Проанализируйте структуру следующих слов:
а) прилагательные: golden, woolen, leaden
б) глаголы: strengthen, moisten, lessen, straighten, lengthen
ПРЕФИКСЫ
un-, in-(im-, il-, ir) | указывают на отрицание или отсутствие того, что выражается в корне слова | usual обычный — unusual необычный organic органический —inorganic неорганический |
Проанализируйте структуру следующих слов и переведите:
impossible, indefinite, irregular, undone, unhappy, illegal, unwritten, ineffective, unimportant, illogical
intra- | означает внутри- | cellularклеточный — intracellularвнутриклеточный |
Проанализируйте структуру следующих слов и переведите:
intracranial, intramuscular, intravenous, intracardiac, intrapleural intrathoracic, intratracheal, intraspinal
inter- | переводится меж-, между-, среди-, взаимно- | interactionвзаимодействие intercostalмежреберный interspace промежуток (пространства, времени) internationalмеждународный. |
Проанализируйте структуру следующих слов и переведите:
to interact, interchange, to interconnect, intercellular, interauricular
sub- | соответствует в русском языке префиксу под: | to divideразделять — to subdivideподразделять. |
Проанализируйте структуру следующих слов и переведите:
subdivision, subacute, subtropical, subcostal, subcutaneous, subclass, subserous
over- | придает слову значение «сверх, чрезмерно, избыточно» Соответствует русским приставкам сверх-, над-, пере- | dosageдозировка — overdosageпередозировка |
Проанализируйте структуру следующих слов и переведите:
overstrain, overwork,overestimate, overpressure, overweight
dis- | образует слова со значением, противоположным корню | to appearпоявляться — to disappearисчезать |
Проанализируйте структуру следующих слов и переведите:
discontinue, disorganize, discover, discovery, disconnect, disconnection
re- | образует глаголы со значением «опять, снова, повторное действие» | to write писать – to rewrite переписать to read читать – to reread перечитать |
Определите, от каких слов образованы глаголы, и переведите их: replace, react, re-examine, rebuild, reform, reorganize
in- | означает «в, на» | to include включать (в себя) to inhale вдыхать |
Проанализируйте структуру следующих слов и переведите:
inflame, inhale, inborn, indoors, induction
ex- | означает «из» | to exclude исключать to expel изгонять |
Проанализируйте структуру следующих слов и переведите:
exchange, exclusive, exhale, export
en- | образует глаголы от основы прилагательного, существительного или глагола | large большой – to enlarge увеличиваться to close закрывать – to enclose окружать, ограничивать |
Проанализируйте структуру следующих слов и переведите:
to enable, to encircle, to encourage, to enrage
mal- | означает «плохой», «неправильное действие» | nutrition питание – malnutrition недоедание, неправильноепитание |
Проанализируйте структуру следующих слов и переведите:
malformation, malpractice, malposition, malocclusion, malfunction
anti- | соответствует русской приставке против- (а также анти-) | antiseptic антисептик (противогнилостный препарат) |
Проанализируйте структуру следующих слов и переведите:
antifascist, antisocial, antithesis, antitoxic, antitumour
Определите часть речи у приведенных однокоренных слов и переведите их. Проверьте значение слов по словарю.
1. accident (случай)— accidental — accidentally
2. act (акт, действие) — action — active — activity — activate — activation — actively — to activize — activated — activization
3. assess (оценивать)— assessment — reassessment
4. automat — automacity — automatic — automatical — automatism
5. biologic(al) — biologist — biology
6. care (забота, внимание, осторожность) — careful — carefully — careless — carefulness — carelessness
7. cause (причина, быть причиной) — causative — causal
8. collaborate (сотрудничать) — collaborator — collaborative — collaboration
9. compare (сравнивать) — comparative — comparison — comparable
10. conclude (заключать) — conclusion — conclusive
11. death (смерть) — dead — deadly — to die
12. defect (дефект, недостаток) — defective
13. depend (зависеть) — dependant — dependence
14. differ (различать(ся) — difference — different — differential — differentiate — differentiation — differently
15. effect (эффект, воздействие, воздействовать) — effective — effectively — effectiveness
16. elaboration (разработка)— elaborate
17. epidemiology — epidemiologist — epidemic — epidemical
18. essential (существенный)— essence — essentially
19. evidence (явность, очевидность) — evident
20. examine (обследовать) — examination — examiner
21. exist (существовать) — existence — existent — preexisting
22. expect (ожидать) — expected — expectation — unexpected
23. expert — experience — experiment — experimental — experimentation
24. expose (подвергать действию) — exposed — exposition — exposure
25. extreme (крайность) — extremely — extremity
26. frequent (частый)— frequently — frequency
27. generate (генерировать, производить) — generation — generator
28. important (важный) — unimportant — importance
29. pathology — pathologic(al) — pathologist
30. incident (случай) — incidence — incidental — incidentally
31. increase (увеличиваться) — decrease
32. individual — individually
33. interest — interesting — interested
34. investigate (исследовать) — investigation — investigator — investigatory
35. mature (зрелый) — maturity — prematurity
36. nature (природа)— natural — to naturalize — naturalistic
37. normal — abnormal — normalize — normally
38. operation — to operate — preoperative — postoperative
39. order (порядок) — disorder
40. origin (происхождение) — original — originality — originally — originate
41. pain (боль) — painful — painless
42. physiology — physiological(ly) — physiologist
43. practice (практика) — practically— practical — practise — practitioner
44. price (цена) — priceless
45. produce (производить) — reduce — induce — reduction — production
46. progress — to progress — progressive — progressively — progressiveness
47. pure (чистый) — purity — purify — purified — purely — purification —purifier
48. quantity (количество) — quantitative — quantify
49. react (реагировать) — reactive — reaction
50. flexion (наклон, сгибание, флексия) — flexibility — flexible
51. regular — regularity — regulate — regulation — regulator — regulative
52. relate (иметь отношение) — relation — relationship — relative — relativity
53. repeat (повторять) — repeatedly
54. rest (покой, отдых) — restless — restlessness
55. risk — risky — to risk
56. safe (безопасность) — safety— safely— save
57. science (наука) — scientist — scientific — scientifically
58. simple (простой) — simplify
59. society (общество) — social — socialism — socialist
60. special — especially — specialist — speciality — specialize
61. stimulate (стимулировать) — stimulant — stimulation — stimulus (stimuli)
62. sudden (внезапный) — suddenly — suddenness
63. sufficient (достаточный) — sufficiency — insufficient — insufficiency
64. suggest (предлагать, предполагать) — suggestion — suggestive
65. system — systematic — systematize — systematically
66. to associate (ассоциировать, связывать) — association — associative
67. recover (выздоравливать) — recovery
68. to detect (выявлять) — a detective — detective
69. to determine (определять) — (un)determined — determination
70. to direct (направлять) — direction, (in)direct — director — directly
71. technique — technical(ly) — technician
72. to extend (распространяться) — extension — extensive — extensively
73. to initiate (инициировать, начать) — initiation — initiator — initial(ly) — initiative
74. to occur (происходить, случаться) — occurrence
75. to press (давить) — to depress — pressure — to impress — depression — depressive — impressive — impression
КОНВЕРСИЯ
(CONVERSION)
способность одной и той же формы слова относиться к разным частям речи
work работа - to work работать help помощь - to help помогать |
Определите часть речи выделенных слов и переведите предложения:
1. Group the results. Examine the group. (группа, группировать)
2. The results interest them. Biochemistry was of great interest to Gamaleya. (интерес, интересовать)
3. The operation risk is great. The operation was a great risk, but the doctor risked it. (риск, рисковать)
4. Read the reviews. The reviews were favourable. He reviews the methods. (обзор, рецензия, обозревать, осматривать)
5. The studies are of importance. She studies antibiotics. (исследование, исследовать)
6. How does the organ function? The function of the liver is to act as a filter. The new heart functions well. Describe the major functions of the liver. (функция, функционировать)
7. Heplansto begin his scientific work in May. His scientific plansare very interesting. (план, планировать)
8. Professors Ivanov and Smirnov headthe Students’ Scientific Society. He was the headof the delegation at the Congress of Russian Anatomists. (голова, глава, возглавлять)
9. Ineedyour help very much. A friend in needis a friend indeed (действительно). Any patient with cardiac insufficiency needsthe treatment with digitalis (наперстянка) preparations. The Russian government pays great attention to the needsof our public health. (нуждаться, нужда, потребность)
10. The nursestake care of the patients. She nursesthe patients with great care. (медсестра, ухаживать за больным)
11. The numberof the vertebrae which form the coccyx may be from one to five. In the human body the skeletal muscles number600.A numberof interesting findings was found out experimentally. (число, насчитывать, ряд (чего-л.))
12. The muscles of the human body are different in their form.A number of muscular fibers forma band. (форма, формировать)
13. Please countfrom one to ten! You must do the white blood cell countof thispatient. (считать, подсчет общего количества)
14. You must counthow many days on an averagewe shall spend on this experiment. What is the averagetemperature in the Crimea during August? (средний, в среднем)
15. The doctor is going to dischargethis patient from the hospital because his condition has become good. Why does the wound continue to dischargemuch blood? The dischargeof blood out of the wound continues. (выделять, выделение)
16. The patient had a bad achein his ear. My head aches so badly that I cannot read. (боль, болеть)
17. The X-ray examination did not reveal any lung trouble.The doctor wants to know what troublesthe patient. (болезнь, беспокойство, беспокоить)
18. Ido not doubtthat the patient will feel well after the treatment. There is no doubt that the pain will be controlled soon. (сомнение, сомневаться)
19. During the operation the approachto the diseased portion of the colon was difficult. The surgeon approachedthe valve on which he had to operate. (подход, подходить, приближаться)
20. Numerous branchesof small vessels branch offthe coronary vessels. (ветвь, разветвляться)
21. Some students of our group have made amarkedprogress in English that is whytheir marksare much better now. (отметка, отмечать, отмеченный (т.е. выраженный, явный))
22. A bandagewas put on the arm tobandage the damaged blood vessels. (бинт, (перевязочный материал), накладывать повязку (бинтовать))
23. The treatment resulted inwonderfully good results.(результат, результировать (т.е. приводить к чему-л)).
24. Having returnedhome I took my temperature and noted itsreturnto normal. (возвращение, возвращаться)
25. At a polyclinic or a hospital all our citizens can receive medical advicefree of charge. Our physician always advises his patients the necessary effective treatment. (совет, советовать)
26. Persons who have suffered smallpox have unpleasant marks on their faces. The most important problems which facethe medical science at present are cardiovascular diseases and cancer. (лицо, стоять лицом к (чему-л.), быть повернутым (в какую-л. сторону, в сторону чего-л.; смотреть в лицо, в глаза), стоять перед ( кем-л. - о задаче, проблеме и т. п. )
ПОЛИСЕМИЯ
(POLYSEMANTICISM)
Поскольку английский язык является аналитическим, очень распространено явление многозначности лексики (полисемии), т.е. слово может обладать несколькими значениями, каждое из которых имеет смысл только в определенном контексте. |
Выберите из приведенных значений подчеркнутого слова наиболее подходящее для того контекста, в котором оно используется:
1. Lastmonth they had practical classes at the Chair of Therapy. These experiments usually lastfor about two hours.
· прошлый
· длиться
· последний
2. There are two termsin the academic year. The first-year students study many anatomical terms.
· термин
· семестр
· условие
3. In summer I usually restin the village. My friend and I went to the theatre
and the restof our group went to the cinema.
· отдых
· отдыхать
· остаток
· остальные
4. What kindof books do you like? We know that this doctor is a very kindand intellectual person.
· вид
· сорт
· добрый
5. The doctor is going to dischargethis patient from the hospital because his condition has become good. Why does the wound continue to dischargemuch blood?
· выписывать из больницы
· выделять (гной, жидкость)
6. The patient does not require any preparationto be treated with Adonis preparation.
· подготовка
· приготовление
· препарат
7. Atsix sharpthe patient felt asharppain in the heart area.
· ровно
· резкий
8. Here is a list of biological terms. List the symptoms.
· список
· перечислять
9. It is important to follow the doctor’s recommendations. The operated children were followed to age 7 or 8.
· следовать
· следить
· наблюдать за кем/чем-либо
10. For the first time influenza virus was isolated in 1934. It was time to operate.
· время
· раз
11. This problem requires further study. No further infections occurred.
· новый
· добавочный
12. The effects mean that concentration is high. The mean dosage of verapamil was 320 mg/day. What do you mean?
· средний
· обозначать
· иметь в виду
· подразумевать
13. He was then referred to the hospital. The information available refers to a very strict definition of angina.
· направлять
· ссылаться на что-либо
· упоминать
14. The two diseases have common etiologic background. The present study was aimed to form a background for future studies with mutant animals. The director of the laboratory would like to know about he new worker’s background.
· фон, задний план
· происхождение
· квалификация, образование
· основа, исходные данные
· состав, аспект
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА
(INTERNATIONAL WORDS)
это слова, как правило, латинского или греческого происхождения, которые почти одинаково пишутся и произносятся в разных языках
Сравните: интернациональный (рус.) international (англ.) international(e) (франц.) internacional (исп.) internazionale (итал.) |