Автономной нервной системы.

2. Цель:

- приобрести и закрепить знания по изучению основных закономерностей функционирования спинного мозга и стволовых структур мозга и механизмов их регуляции;

- приобрести и закрепить знания по изучению основных закономерностей функционирования автономной нервной системы и механизмов её регуляции;

- приобрести и закрепить навыки по исследованию клинически важных проприоцептивных рефлексов человека, статических и стато-кинетических рефлексов.

3. Задачи обучения:

- сформировать знания о строении, функциях спинного мозга и стволовых структур мозга, основных закономерностях их функционирования и механизмах регуляции;

- освоить исследование клинически важных проприоцептивных рефлексов человека;

- сформировать знания о функциональных особенностях автономной нервной системы и механизмах регуляции её деятельности;

- исследовать в эксперименте рефлексы спинного мозга на лягушке, статические и стато-кинетические рефлексы на кролике;

- объяснить принцип методик исследования рефлексов спинного мозга и стволовых структур мозга и информационную ценность данных показателей.

4. Основные вопросы темы:

1. Строение спинного мозга. Закон Белла-Мажанди.

2. Функции спинного мозга: а) рефлекторная; б) проводниковая.

3. Продолговатый мозг, его функции.

4. Средний мозг, его структуры и функции.

5. Таламус и гипоталамус: нейронная организация, функции.

6. Функции мозжечка, методы исследования, симптомы поражения.

7. Функциональные особенности и отделы автономной нервной системы.

8. Вегетативные рефлексы. Высшие центры автономной нервной системы.

5. Методы обучения и преподавания:

Работа в малых группах: студенты делятся на группы по 6-7 человек и им предлагается обсудить клиническую симптоматику поражения различных уровней спинного мозга. Далее студентам предлагается составить сравнительно-сопоставительную таблицу по структурным и функциональным особенностям соматической и автономной нервной системы. Количество критериев, положенных в основу таблицы, отражает глубину освоения темы. Далее после обсуждения под руководством преподавателя студенты должны составить одну общую таблицу, включающую все предложенные студентами и защищенные ими критерии.

Работа в парах: выполнить практические работы по исследованию проприоцептивных рефлексов человека, исследованию на лягушке рефлексов спинного мозга и исследованию на кролике статических и стато-кинетических рефлексов, обсудить полученные результаты, сформулировать выводы и запротоколировать.

Решение ситуационных задач.

6. Литература:

Основная:

  1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред.

К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002.

3. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске.Под ред. Ю.В.Наточина,В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007- 384 с.

4. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.

5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.

6. Полянцев В.А. Нормальная физиология – М., «Медицина»,1989, - 240 с.

Дополнительная:

1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.

2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.

3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.

4. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.

5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной

работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.

6. Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.

7. Контроль:

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

1. Сколько и каких сегментов в спинном мозге?

2. Перечислите структуры среднего мозга.

3. Что такое децеребрационная ригидность?

4. Классификация ядер таламуса.

5. Какие методы исследования мозжечка вам известны?

Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:

1. О чем гласит закон Белла-Мажанди?

2. Уровень разреза для получения в эксперименте децеребрационной ригидности.

3. Отличия специфических ядер таламуса от неспецифических?

4. Какие симптомы поражения мозжечка вам известны?

5. Чем отличаются в функциональном отношении соматическая и автономная нервные

системы?

6. Какие разновидности вегетативных рефлексов вам известны?

Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:

Задача 1.

В результате несчастного случая у больного произошел разрыв спинного мозга и наступил паралич нижних конечностей.

Вопрос: Какие еще функции оказались нарушенными?

Задача 2

Перед вами два животных – бульбарное и мезенцефальное.

Вопрос: Можно ли различить их по внешнему виду?

Задача 3

Какие изменения, наблюдаемые визуально, произойдут в участке кожи после перерыва иннервирующих его симпатических волокон?

СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Методические рекомендации

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность: 051302 «Стоматология»

Дисциплина: Нормальная физиология

Кафедра/курс: Кафедра физиологических дисциплин с курсом нормальной физиологии

Курс: 2

Тема № 5: Итоговое занятие по разделам: «Физиология возбудимых тканей»,

«Физиология ЦНС и автономной нервной системы (АНС)».

Составитель:

старший преподаватель____________Токешева Г. М.

Семей – 2008 г.

1. Тема: Итоговое занятие по разделам: «Физиология возбудимых тканей»,

«Физиология ЦНС и автономной нервной системы (АНС)».

2. Цель:

- закрепить знания общей характеристики физиологии как науки, а также элементарных физиологических процессов: возбуждения, рецепции, системной организации проводящих путей, синаптической передачи, физиологии мышц;

- закрепить знания основных закономерностей функционирования центральной и автономной нервных систем и механизмов их регуляции;

- закрепить навыки динамометрии как обязательного навыка, предусмотренного типовой программой дисциплины;

- закрепить знания цели, хода, ожидаемых результатов практических работ, выполненных при изучении вышеперечисленных разделов.

3. Задачи обучения:

- продемонстировать знание предмета, целей и задач нормальной физиологии;

- продемонстрировать знание параметров возбудимости, а также современных представлений о природе биопотенциалов;

- продемонстрировать знание физиологических свойств нервных волокон, мышц и синапсов, а также генез мембранных и внутриклеточных процессов при раздражении данных структур;

- продемонстрировать знание основных закономерностей функционирования центральной и автономной нервных систем и механизмов их регуляции;

- продемонстрировать степень освоения навыков, приобретенных при изучении данных разделов.

4. Основные вопросы темы:

1. Предмет физиологии, её значение для медицины, классификация физиологических

дисциплин.

2. Основной метод физиологического исследования – эксперимент:

а) острый;

б) хронический

3. Раздражимость, классификация раздражителей.

4. Возбудимость, возбудимые ткани.

5. Параметры возбудимости:

а) порог раздражения;

б) кривая Гоорвега-Вейса;

в) хронаксия, её клиническое значение. Коэффициент Бургиньона;

г) аккомодация;

д) лабильность, её показатели. Усвоение ритма (А.Ухтомский).

е) рефрактерность.

6. Электроодонтометрия.

7. Закон «все или ничего» и закон силовых отношений.

8. История учения о биоэлектрических явлениях (I и II опыты Гальвани, Вольта, Дюбуа-

Реймон).

9. Мембранный потенциал: механизм возникновения, методы регистрации, свойства.

10. Потенциал действия: механизм возникновения, методы регистрации, свойства.

11. Гальванические явления при наличии металлических включений в полости рта..

12. Физиологические свойства скелетных мышцы, жевательных мышц.

13. Одиночное и тетаническое сокращение.

14. Современная теория мышечного сокращения и расслабления.

15. Сила и работа жевательных мышц. Гнатодинамометрия.

16. Электромиография, динамометрия, значение в медицине.

17. Классификация, структура, физиологические свойства нервных волокон и механизм

распространения возбуждения по ним.

18. Основные законы проведения возбуждения по нервным волокнам.

19. Парабиоз Введенского, его фазы и значение для теоретической и практической медицины.

20. Строение, виды и физиологические свойства синапсов. ВПСП.

21. Нейрон – структурная и функциональная единица ЦНС, его физиологические свойства.

22. Понятие о рефлексе, виды рефлексов.

23. Рефлекторная дуга, кольцо. Время рефлекса.

24. Понятие о нервном центре, его физиологические свойства.

25. Торможение в ЦНС, его роль и виды. Современное представление о механизмах

центрального торможения.

26. Общие принципы координационной деятельности ЦНС.

27. Строение спинного мозга. Закон Белла-Мажанди.

28. Функции спинного мозга: а) рефлекторная; б) проводниковая.

29. Продолговатый мозг, его функции.

30. Средний мозг, его структуры и функции.

31. Таламус и гипоталамус: нейронная организация, функции.

32. Функции мозжечка, методы исследования, симптомы поражения.

33. Функциональные особенности и отделы автономной нервной системы.

34. Вегетативные рефлексы. Высшие центры автономной нервной системы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:

1. Приготовление нервно-мышечного препарата.

2. Определение порога раздражения для нерва и мышцы.

3. Опыты Гальвани (I и II).

4. Регистрация потенциала покоя.

Динамометрия.

6. Двустороннее проведение возбуждения по нерву.

7. Определение времени рефлекса по Тюрку и его зависимости от силы раздражителя.

8. Опыт Сеченовского торможения.

9. Проприоцептивные рефлексы человека.

10. Рефлексы спинного мозга.

11. Статические и стато-кинетические рефлексы.

5. Методы обучения и преподавания:

Итоговое занятие по разделам: «Физиология возбудимых тканей», «Физиология ЦНС и автономной нервной системы (АНС)» проводится в два этапа. На первом этапе контроля оценивается знание теоретического материала: каждый студент должен ответить на билет, содержащий 3 вопроса. На втором этапе контроля оценивается степень освоения практических навыков, приобретенных при изучении данных разделов. На данном этапе контроля осуществляется также проверка протоколов практических работ с целью оценки умения формулировать выводы.

Таким образом, в ходе итогового занятия студент получает 3 оценки: 1) оценку за знание теоретического материала; 2) оценку за практические навыки; 3) оценку за оформление протоколов.

6. Литература:

Основная:

  1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред.

К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002.

3. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске.Под ред. Ю.В.Наточина,В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007- 384 с.

4. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.

5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.

6. Полянцев В.А. Нормальная физиология – М., «Медицина»,1989, - 240 с.

Дополнительная:

1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.

2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.

3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.

4. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.

5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной

работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.

6. Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.

СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Методические рекомендации

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность: 051302 «Стоматология»

Дисциплина: Нормальная физиология

Кафедра/курс: Кафедра физиологических дисциплин с курсом нормальной физиологии

Курс: 2

Наши рекомендации