Поставьте, где нужно, запятую, тире, двоеточие в предложениях с однородными членами
1. Литература соединяет __ и века __ и народы.
2. С одинаковой зоркостью Бунин видел всё __ и среднерусское лето __ и пасмурную зиму __ и «скудные, свинцовые, спокойные дни поздней осени».
3. В траве __ в кустах кизила __ и дикого шиповника __ в виноградниках __ повсюду заливались цикады.
4. Легко друзей найти __ да трудно сохранить.
Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обособленными определениями
1. Лес __ роняющий последние листья ___ всегда наводит на меня грусть.
2. Загадочен крик птицы и треск __ лопнувшей от теплоты __ древесной почки.
3. По земле __ подгоняемый порывами ветра __ полз тяжёлый туман.
4. Все __ упавшие на земную поверхность __ метеориты состоят главным образом из железа, кремния и магния.
Поставьте, где нужно, запятые, тире в предложениях с обособленными приложениями
1. В. И. Даль _ создатель Толкового словаря _ по образованию был военным врачом.
2. При раскопках были обнаружены берестяные грамоты _ доказательство широкого распространения письменности в древней Руси.
3. Множество малых планет _ или астероидов _ обращается между орбитами Марса и Юпитера.
4. Выходец из крестьянской семьи _ художник Максимов всю свою жизнь посвятил изображению крестьянства.
Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обособленными обстоятельствами
1. По небу заметались рваные облака _ то открывая _ то закрывая солнце.
2. Довольно рано я осознал существование мёртвых идей и _ поняв это _ отказался от них.
3. Сжигая в печке каменный уголь _ и _ чувствуя тепло _ мы получаем энергию солнечных лучей, падавших на Землю треть миллиарда лет тому назад.
4. Дождь прошумел _ омыв землю щедрыми струями _ и _ уступая место разгорающемуся рассвету _ затих.
Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с вводными словами и обращениями
1. В раскопках поселений древних майя археологи издавна находили каменные «грибки», служившие _ по-видимому _ объектом поклонения.
2. Одеяние средневековых врачей должно было _ по их мнению _ защищать от эпидемий.
3. Со структурами мы сталкиваемся постоянно. Так _ структурой является каждая семья.
4. О _ тени прошлого _ как властны вы над нами!
21. Поставьте, где нужно, запятые в сложносочинённых предложениях
1. Короткая полярная ночь подошла к концу _ и на горизонте посветлело.
2. У меня, я чувствовал, закипало на сердце _ и поднимались к глазам слёзы.
3. Вот уже несколько дней, почти не переставая, лил дождь _ и бушевало море.
4. Всё новые и новые препятствия встречает вода на своем пути _ и ничего ей от этого не делается.
22. Поставьте, где нужно, запятые в сложноподчинённых предложениях
1. Посмотрите _ как изменила осень краски лета _ и в какой замечательный убор нарядила она берёзки.
2. Когда-то говорили _ что в Сибири невозможно земледелие _ и _ что в ней нет условий для нормальной человеческой жизни.
3. Наблюдения за природой подтверждают _ что _ если пчёлы с утра дружно вылетают на добычу мёда _ то будет тёплый, ясный день.
4. Пустыня – это море песка, кажущееся мёртвым и немым, но _ если внимательно присмотреться _ обнаружится жизнь и движение песков.
Поставьте тире или двоеточие в бессоюзных сложных предложениях
1. К вечеру погода не изменилась _ земля по-прежнему была покрыта густым туманом.
2. Я вдруг понял _ присутствие поэзии вечно, оно даже в самых простых вещах.
3. Не так, как с Земли, выглядит и Солнце _ нет вокруг него ни ореола, ни венчиков, оно напоминает огромный диск, одетый в чёрный бархат космоса.
4. Давно ль пылила вьюга _ вновь яблони в цвету.
Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с союзом КАК
1. Такие деревья _ как липа, клён, дуб _ почти полгода находятся в состоянии глубокого покоя.
2. Будьте скупы на слова. Пусть каждое из них _ как заострённая стрела _ бьет прямо в цель.
3. С давних времён люди пели _ как в горе _ так и в радости.
4. В поведении человека _ как и в любом роде человеческой деятельности _ можно выделить пласты «поэзии» и «прозы».