В дневнике для практических занятий. 1)Заполнить схемы «Топография спинномозговых сплетений нервов и области их иннервации».

1)Заполнить схемы «Топография спинномозговых сплетений нервов и области их иннервации».

2)Заполнить немые схемы (черепные нервы).

Литература.

Основные источники:

· «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии» А.А. Швырёв. – М.: Феникс, 2004. – 416с.

· «Атлас анатомии человека» Р.П. Самусев, В.Я. Липченко. – М.: Мир и Образование, 2003. – 320с.

· «Анатомия и физиология человека» Н.И. Федюкович. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003. – 416с.

· «Анатомия и физиология человека» И.В. Гайворонский. – М.: Академия, 2011. – 456с.

Дополнительные источники:

· «Анатомия и физиология человека» (с особенностями детского организма) М.Р.Сапин. – М. Академия, 2002. – 448с.

· «Анатомия человека: атлас» М.М. Курепина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 240с.

· «Физиология человека в схемах и таблицах» В. Б. Брин. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999. – 352с.

· «Физиология и анатомия человека» Э.В.Семенов. – М.: СЭВ-Пресс, 2002. – 480с.

· «Нормальная анатомия человека» И.В.Гайворонский. – М.: СпецЛит, 2001. – Т.1. – 560с.

· «Нормальная анатомия человека» И.В.Гайворонский. – М.: СпецЛит, 2001. – Т.2. – 424с.

· «Анатомия человека» М.Г. Привес. – М.: Медицинская литература, 1985. – 672с.

· «Анатомия человека. Цветной атлас и учебник анатомии» И Вайтмор. – М.: Астрель, 2005. – 382с.

Сокращения:

СМН – спинномозговые нервы

ЧМН – черепно-мозговые нервы

ПНС – периферическая нервная система

Практическое занятие №14.

Тема: Вегетативная нервная система.

Тип занятия КУЗ.

Продолжительность: 90 мин.

Место проведения: каб. анатомии.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- нарисовать вегетативную рефлекторную дугу

- показать в атласе, таблицах отделы, нервы, сплетения ВНС

- использовать медицинскую терминологию

Обучающийся должен знать:

- классификацию ВНС, общую характеристику ВНС и ее частей

- центральные и периферические отделы, влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на деятельность внутренних органов

Овладеть компетенциями: ОК-1-6, ОК-8, ОК-11, ПК1.1-1.3, ПК2.1-2.8, ПК3.1-3.3.

1.Вопросы для самоподготовки:

ВНС, ее подразделения, составные части.

Особенности иннервации ВНС.

Симпатический отдел ВНС.

Парасимпатический отдел, локализация нервов, ганглиев; функция, влияние на органы.

Парасимпатические волокна идущие в составе ЧМН.

Понятие медиаторов. Медиаторы симпатического и парасимпатического отделов ВНС.

2.В дневнике для практических занятий:

1)Нарисовать схематично вегетативную рефлекторную дугу.

3)Составит сводную таблицу иннервации ВНС.

  Симпатическая нервная система Парасимпатическая нервная система
1. локализация центров    
2. локализация ганглиев    
3.преганглионарные волокна    
4.постганглионарные волокна    
5.медиаторы    
6.общие функции    
7.Влияние6 -на слюнные железы -слезные железы -зрачок -сосуды и сердце -органы дыхания    

3)Заполнить немые снимки (вегетативная нервная система).

Литература.

Основные источники:

· «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии» А.А. Швырёв. – М.: Феникс, 2004. – 416с.

· «Атлас анатомии человека» Р.П. Самусев, В.Я. Липченко. – М.: Мир и Образование, 2003. – 320с.

· «Анатомия и физиология человека» Н.И. Федюкович. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003. – 416с.

· «Анатомия и физиология человека» И.В. Гайворонский. – М.: Академия, 2011. – 456с.

Дополнительные источники:

· «Анатомия и физиология человека» (с особенностями детского организма) М.Р.Сапин. – М. Академия, 2002. – 448с.

· «Анатомия человека: атлас» М.М. Курепина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 240с.

· «Физиология человека в схемах и таблицах» В. Б. Брин. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999. – 352с.

· «Физиология и анатомия человека» Э.В.Семенов. – М.: СЭВ-Пресс, 2002. – 480с.

· «Нормальная анатомия человека» И.В.Гайворонский. – М.: СпецЛит, 2001. – Т.1. – 560с.

· «Нормальная анатомия человека» И.В.Гайворонский. – М.: СпецЛит, 2001. – Т.2. – 424с.

· «Анатомия человека» М.Г. Привес. – М.: Медицинская литература, 1985. – 672с.

· «Анатомия человека. Цветной атлас и учебник анатомии» И Вайтмор. – М.: Астрель, 2005. – 382с.

Практическое занятие №15.

Тема: Органы чувств.

Тип занятия КУЗ.

Продолжительность: 90 мин.

Место проведения: каб. анатомии.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- показать на муляже или в атласе корковые отделы анализаторов

- использовать медицинскую терминологию

Обучающийся должен знать:

- отделы сенсорной системы

- этапы сенсорного процесса

- что такое анализатор по Павлову

- виды анализаторов

- рецепторы, виды, функции

- классификация сенсорных систем

- соматическая сенсорная система

- проприорецепторы

- обоняние

- вкусовой анализатор

- слух

- вестибулярная нервная система

- зрение

- висцеральная нервная система

- ноцицептивная (болевая) сенсорная система

Овладеть компетенциями: ОК-1-6, ОК-8, ОК-11, ПК1.1-1.3, ПК2.1-2.8, ПК3.1-3.3.

1.Вопросы для самоподготовки:

1) Отделы сенсорной системы.

2) Этапы сенсорного процесса.

3) Виды анализаторов.

4) Рецепторы, виды функции.

5) Классификация сенсорных систем.

6) Соматическую сенсорную систему.

7) Проприорецепторы.

8) Обоняние.

9) Вкусовой анализатор.

10) Слух.

11) Вестибулярную нервную систему.

12) Зрение.

13) Висцеральную нервную систему.

14) Ноцицептивная (болевая) сенсорная система.

2. В дневнике для практических занятий:

1)Записать и выучить значения терминов

2)Заполнить немые снимки (ухо, глаз, кожа).

Литература.

Основные источники:

· «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии» А.А. Швырёв. – М.: Феникс, 2004. – 416с.

· «Атлас анатомии человека» Р.П. Самусев, В.Я. Липченко. – М.: Мир и Образование, 2003. – 320с.

· «Анатомия и физиология человека» Н.И. Федюкович. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003. – 416с.

· «Анатомия и физиология человека» И.В. Гайворонский. – М.: Академия, 2011. – 456с.

Дополнительные источники:

· «Анатомия и физиология человека» (с особенностями детского организма) М.Р.Сапин. – М. Академия, 2002. – 448с.

· «Анатомия человека: атлас» М.М. Курепина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 240с.

· «Физиология человека в схемах и таблицах» В. Б. Брин. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999. – 352с.

· «Физиология и анатомия человека» Э.В.Семенов. – М.: СЭВ-Пресс, 2002. – 480с.

· «Нормальная анатомия человека» И.В.Гайворонский. – М.: СпецЛит, 2001. – Т.1. – 560с.

· «Нормальная анатомия человека» И.В.Гайворонский. – М.: СпецЛит, 2001. – Т.2. – 424с.

· «Анатомия человека» М.Г. Привес. – М.: Медицинская литература, 1985. – 672с.

· «Анатомия человека. Цветной атлас и учебник анатомии» И Вайтмор. – М.: Астрель, 2005. – 382с.

Итоговое занятие №16

Продолжительность: 90 мин.

Место проведения: каб. анатомии.

В результате освоения учебной дисциплины:

Вопросы для самоподготовки:

Практические занятия 1-15

Дневники для практических занятий:

1)Подготовить лекции, семинары, домашнюю самостоятельную работу.

2)Подготовиться к итоговому тесту.

Литература:

См. практические занятия 1-15

АНАТОМИЯ НЕМЫЕ ТАБЛИЦЫ

ОБЩИЙ ВИД МОЗГА

МОЗЖЕЧОК

СТВОЛ МОЗГА

ЧЕРЕПНЫЕ НЕРВЫ

АНАТОМИЯ СПИННОГО МОЗГА

СПИННОЙ МОЗГ И НЕРВ (ДЕТАЛИ)

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ)

ВЕТЕТАТИВНАЯ НЕВНАЯ СИСТЕМА (СИМПАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ)

ШЕЙНОЕ И ПЛЕЧЕВОЕ СПЛЕТЕНИЕ

ПОЯСНИЧНОЕ И КРЕСТЦОВОЕ СПЛЕТЕНИЕ

ОРГАН ВКУСА (ВКУСОВЫЕ РЕЦЕПТОРЫ)

СТРОЕНИЕ УХА

ПОДРОБНОСТИ СТРОЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО УХА

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГЛАЗА

ПОДРОБНОСТИ СТРОЕНИЯ ГЛАЗА

МЫШЦЫ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА (НАРУЖНЫЕ)

МЫШЦЫ ЛИЦА

МЫШЦЫ ЧЕЛЮСТЕЙ И ЯЗЫКА

МЫШЦЫ ШЕИ И РОТОВОЙ ПОЛОСТИ

МЫШЦЫ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА

МЫШЦЫ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ (ВИД СБОКУ)

МЫШЦЫ ГРУДИ И ЖИВОТА

МЫШЦЫ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА

МЫШЦЫ ПЛЕЧА

МЫШЦЫ ПРЕДПЛЕЧЬЯ

МЫШЦЫ БЕДРА (ВИД СПЕРЕДИ)

МЫШЦЫ БЕДРА (ВИД СЗАДИ)

МЫШЦЫ ГОЛЕНИ (ВИД СПЕРЕДИ И СБОКУ)

МЫШЦЫ ГОЛЕНИ (ВИД СЗАДИ)

Наши рекомендации