Практическая часть занятия
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со студентами
III курса
по пропедевтике внутренних болезней
Тема: Схема обследования терапевтического больного.
История болезни. Расспрос как метод субъективного
исследования больного.
Время: 3 часа
Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний.
Цель занятия.
Ознакомиться с общим планом обследования больного, схемой истории
болезни. Научиться проводить расспрос больного: уточнение паспортных данных, методика собирания жалоб, анамнеза заболевания и анамнеза жизни.
Мотивация для усвоения темы.
Своевременное распознавание заболевания возможно только путем выявления его признаков, получаемых с помощью методического обследования больного - человека. Центральное место в этом занимает специальный расспрос больного анамнез - совокупность сведений об исследуемом, полученных методом расспроса и получения дополнительной информации из медицинской документации. Сведения, получаемые врачом об ощущениях больного, являются исходным пунктом для дальнейшего объективного исследования. Непринужденный рассказ больного о его страданиях, внимательно выслушанный исследующим, является незаменимым условием для создания атмосферы доверия, которая необходима для успешного хода лечения. В некоторых случаях анамнез позволяет сразу выявить истинную природу заболевания. Особенно важное значение имеет правильно собранный анамнез для распознавания заболевания в самых ранних его стадиях, когда в пораженных органах ещё не отмечается грубых органических изменений, доступных выявлению объективными методами исследования.
Требования к исходному уровню знаний.
Студент должен знать.
1. Общий план обследования больного.
2. Основные разделы медицинской карты стационарного больного (истории болезни).
3. Порядок расспроса общих сведений о больном (паспортных данных), диагностическое значение.
4. Методику собирания жалоб больного, анамнеза заболевания и анамнеза жизни.
Студент должен уметь.
1. Проводить расспрос больного:
а) выяснить паспортные данные;
б) собирать, детализировать и систематизировать жалобы больного;
в) собирать анамнез болезни и жизни больного.
2. Систематизировать данные, полученные путем расспроса больного, и давать им оценку.
Контрольные вопросы из смежных дисциплин.
1. Паспортный и биологический возраст.
2. Генетические основы наследования заболеваний. Заболевания, сцепленные с полом.
3. Эндемические заболевания.
4.Аллергические реакции.
Контрольные вопросы по теме занятия.
1. Последовательность (общий план) обследования больного.
2. Основные разделы медицинской карты стационарного больного (истории болезни). Медицинское и юридическое значение истории болезни.
3. Значение расспроса паспортных данных больного.
4. Методика сбора жалоб больного. Основные (главные) и дополнительные (второстепенные) жалобы.
5. Методика и последовательность выяснения истории развития настоящего заболевания (анамнеза болезни).
6. Методика сбора анамнеза жизни. Разделы анамнеза жизни и последовательность их выяснения.
Практическая часть занятия.
1. Знакомство с историей болезни (медицинской картой стационарного больного).
2. Демонстрация преподавателем методики расспроса больного.
Ход занятия.
В ходе занятия проводится обсуждение темы по контрольным вопросам, знакомство студентов с методикой расспроса больного.
Общий план обследования больного.
Медицинское обследование пациента представляет собой комплекс исследований, с помощью которых можно выявить индивидуальные особенности больного или здорового человека, оценить состояние здоровья и при необходимости подобрать рациональный план его укрепления.
Все методы исследования больногоразделяют на основные и вспомогательные (дополнительные).
Основные методы исследования больного.
1. Расспрос больного (interrogatio) или анамнез (от греч. «anamnesis» – воспоминание).
2. Осмотр (inspectio).
3. Ощупывание (palpatio).
4. Выстукивание (percussio).
5. Выслушивание (auscultatio).
Вспомогательные методы исследования больного.
1. Различные измерения (температуры тела, роста, веса, окружности грудной клетки, суточного количества мочи и др.).
2. Лабораторные исследования жидкостей организма и его выделений (кровь, спинномозговая жидкость, желудочный сок, желчь, моча, выпоты в полости тела, мокрота, гной и др.).
3. Морфологические исследования органов, тканей, жидкостей организма и его выделений.
4. Инструментальные исследования (ЭКГ, рентгенологические, исследования функции дыхания, изотопные исследования, ультразвуковые, эндоскопические методы и др.).
Также по способу получения информации о больном методы исследования делятся на субъективные и объективные (физикальные).
Субъективный метод исследования больного подразумевает рассмотрение пациента, как субъекта, который дает показания, вспоминает и рассказывает о тех ощущениях и событиях, что сопровождали его заболевание от самого его начала, что предшествовали ему. Субъективные данные о больном врач получает методом расспроса (interrogatio). Данные, получаемые путем расспроса, называются анамнезом (anamnesis – воспоминание), потому что больной делится с врачом воспоминаниями о себе, своей болезни и жизни.
Объективные (физикальные) методы исследования подразумевают больного, как объект обследования, которое выполняет врач, опираясь на свои органы чувств и умение манипулировать рядом практических действий. Объективные методы объективного исследования разделяют на основные (осмотр, ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия) и выслушивание (аускультация)) и вспомогательные (измерения, лабораторные, морфологические и инструментальные методы).
Для того, чтобы обследование пациента было полным и системным, необходимо всегда использовать сочетание основных и вспомогательных методов исследования в ходе диагностического процесса и проводить его по следующему плану.
1. Расспрос больного:
а) уточнение паспортных сведений;
б) собирание жалоб;
в) выяснение истории настоящего заболевания (анамнез болезни);
г) собирание истории (анамнеза) жизни.
2. Объективное исследование:
а) осмотр больного;
б) пальпация;
в) перкуссия;
г) аускультация;
д) лабораторно - инструментальные методы исследования.
Такое методическое обследование учит студента (врача) тщательному всестороннему и полному исследованию пациента и своевременному распознаванию заболевания.