Ситуационные задачи для разбора на занятии

Методические указания для студентов 3 курса

Специальности 060101 Лечебное дело

к практическому занятию

по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»

Тема:Типовые формы нарушений в системы гемостаза, их роль в патогенезе заболеваний человека.

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах нарушений в системы гемостаза, уметь проводить патофизиологический анализ клинических и модельных ситуаций, связанных с патологией гемостаза.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм патологии системы гемостаза;

- обучить методам патофизиологического анализа состояний, связанных с нарушениями в системе гемостаза на основе разбора гемостазиограмм;

- изучить роль нарушений функции системы гемостаза в формировании заболеваний человека, в том числе, стоматологической патологии.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: общую характеристику системы гемостаза, структуру, функции.

После изучения темы: определение, классификацию основных нарушений гемостаза, патогенетические механизмы нарушений гемостаза, основные функциональные и метаболические нарушения, возникающие при патологии гемостаза, алгоритм разбора гемостазиограмм, методы диагностики и принципы коррекции типовых форм патологии системы гемостаза.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:оценивать числовые значения показателей гемостазиограммы на основе предложенного алгоритма, обьяснять механизмы развития типовых форм нарушения гемостаза, предлагать принципы коррекции.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Общая характеристика системы гемостаза: основные механизмы остановки кровотечения (тромбоцитаро-сосудистый, коагуляционный); механизмы противосвёртывания; механизмы фибринолиза.

2). Клинико-лабораторная характеристика системы гемостаза: типы кровоточивости, данные лабораторной диагностики и принципы оценки активности тромбоцитарно-сосудистого и коагуляционного гемостаза, системы антикоагулянтов и фибринолиза. Алгоритм разбора гемостазиограмм.

3). Этиопатогенетическая классификация нарушений гемостаза: геморрагические диатезы, тромбофилии, комбинированные нарушения – тромбогеморрагический синдром.

4).Причины, механизм и последствия нарушения тромбоцитарно-сосудистого (первичного) гемостаза: тромбоцитопении, тромбоцитопатии, вазопатии.

5).Причины, механизм и последствия нарушения коагуляционного (вторичного) гемостаза: тромбопластинопатии, тромбинопатии, фибриногенопатии.

6). Этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики и патогенетической терапии тромбозов.

7). Причины, механизм и последствия нарушения функции противосвёртывающей системы: антикоагулянтов (первичных и вторичных) и системы плазминогена.

8). Этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики и патогенетической терапии гемофилии и болезни Виллебранда, тромбоцитопенической пурпуры, тромбастении Гланцмана, геморрагических васкулитов

9). ДВС-синдром (тромбогеморрагический): основные причины, патогенез, стадии развития, принципы лабораторной и клинической диагностики и патогенетической терапии.

Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм разбора гемостазиограммы:

1. Провести общую оценку системы гемостаза - выявить склонность к кровоточивости или тромбофилии по следующим тестам:

Длительность капиллярного кровотечения по Дьюку;

Время свертывания по Ли-Уайту;

АЧТВ;

Протромбиновое время;

Содержание фибриногена

2.Провести анализ тромбоцитарно-сосудистого гемостаза, оценить количество и качество тромбоцитов, сосудистого компонента по следующим тестам:

Длительность капиллярного кровотечения по Дьюку;

Количество тромбоцитов, адгезия, агрегация, проба жгута.

3. Провести анализ коагуляционного гемостаза по следующим тестам, оценить активность коагулянтов, участвующих в свёртывании крови по внутреннему пути и внешнему пути:

АЧТВ

Протромбиновое время

МНО

Концентрация фибриногена по Клауссу

Тромбиновое время

Проанализировать результаты тестов, сделать заключение о наличие коагулопатии I фазы, II фазы и .III фазы.

4.Оценить ретракцию.

Индекс ретракции

5.Оценить активность антикоагулянтов.

Тромбиновое время

Время свободного гепарина

Определить наличие продуктов деградации фибриногена/фибрина.

6.Написать патофизиологическое заключение, представить возможную этиологию и патогенез выявленных нарушений гемостаза, предложить принципы терапии.

Алгоритм разбора гемостазиограммы с примером анализа (Задача 1).

I. Выявить склонность к кровоточивости- или тромбообразованию (общая оценка).
Длительность кровотечения по Дуке - в норме Время свертывания по Ли-Уайту - удлинено АЧТВ – удлинено Протромбиновое время- удлинено Концентрация фибриногена – снижена Склонность к гипокоагуляции
II. Анализ активности тромбоцитарно-сосудистого механизма гемостаза.
Длительность кровотечения по Дуке - в норме Количество тромбоцитов - в норме Агрегация - в норме Проба жгута - отрицительная Тромбоцитарно-сосудистый гемостаз не нарушен
III. Анализ активности коагуляционного механизма гемостаза (по фазам).
1) Оценка активности коагулянтов I фазы.
Время свертывания по Ли-Уайту - удлинено Время рекальцификации плазмы - удлинено АЧТВ - удлинено Снижена активность коагулянтов I фазы
2) Оценка активности коагулянтов II фазы.
Протромбиновое время – удлинено МНО- удлинено Снижена активность коагулянтов II фазы
3) Оценка активности коагулянтов III фазы.
Концентрация фибриногена - снижена Снижена активность коагулянтов III фазы
4) Оценка ретракции
Индекс ретракции - в норме Ретракция не нарушена
IV. Оценка активности антикоагулянтов.
1) Оценка активности антитромбиновой системы плазмы.
Тромбиновое время - в норме Активность антитромбиновой системы в норме
2) Оценка активности гепарина
Время свободного гепарина - в норме Активность гепарина в норме
3) Оценка активности ПДФ
Содержание ПДФ в норме Активность ПДФ не изменена

Наши рекомендации