Детское плавание для гармоничного развития ребёнка
Введение
Солнце, воздух и вода при правильном их использовании являются источником закалки и укрепления здоровья человека. Однако нарушения правил поведения при нахождении у водоемов влекут за собой тяжелейшие последствия вплоть до утопления.
Вот почему каждый человек должен своевременно научиться плавать, постоянно соблюдать меры безопасности на воде и уметь оказывать помощь пострадавшим. Особенно опасно нахождение у воды детей без присмотра взрослых.
Умение человека плавать является своего рода прикладным навыком. Гибель людей от утопления являлась и является серьезной проблемой.
Люди пытались решить эту проблему еще с древних времен. Первые приемы отличались примитивностью. Оживлять тонувших пытались, поворачивая их с живота на спину и обратно, катая их в бочке, возя на быке, подбрасывая на простынях и так далее. В дальнейшем стали применять более действенные способы.
Существуют разные виды плавания. В литературе обычно упоминается спортивное плавание, массовое плавание, а также дошкольное, зимнее, подводное и т. д. Точную классификацию видов плавания найти, наверное, невозможно, так как к массовому плаванию можно отнести зимнее, дошкольное (чётких границ нет), а подводное плавание для многих является спортом (то есть, спортивное плавание), но несмотря на это, по – моему, любой вид плавания имеет своё прикладное значение. Конечно, кто-то может сказать, что в большом спорте плавание не имеет прикладного значения, так как приводит к чрезмерным физическим нагрузкам и как следствие к износу организма, но я не буду рассматривать этот случай.
Основные цели прикладного плавания это:
▪ Общее повышение работоспособности, жизнерадостности и отдых на воде.
▪ Непосредственно закаливание.
▪ Обеспечение гармоничного развития маленьких детей и взрослых людей.
▪ Профилактика болезней и лечение уже имеющихся болезней.
▪ Другие цели.
Массовое плавание для отдыха и повышения работоспособности
Организованное пребывание в воде, при котором разносторонне применяются игровые и соревновательные формы из всех областей плавания, игры, ныряния и прыжки, обозначается как “массовое плавание”. Здесь на первом плане стоят: общее повышение работоспособности, жизнерадостности и отдых, повышение сопротивляемости за счёт влияния солнца, воздуха и воды. Соревнования в массовом спорте старше, чем нынешние спортивные дисциплины. Они почти не ограничиваются предписаниями. Творческой силе и находчивости, включая систему проведения и способы судейства, предоставляется полная свобода.
В массовом плавании можно достичь большого воздействия малыми затратами.
Ныряние
Нырять можно как в длину (тело движется в горизонтальной плоскости, ниже поверхности воды), так и вертикально (в глубину). Навыки в нырянии необходимы при оказании помощи пострадавшему, при поиске и подъеме со дна небольших предметов и т. д.
В отличие от плавания ныряние связано с продолжительной задержкой дыхания. Средняя продолжительность задержки дыхания обычного вдоха у нетренированного человека в состоянии покоя составляет 56 секунд, после выдоха – 40 секунд, у спортсменов-пловцов – несколько минут.
Выполняя упражнения с нырянием, пловец может погружаться в воду прыжком с берега (рис. 1) бортика бассейна или непосредственно с поверхности воды (рис. 2). В этих случаях применяется техника спортивных способов плавания.
Рис. 1.Ныряние в воду прыжком с берега | Рис. 2. Ныряние в воде стоя на дне |
Обучаться нырянию можно только в местах, где вода совсем прозрачная и нет никакого течения. Желательно также, чтобы место обучения было от поверхности до дна со всех сторон отгорожено щитами. Обучаться необходимо под присмотром тренера или опытных пловцов. Ни в коем случае нельзя соревноваться в нырянии на самое большое расстояние или на самое длительное время. Продолжительная задержка дыхания может привести к внезапной потере сознания, а в воде это очень опасно. При первых пробах можно погружаться не больше чем на 10—15 секунд (даже тогда, когда подросток чувствует, что мог бы держаться без дыхания значительно дольше). Перед нырянием необходимо выполнить несколько вдохов и выдохов, чтобы обогатить кровь кислородом.
Ныряние в длину
Нырять с берега можно прыжками вперед головой и вниз ногами. В незнакомом водоеме, где под водой могут быть палки, камни, деревья, скалы и т. д., лучше войти в воду до пояса, присесть, погрузиться и оттолкнуться от дна, нырнув в нужном направлении.
Ныряние способом «кроль»
Применяют два варианта ныряния способом «кроль». Можно нырять, работая только ногами. При этом руки вытягивают вперед, кисти кладут одна на другую, голова занимает положение между рук, а все тело пловца вытянуто в прямую линию (рис. 3). Глубину ныряния пловец регулирует положением кисти и предплечья. Нырять таким способом рекомендуется только тем пловцам, которые от работы ногами кролем получают высокую поступательную скорость. В другом варианте пловец одновременно работает и руками, как и при плавании кролем на груди, но, конечно, не вынося их на поверхность воды (рис.4).
Рис 3. Ныряние под водой кролем на груди, работая лишь ногами | Рис. 4. Ныряние под водой кролем на груди |
Ныряние способом «брасс»
Техника ныряния брассом отличается от техники плавания этим же способом. После ныряния туловище принимает горизонтальное положение и не колеблется ни по поперечной, ни по вертикальной оси. Ноги пловец вытягивает так, чтобы пятки перед толчком были выше таза. Руки работают так же, как и при плавании брассом, с той лишь разницей, что в момент гребка они меньше отходят вниз и заканчивают гребок за уровнем плеч. Соединение движений руками и ногами характеризуется только запоздалым подтягиванием ног. Толчок начинается тогда, когда руки заканчивают движение в исходное положение (рис. 5).
Применяют также вариант ныряния способом брасс с гребками руками до бедер, при котором руки и ноги работают раздельно: после гребка руки находятся вдоль бедер и в этот момент наступает пауза в движениях ногами (рис. 6).
Рис. 5. Ныряние под водой брассом | Рис. 6. Ныряние под водой брассом гребками до бедер |
Ныряние способом на боку
При нырянии этим способом руки работают по очереди, как при плавании на боку, или одновременно. При нырянии необходимо, опираясь руками на воду, поднять голову и плечи и, выполнив глубокий вдох, нырнуть. После ныряния занять положение грудью вниз, подтянуть ноги, выполнить толчок, как при плавании брассом или на боку, выпрямляя руки в направлении ныряния, и дальше плыть, использую один из этих способов (рис. 7).
Нырять желательно тем способом, который лучше освоен. Однако следует иметь в виду, что, работая ногами, как при плавании на боку, тяжело держать необходимое направление движения.
Рис.7. Ныряние под водой на боку |
Ныряние в глубину
Когда нужно нырнуть на определенную глубину, свыше 1,5 – 2 м, лучше прыгать в воду вниз ногами, чтобы избежать удара головой об дно.
Нырнуть в глубину с поверхности воды можно двумя способами.
1. Вытянуть под водой руки вперед, ноги согнуть, приблизить их к туловищу. Энергичным гребком вниз повернуть туловище головой и плечами вверх и подать вверх. Сразу же выполнить толчок ногами, как при плавании брассом. Таким образом пловец выскочит из воды по пояс и как бы выполнит стойку «смирно». Когда движения ногами и руками выполнено, тело пловца пойдет вниз, погружаясь с головой (рис. 8).
Если достигнутая глубина погружения ногами окажется небольшой, увеличить ее можно за счет энергичного гребка руками через стороны вверх. Достигнув необходимой глубины, пловец группируется, поворачивает голову в нужном направлении, выполняет толчок ногами, работая ими как при плавании способом брасс или на боку, и плывет дальше тем способом, который лучше освоил.
Рис. 8. Ныряние в воду вниз ногами |
2. Пловец группируется как можно более плотно у поверхности воды. Руки необходимо отвести назад вдоль туловища. Выполнив энергичный гребок руками сверху вниз, следует повернуться вниз головой и выпрямить ноги вверх, а руки вниз, как бы стремясь встать в стойку вверх ногами. Ноги окажутся над поверхностью, и их вес погружает пловца в воду (рис. 9).
Чтобы достичь большей глубины погружения, можно выполнять гребки руками и ногами, а на требуемой глубине наметить направление ныряния.
Рис. 9. Ныряние в воду вниз головой |
Ныряют в глубину в основном, чтобы достать предметы со дна водоема. Если пловец, достигнув дна, сразу не найдет нужный предмет, то, продолжая поиск, ему необходимо плыть около дна, работая только ногами, а руки вытянуть вперед в стороны, чтобы не удариться обо что-нибудь головой. В очень мутной воде почти ничего не видно, дно и предметы приходится ощупывать руками.
Подниматься на поверхность воды следует отталкиваясь от дна ногами (если оно не слишком илистое) или сгруппировавшись как бы сидя. Руки вытягивают вверх, выполняя ими сильный гребок через стороны вниз, прибавляя к нему сильный толчок ногами, как при брассе, и всплывают вверх.
Выныривая, не надо спешить выполнять вдох, поспешность может привести к тому, что в легкие попадет вода.
Прыжки в воду
Основная особенность прыжков в воду в том, что их выполнение связано с проявлением волевого усилия, направленного на преодоление страха перед высотой. А это в свою очередь способствует развитию таких физических и моральных качеств и навыков, как сила, ловкость, выносливость, смелость, настойчивость, умение владеть своим телом в пространстве в безопорном положении и т. д. Благодаря этому прыжки в воду являются незаменимым способом физической подготовки будущих летчиков, моряков, альпинистов, верхолазов, представителей ряда других профессий. Кроме того, умение прыгать в воду имеет очень большое значение при несчастных случаях на воде, авариях, катастрофах. Спасение людей часто зависит от того, насколько своевременно и умело прыгают в воду с борта корабля, с высокого и крутого берега, с моста те, кому угрожает опасность, или при спасении ими других людей.
Соревнования по прыжкам в воду привлекают большое количество зрителей, которые с волнением следят за выполнением красивых, технически совершенных прыжков, усложненных разными захватывающими комбинациями. Из этого следует, что прыжки в воду – это еще и прекрасный способ пропаганды занятий плаванием.
На первом этапе обучения подростков применяют специальные прыжки, которые являются подготовительными для изучения прикладного спортивного навыка плавания. Техника их выполнения несложна, и ее легко осваивают новички. Учебные прыжки разделяют на три группы: соскоки, спады и собственно прыжки.
Соскок
Соскок – вход в воду ногами вниз, почти без подпрыгивания, выполняется с высоты 0,3 –
1,0 м.
Соскоки желательно осваивать в следующей последовательности.
1. Простой соскок ногами вниз из стойки «смирно» лицом к воде. Немного наклонить туловище вперед, одной ногой
(выпрямленной в коленном и голеностопном суставе) выполнить шаг вперед, после чего оттолкнуться от опоры другой ногой.
В воздухе обе ноги вытянуть и соединить (рис. 10).
Рис. 10. Простой соскок ногами вниз |
2. Соскок ногами вниз из задней стойки.
Из стойки «смирно» спиной к воде немного согнуть ноги в коленных суставах и, удерживая туловище в вертикальном положении, выполнить соскок толчком назад-вверх. В воздухе зафиксировать положение прогнувшись с разведенными в стороны руками и немного поднятой головой. При входе в воду опустить руки через стороны вниз и прижать их к туловищу (рис. 11).
Рис. 11. Соскок ногами вниз из задней стойки |
3. Соскок ногами вниз в группировке. Из стойки «смирно» лицом к воде немного согнуть ноги в коленных суставах, оттянуть обеими ногами вверх и немного вперед. В воздухе быстро согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, подтянув колени к груди и обхватив голень руками, зафиксировать таким способом положение в группировке, быстро выпрямиться и войти в воду ногами.
4. Аналогичный соскок из задней стойки.
Спады
Спады – прыжки без отталкивания. Применение спадов имеет цель научить новичка после потери равновесия падать с высоты, входя в воду вниз головой, а также удерживать тело вытянутым при входе в воду. Выполняют с высоты 0,3 – 1,0 м и осваивают в следующем порядке.
1. Спад вперед из исходного положения сидя на бортике бассейна или стартовой тумбочки. Из положения сидя подтянуть руки вверх и соединить кисти рук за головой, после чего опустить руки и голову в направлении воды и упасть вперед. В воздухе быстро выпрямиться, входя в воду руками и головой вперед (рис. 12).
Рис. 12. Спад вперед из исходного положения сидя на бортике (тумбочке) бассейна |
2. Спад вперед из исходного положения в группировке. Из стойки «смирно» поднять руки вверх и соединить кисти рук за головой. Присесть и сгруппироваться, после чего опустить руки и голову в направлении к воде и упасть вперед. В воздухе быстро (сразу же после того, как ноги отделяются от опоры) выпрямиться. Входить в воду руками вперед (рис. 13).
3. Спад вниз из исходного положения прогнувшись. Из стойки «смирно» поднять руки вверх и соединить кисти рук за головой. Подняться на носках, прогнуться и, утратив равновесие, упасть вперед – вниз, сохранив в полете положение тела, при котором голова расположена между руками, ноги вытянуты и напряжены (рис. 14).
Рис.14 Спад вперед из исходного положения прогнувшись |
Прыжки
Прыжки выполняют с высоты 1,0 – 3,0 м осваивают в следующей последовательности.
1. Прыжок ногами вниз из передней стойки (рис. 15). Из стойки «смирно» лицом к воде выполнить мах руками и сильно оттолкнуться вперед – вверх обеими ногами одновременно. В воздухе принять положение прогнувшись, после чего, прижав руки к туловищу, подготовиться к входу в воду вниз ногами.
Рис. 15. Прыжок ногами вниз из передней стойки |
2. Прыжок вниз головой без разведения рук (рис. 16). Из стойки «смирно» лицом к воде немного присесть, руки поднять вперед-вверх и соединить кисти, голову держать точно между руками. Утратив равновесие и начиная падать вперед, выполнить толчок ногами, и постепенно поворачиваясь в воздухе, войти в воду руками и головой.
3. Прыжок вниз головой с разведенными руками (рис. 17).
На втором этапе обучения занимающиеся должны овладеть прикладными прыжками, связанными с внезапным входом в воду. Начиная обучение, учеников желательно предупредить, что в обычных условиях опытный пловец входит в воду, как правило, по дну или (если хорошо знает дно водоема) прыжком вперед головой (рис. 18).
Рис. 16. Прыжок вниз головой без разведения рук | Рис. 17. Прыжок вниз головой с разведенными руками | Рис. 18. Прыжок с берега вниз головой |
Однако иногда складываются условия, при которых приходится прыгать в воду незамедлительно к тому же в незнакомом месте, с большой высоты (моста, причала, борта большого судна) и в одежде, держа в руках какой-нибудь предмет: при несчастных случаях, авариях, при оказании помощи утопающему и так далее. Прыжки, которые выполняются в таких условиях, называются прикладными.
В незнакомом месте прыгать желательно вниз ногами, немного согнув их в коленных и тазобедренных суставах, как бы приседая на пятки, чтобы, коснувшись дна, ослабить толчок (рис. 19). При внезапных прыжках в одежде с небольшой высоты ноги можно сгибать и больше (рис. 20).
Рис. 19. Прыжок с моста ногами вниз | Рис. 20. Прыжок с моста в одежде, согнув ноги |
Положение рук в полете может быть произвольным. Если руки ничем не заняты, чаще всего они выполняют круговые движения перед грудью. Но при входе в воду их следует держать вдоль туловища, прижав кисти к бедрам, или поднять вверх. В противном случае можно получить травму от удара о воду. Перед погружением тело напрягают, голову держат ровно.
Сразу же после погружения следует в первую очередь согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, развести руки в стороны и выполнить ими энергичный гребок сверху – вниз, чтобы остановить дальнейшее погружение, а затем выполнить такие же гребки руками, отталкиваясь ногами, как при плавании брассом, всплывая на поверхность воды.
Если необходимо выполнить прыжок, держа какой – то предмет, то входя в воду руки желательно поднять вверх – вперед, иначе груз при входе в воду может вырваться из рук и ударить в грудь или лицо.
Подальше удалиться от места кораблекрушения можно прыгая вперед головой, но это следует делать, если пловец уверен, что место достаточно глубокое, например, при прыжке с судна в море, большое озеро, реку и так далее. Когда прыгают с большой высоты, необходимо стараться не погружаться глубоко в воду, чтобы скользить по самой поверхности.
Сильный толчок хорошо выполнять с берега, с моста, борта катера или судна. Прыгать с борта обыкновенной лодки нельзя, потому что от толчка она может перевернуться. Прыгать нужно осторожно с кормы или носа лодки.
Способы преодоления водных преград с помощью поддерживающих средств
Для переправ через водные рубежи необходимо пользоваться различными поддерживающими средствами (бревнами, досками, жердями, камерами, веревками, камышом, хворостом и т. д.).
Для одиночной переправы через водный рубеж можно применять следующие способы.
1. Лечь грудью поперек доски (бревна, хвороста), обхватить доску (бревно) руками и продвигаться с помощью ног, работая способом брасс или кроль на груди (рис. 21 а).
2. Находясь сбоку от доски (бревна), захватить ее одной рукой сверху и продвигаться вперед, выполняя гребки одной рукой и движения ногами способом кроль на боку или брассом (рис. 21 б).
3. Обхватить два бревна (доски) двумя руками, продвигаться вперед, работая ногами способом брасс или кролем на груди (рис. 21 в), можно лечь на спину и работать ногами способом кроль на спине.
4. Лечь грудью на бревно и ухватиться ногами, продвигаться вперед, работая поочередно руками способом кроль на груди (рис. 21 г).
5. Используя автомобильную камеру, продвигаться вперед, работая ногами способом кроль на груди, брассом; можно лечь на спину и продвигаться вперед, работая ногами способом кроль на спине (рис. 21 д).
Преодолевать водные преграды можно и с помощью подручных средств: троса, веревки, телефонного кабеля и т. д. К тросу или веревке через каждые 6 – 7 м привязывают поплавки, и хорошо плавающие дети буксируют ее на другой берег. Переправиться по такой веревке могут даже слабо плавающие дети (рис. 22).
Если необходимо переправляться в неглубоком месте, то это можно делать
с помощью шеста и страховочной веревки (рис. 23).
Рис. 23. Преодоление водных преград с помощью шеста и страховочной веревки |
Рис. 22. Преодоление водных преград с помощью троса или веревки с поплавками |
Детское плавание для гармоничного развития ребёнка
Занятия в воде и выполнение различных движений, связанных с преодолением её сопротивления, – важнейший фактор гармоничного развития малыша (и не только малыша).
Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребёнка, трудно переоценить. Оно настолько велико, что при Международной любительской федерации плавания образован медицинский комитет, занимающийся как разработкой рекомендаций, так и распространением передового опыта занятий плаванием среди населения, и особенно детей. По данным специалистов, дозированные занятия плаванием способствуют лечению заболеваний сердечно – сосудистой системы: ишемии, стенокардии, миокардита, неврозов и др.
Детям дошкольного и младше школьного возраста, нужно прививать в основном те навыки, которые необходимы для оказания помощи пострадавшему на воде: умение плавать одним из спортивных способов (кроль, на спине, брасс, баттерфляй), нырять и ориентироваться под водой, доставать со дна различные предметы. Овладев этими навыками ребёнок в более старшем возрасте сможет оказать помощь терпящему бедствие на воде.
Иногда, в возрасте 3 – 5 лет ребёнок боится воды и поэтому ему якобы необходим комплекс предварительных упражнений для ликвидации водобоязни. По данным многолетних наблюдений таких детей в указанном возрасте совсем немного.
Тем родителям, чьи дети умываются с нежеланием, побаиваются водяных брызг, советую проявлять терпение и настойчивость, добиваться того, чтобы малыш охотно умывался, и только потом уже приступал к обучению плаванию в “домашнем бассейне”. Часто бывает и так: ребёнок систематически и успешно плавает в “домашней бассейне” (ванне) детского сада. Но летом, когда родители поехали с ним отдыхать и предложили искупаться в море, он не решился самостоятельно войти в воду. В этом случае нельзя торопить малыша; постепенно, шаг за шагом, он преодолеет психологический барьер – и произойдёт это очень скоро.
Почти все ребята среднего школьного возраста любят купаться. Весной можно начинать плавать только при температуре не ниже 18°C. Продолжительность первых купаний 3 – 5 минут. В дальнейшем время можно постепенно увеличивать до 30 – 45 минут. Купаться и плавать рекомендуется не раньше, чем через 1,5 – 2 часа после еды. При появлении озноба, вялости или головокружения надо немедленно выйти из воды. После купания полезно растереть тело махровым полотенцем, одеться и, если нужно, разогреться лёгкой гимнастикой или пробежкой.
Занимаясь плаванием с раннего возраста, ваши дети будут расти закалёнными, гармонично развитыми, совершенствовать своё мастерство!
Виды утопления
Чаще всего причиной смерти при утоплении является асфиксия – кислородное голодание и избыточное накопление углекислоты в организме человека, вследствие прекращения или затруднения дыхания.
В результате прекращения газообмена в легких к клеткам головного мозга перестает поступать кислород. Пострадавший теряет сознание, а затем происходит остановка сердца и наступает смерть.
Асфиксия может возникнуть при заполнении воздухоносных путей водой или слизью, при закрытии входа гортани запавшим языком или инородным телом, при параличе дыхательного центра.
Различают несколько видов утопления.
Белая асфиксия («мнимое» утопление) – состояние, при котором несколько капель воды, попавших в трахею или бронхи, вызывают рефлекторную остановку дыхания и прекращение работы сердца; сопровождается спазмами (сужением) мышц гортани. Кожа и слизистые оболочки бледные. Человека можно спасти через 20 – 30 минут после утопления.
При белой асфиксии, развивается рефлекторный ларингоспазм и аспирации воды не происходит, а наступает асфиксия.
Асфиксическое утопление возникает чаще у детей и женщин, а также при попадании пострадавшего в загрязненную, хлорированную воду. Может развиться отек легких.
Синяя асфиксия («истинное» утопление) возникает в результате проникновения воды в альвеолы. Перед этим попадающая в дыхательные пути вода вызывает рефлекторный спазм гортани, прекращается дыхание, человек теряет сознание, если в легкие поступает не воздух, а вода. Быстро проникая в кровь, она приводит к остановке сердца. Кожа и слизистые приобретают выраженную синюшность и отёчность. Оживить пострадавшего можно, если он пробыл под водой не более 4 – 6 минут.
Утонувших в морской воде оживить легче, чем утонувших в пресной воде, при попадании морской воды в альвеолы не наступает гемолизация крови и фибрилляции сердца. Однако у утонувших в море после оживления, как правило, развивается отек легких.
При «истинном» утоплении в пресной воде происходят нарушения легочного кровообращения, разжижение крови. Наиболее часто пострадавших извлекают из воды после прекращения жизненных функций в период клинической или биологической смерти.
Вторичное утопление (или утопление при угнетении нервной системы) – это утопление является как бы промежуточным между белой и синей асфиксией. Сердце останавливается через 5 – 12 минут после утопления.
Вторичное утопление развивается в результате остановки сердца вследствие попадания пострадавшего в холодную воду («ледяной шок», «синдром погружения»), рефлекторной реакции на попадание воды в дыхательные пути или полость среднего уха при поврежденной барабанной перепонки. Для вторичного утопления характерен выраженный спазм периферических сосудов. Отек легких, как правило, не наступает.
В легких случаях сознание может быть сохранено, но больные возбуждены, отмечается дрожь, частая рвота. При длительном и вторичном утоплениях пострадавший может быть извлечен из воды без признаков дыхания и сердечной деятельности.
Осложнения после извлечения пострадавшего из воды и оказание ему первой помощи.
При утоплении в пресной воде уже в конце первого часа, развивается гематурия. Пневмония и ателектазы легких могут развиваться очень быстро, в конце первых суток после утопления.
Остановка сердца – насоса, который перекачивает кровь. Кислород не поступает в клетки организма.
Главной задачей является немедленное восстановление кровотока в сосудах мозга, сердца и легких, чтобы обеспечить доставку кислорода.
С помощью непрямого массажа сердца в сочетании с искусственным дыханием любой человек, может вернуть пострадавшего к жизни, или по крайней мере будет выиграно время, необходимое для прибытия бригады реаниматоров.
Клиническая (обратимая) смерть – это состояние организма, при котором дыхание и сердечная деятельность прекращаются, ткани еще живут и обмен в них происходит.
Каждый оказывающий помощь должен знать признаки клинической смерти:
1. Отсутствие дыхания,
2. Сердечной деятельности,
3. Потеря сознания,
4. Расширение зрачков,
4. Появление землисто – серой окраски кожи,
5. Судороги.
В большинстве случаев установить, что у больного нет самостоятельного дыхания, не трудно. Более ранним признаком остановки кровообращения является атональное (судорожное) дыхание. Проведение массажа сердца тотчас же при появлении атонального дыхания может быстро привести к восстановлению самостоятельного дыхания и ССД.
Вслед за клинической, может наступить биологическая смерть, то есть, необратимое прекращение процессов в клетках и тканях. Явные признаки – появления трупных пятен, понижение температуры тела до окружающей.
При наступлении рефлекторной остановки сердца («мнимое» утопление) кожные покровы и слизистые оболочки у пострадавших имеют синеватую окраску. Вены, шеи и конечностей, набухшие. Изо рта, носа выделяется большое количество пенистой жидкости. Она увеличивается при сдавливании грудной клетки.
Продолжительность клинической смерти очень мала. Если пострадавший извлечен из воды без видимых признаков жизни, проведение приемов оживления начинают немедленно.
Отсутствие сердечной деятельности подтверждается исчезновением пульса на сонной артерии.
Расширение зрачков – достоверный признак клинической смерти, тем более, если глаз выглядит мертвым за счет прекращения слезоотделения и мгновенного подсыхания роговицы.
Появление землисто – серой окраски кожи свидетельствует об остановке
кровообращения в организме, о прекращении поступления в кровь кислорода.
Судороги – ранний, непостоянный симптом остановки кровообращения.
Наличие этих признаков указывает наступление клинической смерти и обязывает немедленно первую помощь по оживлению: одновременному проведению искусственного дыхания и массажа сердца!